Предпринимательство как фактор развития производства. Предпринимательский потенциал России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Понятие предпринимательства изложено в Гражданском кодексе РФ. Он устанавливает основные правила, которым должны подчиняться участники предпринимательских отношений, и, соответственно, дает определение этих отношений.
Предпринимательство (предпринимательская деятельность) - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст.2, часть1 Гражданского кодекса РФ).

Работа содержит 1 файл

М Микроэкономика.docx

— 58.95 Кб (Скачать)
  1. Готовность к самокорректировке
  2. Умение делиться успехом
  3. Готовность противостоять сопротивлению политических структур
  4. Способность применять междисциплинарный подход
  5. Готовность к незаметной продолжительной работе
  6. Наличие сильных этических стимулов деятельности

 

Готовность к самокорректировке. Ввиду того, что для успешного социально – политического предпринимателя безусловной доминантой поведения является цель и ее достижение, то сама последовательность действий по ее достижению уже отходят несколько на второй план. Успешные социально – политические предприниматели с готовностью и легкостью изменяют ранее запланированные действия, гибко адаптируясь к изменяющимся условиям.

 

1Ситников Алексей Петрович, зав. Кафедрой политического консультирования и избирательных технологий Государственного университета – Высшей школы экономики.

Это качество может показаться простым  и банальным, но тем не менее, данный фактор не случайно оказался на первом месте из всего списка. Доминирование конечных целей, а не отдельных планов действий должно позволять успешному предпринимателю вовремя признать несоответствие планов окружающим условиям или допущенные просчеты, исправить их и с меньшей энергией продолжать реализацию проекта.

Умение делиться успехом. Для социально – политических предпринимателей умени делиться успехом, умение вовлекать в успех проекта, располагается на критическом пути к самому успеху. Чем больше предприниматель разделяет успех с другими, тем больше люди будут помогать ему, тем самым увеличивая вероятность успеха проекта для всех. Умение делиться успехом вытекает из мотивации предпринимателя, так же как и готовность к корректировкам.

Готовность противостоять сопротивлению  устоявшихся политических структур. Предприниматель должен быть готов  выступать в качестве инициатора и лидера изменений, которым будут  организованно и подчас яростно  сопротивляться уже сложившиеся  политические институты и силы.

Способность применять междисциплинарный  подход. Независимость от давления традиционных политических структур позволяет  не только высвободиться от превалирующи взглядов на проблемы, но и дают возможность социально – политическим предпринимателям использовать необходимые ресурсы нетрадиционным, новым способом. Действительно одна из современных задач социально – политического предпринимателя заключается в нахождении новых сочетаний социальных, политических, экономических и информационных ресурсов, которые бы дали намного больший эффект, нежели традиционные сочетания в рамках устоявшихся институтов.

Готовность к незаметной продолжительной  работе. Данный фактор успеха во многом связан  с умением делиться успехом, точнее сказать с будущей установкой, в силу которой социально –  политический предприниматель отдает большой приоритет реальным свершениям, а не публичному признанию. Многие социально  – политические предприниматели  тратят несколько лет на то, чтобы  постепенно продвигать свои идеи, оказывать  влияние на людей в рамках социальной сети и в ходе количества личных встреч. Именно эта заметная работа позволяет им создать необходимый  капитал. Часто предприниматели  получают признание только после  многих лет работы в полной неизвестности  для широкой публики.

Наличие сильных этических стимулов. Как отмечал Й. Шумпетер, предприниматели

заинтересованы  не в прибыли1. Ими движет желание «выиграть конкурентное сражение» и «радость творчества». Аналогичное высказывание применимо к социально – политическим предпринимателям. Но к этому еще следует добавить этическую сторону их деятельности. Предприниматель желает создать новый, лучший порядок, воплотить мечту о «новом прекрасном мире».

 

2.4.Предпринимательский потенциал России

 

Предпринимательство существовало еще в плановой советской экономике, носило теневой характер и всячески преследовалось по закону. В СССР существовали целые производства по выпуску той или иной дефицитной продукции (в основном товаров народного потребления – обуви, одежды и др.), находящиеся на нелегальном положении. Часто такие «частные производства» организовывались на каком-нибудь заводе или фабрике, где рабочие днем выполняли свою непосредственную работу, а в свободное время «левачили» на «хозяина». За такое «предпринимательство» немудрено было угодить в тюрьму, хотя народ это не останавливало. Другой формой советского предпринимательства являлись ведение личного подсобного хозяйства и кустарно-ремесленное производство с последующей реализацией продукта своего труда. Такая деятельность государством не запрещалась, но в народе подвергалась осуждению. Был и еще один вид советских «предпринимателей» – перекупщики (валютчики, фарцовщики), занимающиеся реализацией валюты (в СССР валютные сделки с физическими лицами были запрещены), пользующихся популярностью среди населения товаров. Их деятельность тоже находилась под запретом в советском государстве.

Из сказанного выше видно, что дух  предпринимательства в России существовал  даже в жестких условиях централизованной плановой экономики, хотя официального понятия предпринимательства тогда  не существовало.

В современной России предприниматели  являются еще достаточно «молодой»  социальной группой. Экономические  реформы 1990-х гг. коренным образом  поменяли ситуацию в стране и послужили  своеобразным спусковым крючком  для развития российского предпринимательства.

 

1Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры).

 

Главной задачей отечественной  предпринимательской системы стало  эффективное осуществление предпринимательской  функции экономического развития России. Таким образом, развитие национальной экономики неразрывно связано с  развитием предпринимательства.

При проведении реформ государство  определилось, что фундаментом российской экономики станет экономика регионов, от которой и будет зависеть общее  процветание государства. Экономика  регионов адекватно отражает весь спектр проблем социально-экономического положения России в целом. Субъекты РФ являются крупными экономическими районами и зонами с внутренними  и внешними межрегиональными связями, которым и отводится доминирующая роль. Приоритет новой российской экономической политики перед ведомственно - отраслевой очевиден, так первая позволяет решить проблему рационального сочетания отраслевого и территориального фактора экономики страны. Регионы играют все более заметную роль в общероссийских социально-экономических преобразованиях. Некоторые из них имеют уже достаточно большой опыт – это города Санкт-Петербург, Москва, Республика Татарстан, Новосибирская, Ленинградская, Нижегородская и Орловская области и др.

У России состояние ее предпринимательского потенциала обусловлено переходным характером российской экономики. С одной стороны, в нашей стране быстро растет численность и квалификация предпринимателей (этому способствует сравнительно радикальный характер экономической реформы и высокий уровень образования населения), расширяется предпринимательская (рыночная) инфраструктура, увеличивается число желающих стать предпринимателями, а с другой стороны, значительная часть российских предпринимателей не имеет необходимого опыта и соответствующего образования, слабы и неэффективны многие институты рыночной инфраструктуры, очень низка предпринимательская этика и культура, значительная часть населения враждебно относится к предпринимателям как слою общества.

Предприятия, осуществляющие предпринимательскую  деятельность, имеют как государственную, так и негосударственную форму  собственности, благодаря чему снимается  барьер между рыночными и нерыночными  методами хозяйствования. Это способствует увеличению динамики и эффективности  социально-экономического развития страны, особенно если она находится в  стадии переходного периода. В последнее  время создается более гибкая система для развития предпринимательской  деятельности с учетом особенностей регионов России.

В период становления российской экономики  на рыночные рельсы произошло так  называемое слияние экономических  агентов различных форм собственности  и с разной степенью экономической  состоятельности. Государство взяло на себя обязательства по оказанию помощи в становлении и развитии предпринимательства путем предоставления различных льгот, налоговых послаблений, кредитования и т. д. Изучение экономики предпринимательства, рыночной экономики, национальной экономики (российской экономики), экономики и управления народным хозяйством, маркетинга и менеджмента открывает путь к детальной проработке основ предпринимательской деятельности, развивающейся в рыночных условиях.

Характерными чертами предпринимательства  в России является тесная связь предпринимателей с государственным аппаратом. Во-первых, в стране сохраняется огромное число  полугосударственных предприятий, которые были приватизированы не полностью, и поэтому их нынешние руководители должны учитывать возможности  государственного вмешательства в  управление этими фирмами («Газпром», «ЕЭС России» и др.). Во-вторых, очень  высока зависимость даже целиком  частных компаний от государственного аппарата из-за высокой бюрократизации всей жизни в стране, в том числе  хозяйственной. В-третьих, значительная часть российских предпринимателей является выходцами из государственного аппарата, так как получила доступ к управлению приватизированными или  даже с самого начала частными компаниями в результате своих тесных связей с этим аппаратом.

К сожалению, отличительной чертой современного российского предпринимательства  является его криминализация. Немалая  часть (трудно определить какая) нового предпринимательства вышла из прежнего "теневого" бизнеса и находится  под прямым контролем криминальных структур. Эти структуры втягивают  в свою орбиту и вполне "чистый" бизнес, облагая его всевозможными  поборами. Массовым стало уклонение  предпринимателей от уплаты налогов, расцвет  теневой экономики, прямые хищения  бюджетных средств государства  и средств населения. По различным  оценкам, масштабы теневой экономики  достигают 25-40% ВВП страны. Особенно болезненным явлением, подрывающим сами основы цивилизованного предпринимательства, стала коррупция, криминальное сращивание бизнесменов и государственного аппарата.

Другой ключевой фактор - осознание  предпринимателями своей социальной ответственности. В такой стране, как Россия, где чувство социальной справедливости обострено, а от руководителя ожидают решения социальных проблем  его подчиненных, предприниматели  могут стать потенциально более  важным элементом общественно-политической жизни, чем в некоторых странах  с развитой рыночной экономикой.

Еще одна важная задача - перевести  большинство российских старых предприятий (фирм) на рельсы рыночной экономики  за счет учета воздействия рынка  не только на его внешние условия  хозяйствования, но и на внутренние, т.е. перестроить отношения в рамках компаний, внедрить современную систему  управления, расширить экономическую  демократию. Чрезвычайно важной представляется также задача формирования на приватизированных  и акционированных предприятиях новой культуры отношений между  работниками, многие из которых стали  одновременно и собственниками, и  управляющими, осознания акционерами  своих прав и обязанностей.

В этой связи чрезвычайно важны  роль и усилия государства, а также  других общественных институтов (образования, средств массовой информации и др.), направленные на формирование цивилизованного  класса предпринимателей в нашей  стране, законодательное и организационное  обеспечение этого процесса.

Возрождение предпринимательской  деятельности в России связано с  целым рядом трудностей и противоречий.

Во-первых, медленно и зачастую бессистемно  формируется законодательная база предпринимательства. Бизнес в России зарождается и развивается в  условиях имущественной неразберихи  и непомерно высоких налоговых  ставок, лишающих фирмы значительной части конечного результата деятельности.

Во-вторых, свободе хозяйственной  деятельности, договоров и объединений  противостоит монопольная организация  хозяйства, которую нельзя отменить только волевым решением, поскольку  экономические структуры России десятилетиями создавались как  монополии.

В-третьих, товарно-денежный обмен  в России сильно затруднен несовершенством  финансово-кредитных отношений (проблема обналичивания денег, кризис неплатежей и т.д.), а также высокими темпами инфляции.

В России все необходимые условия  развития предпринимательской деятельности имеются лишь частично, что накладывает  отпечаток на формы и стиль  бизнеса. Можно отметить характерные  особенности предпринимательской  деятельности в современной России.

Процесс дележа собственности идет негласно и представляет собой почву  для различного рода злоупотреблений  и создания криминальных структур.

Значительный сектор экономики  составляют государственные предприятия, большей частью полностью или  частично бездействующие, поскольку  исходная нерентабельность или огромная капиталоемкость не позволяют им справиться с трудностями организации рыночной деятельности.

Информация о работе Предпринимательство как фактор развития производства. Предпринимательский потенциал России