Предпринимательство как особый фактор производства в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:35, реферат

Описание работы

Характеризуя предпринимательство, как особый тип экономического мышления следует отметить, что центральную роль в предпринимательской деятельности играет личность предпринимателя. Предпринимательство - это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. Быть предпринимателем - значит делать не то, что делают другие; нужно обладать особым даром воображения; даром предвидения; постоянно противостоять давлению рутины. Нужно быть способным найти новое и использовать его возможности. Нужно уметь рисковать, преодолевать и действовать не в зависимости от происходящих процессов, а самому эти процессы определять.

Работа содержит 1 файл

Наца реферат.doc

— 65.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеризуя предпринимательство, как особый тип экономического мышления следует отметить, что центральную роль в предпринимательской деятельности играет личность предпринимателя. Предпринимательство -  это не  род занятий,  а склад ума и свойство натуры.  Быть предпринимателем - значит делать не то,  что делают другие; нужно обладать особым даром воображения; даром предвидения; постоянно противостоять давлению рутины. Нужно быть способным найти новое и использовать его возможности. Нужно уметь рисковать,  преодолевать и действовать не в зависимости от происходящих  процессов, а самому эти процессы определять.

Предпринимательство – инициативная, самостоятельная деятельность граждан, их объединений, осуществляемая на свой риск, под свою имущественную ответственность, направленная на инновации и получение прибыли.

Отождествлять предпринимательство с бизнесом не совсем корректно.

Бизнес  – это любой вид деятельности, основанный на риске и направленный на получение прибыли.

Главное отличие  предпринимательства от бизнеса – новаторский характер первого, деятельность, главный смысл которой – «созидательное разрушение», непрерывный процесс продвижения, внедрения инноваций.

Центральная фигура этого вида деятельности – предприниматель, человек, обладающий уникальными, редко обнаруживаемыми способностями. Главное его качество – новаторство. Он – революционер в экономике. Прибыль для него не самоцель, а лишь символ успеха. Предприниматель: 1) берет на себя инициативу; 2) выбирает их наилучшую комбинацию; 3) побуждает различными стимулами людей к трудовой деятельности; 4) способен идти на риск; 5) готов принимать нетривиальные решения, несет за них полную ответственность.

Формы и направления предпринимательской  деятельности

Формы предпринимательской  деятельности различают в зависимости от того, как осуществляется деятельность его субъектов – самостоятельно, в кооперации с другими субъектами, на основе личного или (и) наемного труда, с использованием своих или (и) привлекаемых капиталов и имущества. В зависимости от этого различают индивидуальное, коллективное и частное предпринимательство. При этом предприятие или фирму регистрируют в соответствии с принятым законодательством, т. .е предприниматели, занимающиеся индивидуальным или частным предпринимательством (не говоря уже о коллективном), выступают как юридические лица.

  • Индивидуальное
  • Коллективное

Полное товарищество

Товарищество  на вере

Общество с  ограниченной ответственностью

Общество с  дополнительной ответственностью

Закрытое акционерное  общество

Открытое акционерное  общество

  • Государственное

Направления предпринимательской  деятельности – это конкретные ее виды: производственное, коммерческое, финансовое, страховое, посредническое.

Производственное  предпринимательство – наиболее значительный вид, ибо в нем создаются материальные и духовные ценности и блага. Этот вид предпринимательской деятельности охватывает строительство, транспорт, бытовые услуги, информацию и многое другое.

Коммерческое  предпринимательство – это торговля, продажа товаров и услуг, которые осуществляются в соответствии с известной формулой товарного обращения Т – Д – Т. Источником прибыли для коммерсанта является разница между ценами покупки и продажи.

Финансовое  предпринимательство охватывает денежно-кредитные отношения. Одни субъекты привлекают свободные денежные средства населения и юридических лиц, другие используют их в форме кредитов в сфере производственной и коммерческой деятельности в качестве инвестиций. Источник прибыли здесь – разница между процентом, который взимается с заемщика, и процентом, который выплачивается вкладчику.

Страховое предпринимательство гарантирует (за определенную плату) компенсацию возможного ущерба имущества, ценностей, жизни страхователя. Доход предпринимателя образует разница между размером страховых взносов и возможной страховой суммой.

Посредническая  деятельность – это составная часть других направлений предпринимательской деятельности. Нередко посредник лишь сводит производителей и потребителей, продавцов и покупателей, способствует свершению взаимовыгодной сделки, получая за это комиссионные.

Предпринимательство можно классифицировать по двум основаниям; по его масштабам и характеру деятельности.

1. По масштабам инициативная деятельность подразделяется на следующие виды.

Индивидуальное предпринимательство - любая созидательная деятельность одного человека и его семьи (создаются торговые лавки, небольшие аптеки, химчистки и т. п.).

Коллективное предпринимательство - полезным делом занят какой-то коллектив. Оно включает: мелкий и средний бизнес (в США к мелкому бизнесу относят предприятия с числом работников до 500 человек, в нашей стране - с существенно меньшим);

крупный бизнес - как правило, огромные акционерные общества, насчитывающие тысячи людей.

2. По своему характеру предпринимательский труд включает несколько форм. Некоммерческое предпринимательство - не связанное с продажей продукции ради обогащения. Такая благотворительная деятельность ведется культурно-просветительными и другими организациями. Например, в США 3/4 семей делают взносы на подобные цели (в 80-е годы они составляли в среднем 790 долларов в год на семью). На их долю приходится 90% всех средств благотворительных фондов, а 5% поступает от корпораций.

Коммерческая деятельность, или бизнес (англ. business - дело), - занятие, приносящее доход. В нее входят:

непроизводственный бизнес - профессиональный спорт, концертная деятельность и т. п.;

торговый бизнес - на предприятиях торговли;

бизнес в сфере услуг, например, туристический сервис, юридическая контора;

производственный бизнес - доходное дело на предприятиях в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и др.

 

Условия предпринимательской деятельности

Главные условия  успешной для предпринимателей и  эффективной для общества хозяйственной  деятельности следующие:

  1. Создание и обеспечение благоприятной конкурентной среды.
  2. Разработка и обеспечение функционирования законодательной базы хозяйственной деятельности.
  3. Создание развитой рыночной инфраструктуры.
  4. Политика поддержки и поощрения малых форм предпринимательства.
  5. Протекционная политика в отношении отечественных фирм, работающих в сфере внешнеэкономических отношений.

Обеспечивать  названные и другие условия должно государство через исполнительную, законодательную и судебную ветви  власти.

Принципы  предпринимательской деятельности

Эффективное предпринимательство предполагает наличие определенных принципов, без реализации которых оно не может достигнуть поставленных целей. Назовем их.

  1. Свободный выбор видов деятельности.
  2. Установление цен на основе экономической целесообразности и требований рынка.
  3. 3. Свободный выбор поставщиков и потребителей продукции.
  4. Свободный наем рабочей силы.
  5. Возможность привлечения имущества граждан и юридических лиц к процессу производства.
  6. Свобода распоряжаться полученным доходом и прибылью.

Эти принципы являются следствием фундаментального положения классической политической экономии, сформулированного еще его основоположниками (У. Пети, А. Смитом, Д. Рикардо): полная свобода хозяйственной деятельности. При этом правовое поле, т. е. принятое обществом законодательство, должно обеспечивать максимальную свободу предпринимательства.

 

Формально- логическая схема функционирования предпринимательства может иметь следующий вид:

КР → ФП →  П → Т → D

Кредитные ресурсы (КР) используются на приобретение факторов производства (ФП), организуется производство товаров и услуг (П), произведенные товары (Т) реализуются на рынке, обеспечивая предпринимателю денежный доход (D).

Денежный доход  за вычетом издержек (т. е. стоимости  факторов и заработной платы), процентов  за кредит и налогов образует чистую прибыль. Из нее формируется фонд развития производства и личный доход предпринимателя.

 

Одной из наиболее существенных черт рыночной системы  является предпринимательство. Оно  оплодотворяет рыночные отношения. Создает и формирует их философию. Дух предпринимательства считается четвертым фактором производства. Это Божий дар. Предпринимательству в принципе научиться нельзя. Духом, даром предпринимательства обладают примерно 5% бизнесменов.

Когда говорят, что у человека есть дух предпринимательства, то тем самым хотят подчеркнуть его особые качества и свойства как делового человека, бизнесмена. Однако между просто бизнесменом и предпринимателем громадная разница. Бизнесмен может производить один и тот же продукт много лет. Печь хлеб из поколения в поколение. Это репродуктивный бизнесмен, но не предприниматель. Предприниматель находится в постоянном поиске нового в производстве. Предприниматель ищет и пробивается на новые рынки, находит новые ресурсы. Предприниматель постоянно генерирует новые идеи в производстве, обслуживании населения. Создает новые товары. Он – источник и движущая сила – вдохновляет людей и заставляет их делать не то, что они считают нужным делать, а то, что необходимо ему. Он концентрирует энергию других и направляет ее на реализацию общей цели.

Одной из наиболее характерных черт предпринимателя  является его деятельность в условиях неопределенности, может быть, неустойчивости, когда практически невозможно предсказать результат сделки. Следовательно, он чаще других рискует и чаще других выигрывает.

Очевидно, учитывая вышеизложенное, предприниматели –  это люди исключительно мобильные и динамичные. Такие качества особенно важны при изменении технологий, спроса, качества, цен, общей потребительской психологии.

Если подвести общий итог сказанному, то суть предпринимательства выражается в свободном и организационном новаторстве.

Предпринимательство – это новое мышление. Бизнесмен  исходит из традиционных установок, в сущности своей – правильных: максимум прибыли при минимуме издержек; рациональная организация труда на предприятии; поиск внутрипроизводственных резервов. Однако при таком подходе предприятие рассматривается как “закрытая система”, его цели и задачи заданы заведомо и остаются стабильными, одними и теми же, достаточно долго. Основная стратегия такой фирмы – рост и углубление специализации производства, а четкое определение функций, правильные команды и контроль – главное в механизме управления.

Предприниматель же считает предприятие “открытой  системой” и исходит из этого. Он связывает успех в основном с тем, насколько удачно предприятие приспосабливается к своему внешнему окружению – экономическому, научно-техническому, социально-политическому, сумеет ли вовремя распознать угрозу для своего существования, не упустит ли возможностей, возникших в данной конкурентной среде, и сможет ли извлечь максимальные выгоды из этих возможностей. Как видно, предпринимательство вовсе не отрицает бизнесмена, опирается на его принципы, исходит из них, но идет значительно дальше. Ищет, рискует и, чаще всего, находит.

Коротко сущность предпринимательства можно выразить в его принципах:

  1. Ориентация на человека – он главная ценность и предприятия, и общества в целом.
  2. Беззаветное служение покупателю. Предприятие работает на него и существует благодаря ему.
  3. Создание и поддержание культурной среды фирмы, духа товарищества, взаимного уважения, демократических традиций, соблюдение этических форм поведения.
  4. Постоянное стремление вырваться вперед. Опередить, успеть, обойти, превзойти конкурента. Максимальное использование преимуществ конкурентной среды.

Так формируется  философия предпринимательства, основными  чертами которой являются: творческая активность, прагматизм, этичность.

Предпринимательство реализуется в конкретной социально-экономической  среде на макроуровне,  и оно  не может не учитывать ее, поскольку и исходит из этой среды, и приспосабливается к ней. В конечном итоге, предпринимательство является продуктом этой среды.


Информация о работе Предпринимательство как особый фактор производства в современной экономике