Предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 08:17, реферат

Описание работы

Основные препятствия развитию предпринимательства лежат в сфере институциональных основ:
имеющаяся институциональная среда не создает достаточных условий для полного использования уже существующих конкурентных преимуществ Республики Беларусь, формирует административные барьеры для предпринимательской активности;
институциональная среда по многим параметрам не гармонизирована с экономическими институтами ведущих зарубежных стран, формирует недостаточно привлекательный инвестиционный климат для зарубежных инвесторов и фактически сдерживает привлечение инвестиций для технологической модернизации отраслей и предприятий.

Работа содержит 1 файл

нац экономика.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

годы за  прошедшее  десятилетие  превратилось  в  самостоятельный  и  весьма

влиятельный элемент рыночной экономики.

    Развивать   предпринимательство   оказалось   очень   трудно.    Мешает

несогласованность  союзного  и  республиканского  законодательства.   Мешает

былое  огосударствление  не  только  материальной  жизни,  но   и   духовной

культуры, самой личности – винтика, которая  разучилась  мыслить  категорией

«Я»  и  непрерывно  срывается  на  идеологию  «МЫ».   Мешает   иждивенческий

распределительный принцип, формировавшийся у нескольких  поколений  людей  и

ставший у нас бесспорной идеологией.  Практически  это  религиозная  вера  в

возможность социальных гарантий «сверху» без каких-либо  усилий  со  стороны

каждого человека.

    На   первых   этапах   негосударственный   сектор    был    представлен

преимущественно кооперативами,  арендными  и  совместными  предприятиями,  а

также лицами,  зарегистрированными  как  индивидуальные  предприниматели.  С

1992г. возросла  роль малых предприятий в экономике.  Доля  занятых  на  малых

предприятиях  к занятым в экономике в  целом увеличилась с 4,4%  в  1996г.  до

7,3% в 1999г.

    За  последние  годы  темпы   роста  малого  предпринимательства  и   его

эффективности   замедлились.   Снизился   уровень    рентабельности    малых

предприятий: с 17,0% в 1998г. до 15,7% в 1999,  в  том  числе  частных  –  с

18,2% до 17,2% соответственно.

    Перспективы  развития  предпринимательства   определяется  прежде  всего

проводимой  в  стране  политикой  по  отношению  к  негосударственным  формам

собственности. По сути, к частным предприятиям относятся терпимо в  силу  их

очевидной нужности для насыщения рынка  потребительскими товарами и  снижения

уровня  безработицы. В то же время руководящие  органы должны  сознавать,  что

на  предпринимателей  целесообразнее  воздействовать  экономическими,  а  не

административными   методами.   Попытки   волевого   руководства   развитием

предпринимательства приводят  к  перемещению  предпринимательских  капиталов

или в  соседние страны, или в теневую  экономику.  И  в  первом  и  во  втором

случаях бюджет теряет значительную часть налоговых  поступлений.

    Наиболее актуальными задачами  развития  малого  предпринимательства  на

ближайшую перспективу являются:

V применение  заявительного порядка регистрации  малых предприятий;

V сокращение  числа лицензированных видов  деятельности;

V гарантия  упрощённого льготного  налогообложения   для  малых  предприятий,

   работающих  в  приоритетных  направлениях,  а  также   специализированных

   организаций,  оказывающих кредитные, консультационные,  научно-технические

   и  информационные услуги предпринимателям  и их соблюдение;

V гарантия  сохранения  уровня  налогообложения   действовавшего  на  момент

   регистрации   предприятия  в  течение   установленного   законодательством

   периода   в  случае  ухудшения  условий   налогообложения   и   закрепление

   перечисленных  гарантий в налоговом кодексе;

V расширение  сети финансовых институтов, осуществляющих кредитование  малых

   предприятий  на льготных условиях, таких   как  пониженный  процент,  более

   продолжительный   срок  кредитования,  мягкие  требования   к   залоговому

   обеспечению,  бесплатное консультирование;

V    активизация     государственной     поддержки     субъектов     малого

   предпринимательства,  увеличение объёмов финансирования  на эти услуги;

V создание  системы  гарантирования  и   страхования  инвестиционных  рисков

   малого  предприятия, особенно по долгосрочным инвестициям;

V  повышение   достоверной  статистической  отчётности  о  развитии   малого

   бизнеса.

    В настоящее время в РБ малому  бизнесу уделяется значительное  внимание:

приняты соответствующие законы,  разрабатываются  программы  государственной

поддержки на общереспубликанском  и  областном  уровнях,  созданы  центры  и

фонды поддержки  предпринимательства,  ряд  своеобразных  экономических  зон,

научно-технологических  парков и инновационных центров.

    Однако  следует  признать,  что  желаемые   темпы   развития   подобных

предприятий,  обозначенных   в   программах,   зачастую   не   совпадают   с

действительными, деловая активность  малого  предпринимательства  снижается,

следовательно,   поиск    действенных    и    эффективных    организационных

экономических  инструментов  государственной   политики   поддержки   малого

бизнеса      по-прежнему актуален.

    Всё вышесказанное позволяет   сделать  заключение,  что   можно  и  нужно

работать  на благо себя, государства и общества в целом. 
 
 

                                 Заключение 

    В   своей    работе    автор    постарался    охарактеризовать    малое

предпринимательство в  Беларуси  в  настоящее  время,  выделить  особенности

малого  предпринимательства и  обозначить  основные  и  наиболее  острые  его

проблемы.

    Отметив необходимость разделения  фирм на  крупные,  средние   и  мелкие,

автор  выяснил,  что  основным  критерием  разделения  предприятий  является

количество  работающих на данном предприятии,  которое  зависит  от  отрасли,

которой принадлежит предприятие.

    Необходимо отметить, что малый  бизнес в Беларуси и уже   имеет  довольно

широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит  в  том,  что

она  однобока  и  принятые  правовые  аспекты  не  реализуются, что делает

абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.

    Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою  нишу  в

экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную  отдачу от  работы,  как

с целыми  предприятиями-гигантами,  так  и  с  отдельным  человеком.  Данная

позиция обусловлена особенностями и  функциями малого предприятия.

    Особенности малых фирм, в первую  очередь,  определяются  их  размером.

Отсюда  вытекает и особая роль  руководителя,  и  небольшой  рынок  сбыта,  и

исключительная  гибкость в предоставлении товаров  и  услуг  и  высокая  доля

оборотного  капитала и многие другие черты, присущие только субъектам  малого

бизнеса.

    Исходя   из   особенностей   определяют   и   функции:   экономическая,

характеризуется очень высоким процентом в общем количестве предприятий  и  в

ВВП, а  также инновационной деятельностью; социальная,  функция,  позволяющая

раскрыть  индивидуальные черты человека, более  полно  реализовать  себя  как

личность  и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно  актуальна

в  наши  дни,  когда  всеобщая  экологическая  катастрофа,  позволяет  более

рационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.

    Говоря о малом бизнесе надо  сказать, что он  наиболее  эффективен  лишь

при взаимодействии с крупными предприятиями и наоборот.  Это  единое  целое,

из которого нельзя исключать отдельные части.

    Автор выяснил, что на данном  этапе развития малого бизнеса   в  качестве

основных  проблем  выделяют: бюрократизм и коррупцию,  которые поразили  всю

Беларусь; развитие  среди  субъектов  малого  бизнеса  в  основном  торгово-

посреднических  фирм;  неравномерность  и  непредсказуемость  развития  всей

экономики, как в территориальном плане, так и во временном;  недостаточность

и недоработанность правовой базы,  которая  является  однобокой.  Негативное

отношение  к  малому  предпринимательству  государства  и  общества,   также

является  очень  серьезной  проблемой,  хотя  в  последние  годы   отношение

меняется. Это связано с  тем,  что  даже  в  данных  условиях  малый  бизнес

оказывает  положительное  влияние  на  экономику.  Если  затронуть  проблему

финансирования,  то  ее  разрешение  находится  на  нулевой  стадии.  И  как

следствие - очень высокая криминализация малого бизнеса.

    Говоря  о   взаимоотношениях  малого  бизнеса  и   государства,   можно

заметить, что  здесь происходит монолог  со стороны государства,  которое  не

хочет услышать малый бизнес и вывести взаимоотношения  на  более  качественно

высокий уровень. Но будем надеяться, что ситуация измениться.

    Подводя итог,  можно  сказать,  что  малый  бизнес  в   Беларуси  –  уже

реальность, от его развития, от отношения  общества  и  государства  к  этой

сфере экономики  зависит и развитие всей Беларуси в целом.

Информация о работе Предпринимательство