Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 08:17, реферат
Основные препятствия развитию предпринимательства лежат в сфере институциональных основ:
имеющаяся институциональная среда не создает достаточных условий для полного использования уже существующих конкурентных преимуществ Республики Беларусь, формирует административные барьеры для предпринимательской активности;
институциональная среда по многим параметрам не гармонизирована с экономическими институтами ведущих зарубежных стран, формирует недостаточно привлекательный инвестиционный климат для зарубежных инвесторов и фактически сдерживает привлечение инвестиций для технологической модернизации отраслей и предприятий.
годы за прошедшее десятилетие превратилось в самостоятельный и весьма
влиятельный элемент рыночной экономики.
Развивать предпринимательство оказалось очень трудно. Мешает
несогласованность союзного и республиканского законодательства. Мешает
былое огосударствление не только материальной жизни, но и духовной
культуры, самой личности – винтика, которая разучилась мыслить категорией
«Я» и непрерывно срывается на идеологию «МЫ». Мешает иждивенческий
распределительный принцип, формировавшийся у нескольких поколений людей и
ставший у нас бесспорной идеологией. Практически это религиозная вера в
возможность социальных гарантий «сверху» без каких-либо усилий со стороны
каждого человека.
На первых этапах негосударственный сектор был представлен
преимущественно кооперативами, арендными и совместными предприятиями, а
также лицами, зарегистрированными как индивидуальные предприниматели. С
1992г. возросла
роль малых предприятий в
предприятиях к занятым в экономике в целом увеличилась с 4,4% в 1996г. до
7,3% в 1999г.
За последние годы темпы роста малого предпринимательства и его
эффективности замедлились. Снизился уровень рентабельности малых
предприятий: с 17,0% в 1998г. до 15,7% в 1999, в том числе частных – с
18,2% до 17,2% соответственно.
Перспективы развития предпринимательства определяется прежде всего
проводимой в стране политикой по отношению к негосударственным формам
собственности. По сути, к частным предприятиям относятся терпимо в силу их
очевидной нужности для насыщения рынка потребительскими товарами и снижения
уровня безработицы. В то же время руководящие органы должны сознавать, что
на предпринимателей целесообразнее воздействовать экономическими, а не
административными методами. Попытки волевого руководства развитием
предпринимательства приводят к перемещению предпринимательских капиталов
или в соседние страны, или в теневую экономику. И в первом и во втором
случаях бюджет теряет значительную часть налоговых поступлений.
Наиболее актуальными задачами развития малого предпринимательства на
ближайшую перспективу являются:
V применение
заявительного порядка
V сокращение числа лицензированных видов деятельности;
V гарантия
упрощённого льготного
работающих в приоритетных направлениях, а также специализированных
организаций,
оказывающих кредитные,
и
информационные услуги
V гарантия сохранения уровня налогообложения действовавшего на момент
регистрации предприятия в течение установленного законодательством
периода в случае ухудшения условий налогообложения и закрепление
перечисленных гарантий в налоговом кодексе;
V расширение сети финансовых институтов, осуществляющих кредитование малых
предприятий на льготных условиях, таких как пониженный процент, более
продолжительный срок кредитования, мягкие требования к залоговому
обеспечению, бесплатное консультирование;
V активизация государственной поддержки субъектов малого
предпринимательства,
увеличение объёмов
V создание системы гарантирования и страхования инвестиционных рисков
малого
предприятия, особенно по
V повышение достоверной статистической отчётности о развитии малого
бизнеса.
В настоящее время в РБ малому
бизнесу уделяется
приняты соответствующие законы, разрабатываются программы государственной
поддержки на общереспубликанском и областном уровнях, созданы центры и
фонды поддержки предпринимательства, ряд своеобразных экономических зон,
научно-технологических парков и инновационных центров.
Однако следует признать, что желаемые темпы развития подобных
предприятий, обозначенных в программах, зачастую не совпадают с
действительными, деловая активность малого предпринимательства снижается,
следовательно, поиск действенных и эффективных организационных
экономических инструментов государственной политики поддержки малого
бизнеса по-прежнему актуален.
Всё вышесказанное позволяет сделать заключение, что можно и нужно
работать
на благо себя, государства и общества
в целом.
В своей работе автор постарался охарактеризовать малое
предпринимательство в Беларуси в настоящее время, выделить особенности
малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его
проблемы.
Отметив необходимость
автор выяснил, что основным критерием разделения предприятий является
количество работающих на данном предприятии, которое зависит от отрасли,
которой принадлежит предприятие.
Необходимо отметить, что малый бизнес в Беларуси и уже имеет довольно
широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что
она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает
абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.
Что же касается сферы
экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как
с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная
позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.
Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются их размером.
Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и
исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая доля
оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого
бизнеса.
Исходя из особенностей определяют и функции: экономическая,
характеризуется очень высоким процентом в общем количестве предприятий и в
ВВП, а
также инновационной
раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как
личность и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно актуальна
в наши дни, когда всеобщая экологическая катастрофа, позволяет более
рационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.
Говоря о малом бизнесе надо сказать, что он наиболее эффективен лишь
при взаимодействии с крупными предприятиями и наоборот. Это единое целое,
из которого нельзя исключать отдельные части.
Автор выяснил, что на данном
этапе развития малого бизнеса
основных проблем выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю
Беларусь; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-
посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей
экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность
и недоработанность правовой базы, которая является однобокой. Негативное
отношение к малому предпринимательству государства и общества, также
является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение
меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес
оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему
финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии. И как
следствие - очень высокая криминализация малого бизнеса.
Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно
заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, которое не
хочет услышать малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно
высокий уровень. Но будем надеяться, что ситуация измениться.
Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в Беларуси – уже
реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой
сфере экономики зависит и развитие всей Беларуси в целом.