Предпринимательство — неотъемлемая часть рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:34, доклад

Описание работы

Понятие предпринимательской деятельности определено в статье 2 ч. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации:
предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, зарегистрированная в этом качестве в установленном законом порядке.
В этом определении следует отметить два важных момента. Во-первых, данная деятельность самостоятельная, т.е. никто не заставляет человека заниматься тем или иным делом. Он сам выбирает сферу деятельности, один или с единомышленниками организует дело.
Во-вторых, эта деятельность осуществляется на свой риск. Иными словами, если она не приносит прибыль, то это проблемы только самого предпринимателя. Поэтому к выбору и организации дела надо подходить ответственно. Поистине здесь надо семь раз отмерить, прежде чём отрезать, решив, стоит ли браться за то или иное дело и вкладывать в него свои деньги.
Однако при всей важности отмеченных моментов они не в полной мере характеризуют сущность предпринимательской деятельности, которая заключается в поиске новых, более эффективных способов использования ресурсов, гибкости действий, постоянной самообновляемости.
Еще в XIX в. В. И. Даль писал: «Предпринимать — затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного». Позже известный экономист Й. Шумпетер отметит, что «быть предпринимателем — значит делать не то, что делают другие... и не так, как делают другие». Оба эти высказывания характеризуют предпринимателя как человека, который пытается создать что-то новое и отличное от уже имеющегося, как человека поиска и реализации новых возможностей для разработки и освоения товаров, услуг, новых форм приложения капитала и способов обслуживания потребителей.
Следовательно, предпринимательство немыслимо без новаторства, творческого поиска. Этим оно отличается от обычного бизнеса, под которым понимается рутинная, повторяющаяся деятельность с целью получения прибыли.
Исходя из этого, можно дать следующее определение предпринимательства: это самостоятельная творческая деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций для создания новых и совершенствования имеющихся продуктов (услуг), производств, организаций, осуществляемая на свой риск в целях получения прибыли.
Представляется, что данное определение более полно характеризует предпринимательскую деятельность, поскольку включает все три отличительные черты: экономическую свободу деятельности, ее рисковость и, что особенно важно, творческий новаторский характер.
Именно творческий, поисковый инновационный характер предпринимательства, его нацеленность на достижение принципиально новых результатов отличают этот тип экономического поведения от репродуктивных (рутинных, шаблонных) типов.
Сошлемся на мнение известного американского экономиста П. Друкера: «Инновационная деятельность и предпринимательство в обществе так же необходимы, как и в экономике; в учреждениях сферы обслуживания — так же, как на промышленных предприятиях. Ни инновационная, ни предпринимательская деятельность не планируются, а ориентируются на определенную благоприятную возможность или определенную потребность. Инновационность и предпринимательство носят характер эксперимента, если они не в состоянии произвести ожидаемые и требуемые результаты, — они просто уходят в небытие... Они призваны поддерживать гибкость и способность к самообновлению любого общества, экономики, отрасли, сферы услуг или производства. Созидательные функции инновационной деятельности и предпринимательства отличаются целенаправленностью, определенностью и контролируемостью. От руководителей всех учреждений требуется, чтобы они превратили инновационность и предпринимательство в нормальную, непрерывную, каждодневную деятельность, в практику их личной работы и работы их организации».
В конце XX в. в развитых странах мира меняются стратегия и критерии эффективности сервисной деятельности. Необходимость постоянной динамики бизнеса дополняется совершенствованием важнейших направлений предпринимательской активности, среди которых выделим следующие:
совершенствуются типы управления, множатся разновидности управления сервисными предприятиями. В современной практике развиваются такие виды управленческой деятельности в сервисе, как менеджмент финансов, персонала, кризисный, инновационный менеджмент и др.;
совершенствуются управленческие операции внутри сервисного предприятия — прогнозирование конъюнктуры, формулирование целей, оценка собственных возможностей, выбор партнеров и поставщиков, развивается сбытовая деятельность, повышается культура проведения переговоров и т.п.;
более разнообразным становится набор финансовых инструментов: управление инвестициями, привлечение заемных средств (кредитов), лизинг, траст, факторинг, страхование и др.;
совершенствуются разного рода технологии: управленческие, организационные, технологии обслуживания потребителей и др.;
углубляется вся философия сервиса, которая приобретает ярко выраженную ориентированность на потребителя (клиенто-ориентированная философия);
наряду с жестким сервисом (выполнение нормативов, регламентирующих выполнение услуги) на