Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:48, реферат
Как указывалось выше, предпринимательство может развиваться при наличии в стране определенных внешних и внутренних факторов (условий), в совокупности обеспечивающих благоприятные возможности для развития цивилизованного преуспевающего предпринимательства, т. е. если сформирована определенная предпринимательская среда. Под предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики.
Самостоятельность и экономическая свобода субъектов предпринимательской деятельности не означают их своеволия, поэтому законодательством устанавливаются меры государственного регулирования предпринимательской деятельности и ответственности предпринимателей за нарушение соответствующих правовых актов, что и экономически, и в правовом отношении абсолютно оправданно. Вопрос лишь в том, каковы пределы ограничения экономической свободы, стабильности действия законодательных актов. Главным при установлении таких пределов должен стать основополагающий принцип: предпринимательство развивается на основе самостоятельного принятия его субъектами решений в рамках закона, а государство не должно вмешиваться в конкретную деловую жизнь предпринимателей.
Внешняя
предпринимательская
среда
Состояние
внешней предпринимательской
Чтобы добиваться успехов, предприниматели должны хорошо знать все внешние факторы и условия, чтобы в своей деятельности предвидеть их влияние на конечные результаты своего бизнеса. Как следует из учений классиков экономической теории, базой предпринимательской деятельности являются знания об основных условиях и факторах внешней среды.
Внешняя
предпринимательская среда
Приведем краткую характеристику отдельных подсистем, в совокупности составляющих интегрированную внешнюю предпринимательскую среду. Так, существенное значение для развития в стране предпринимательства имеют позитивное экономическое положение, характеризующееся формированием условий для становления конкурентного рынка как среды существования предпринимателей, а также поступательное осуществление экономических реформ, обеспечивающих возможность доступа предпринимателей ко всем видам ресурсов (кроме запрещенных законом), необходимых для развития их деятельности. На развитие предпринимательства положительно (или отрицательно) влияют следующие экономические инструменты:
Успешному
развитию предпринимательства
В Казахстане для становления предпринимательства необходимы финансово-экономическая поддержка отечественных товаропроизводителей, стимулирование экспортной продукции путем предоставления таможенных льгот.
Несомненно, что для развития предпринимательства требуются стабильность политической обстановки в стране и в отдельных регионах, согласие между всеми ветвями власти, признание ими того факта, что без развития цивилизованного предпринимательства невозможны экономический рост, эффективное развитие всех отраслей экономики и повышение благосостояния общества. Развитие предпринимательства возможно только при создании адекватной перспективному развитию страны правовой среды, не декларирующей, а четко устанавливающей права, обязанности и гарантии дееспособным гражданам на занятие предпринимательской или иной законной экономической деятельностью, защищающей цивилизованных предпринимателей от противоправных действий государственных (муниципальных) органов, должностных лиц, криминальных структур. Необходимо четкое установление ответственности предпринимателей за нарушение законодательных и нормативных актов, регламентирующих хозяйственную (предпринимательскую) деятельность. В стране должен «править бал» его Величество закон, а не чиновники, пусть даже очень высокого ранга, не олигархи, не рэкетиры и не криминальные элементы. Если это положение станет правилом, а не исключением, то можно с уверенностью сказать, что предпринимательство в Казахстане будет развиваться поступательно.
В
связи с вышеизложенным, на нынешнем
этапе развития экономики большое значение,
на мой взгляд, имеют
усиление регулирующей
роли государства в процессе становления
цивилизованного предпринимательства,
защита законных интересов предпринимателей,
обеспечение им гарантий как гражданам
и организациям.
Не
рассматривая все другие подсистемы
внешней предпринимательской среды, дадим
краткую характеристику институционально-
Несомненно, значительная роль в развитии предпринимательства принадлежит федеральным и региональным фондам поддержки предпринимательства, Торгово-промышленной палате РК и торгово-промышленным палатам, действующим в регионах, ассоциациям (союзам) предпринимателей. Большое влияние на развитие предпринимательства оказывает формирование положительного общественного мнения в средствах массовой информации (радио, телевидение, периодическая печать), поддерживающих положительный опыт хозяйствования цивилизованных предпринимателей, критикующих негативные явления ведения бизнеса, разоблачающих воров, казнокрадов.
Рынок – среда существования предпринимателей
Если в стране нет рынка, то не может быть и предпринимателей, и наоборот, поскольку предприниматели (фирмы, компании) являются ведущими субъектами рыночной экономики, наряду с домохозяйствами и государством, которое в развитой рыночной экономике является коллективным предпринимателем.
Анализ
множества определений рынка, представленных
в научной литературе, позволяет
сделать вывод, что рынок является
формой взаимоотношений между отдельными
самостоятельными, принимающими решения
хозяйствующими субъектами.
Рынок
– это сложное и многостороннее
экономическое явление; это соединение
спроса и предложения; это форма общественно-экономических
связей между предпринимателями и потребителями,
основанных на взаимной купле-продаже
товаров (работ, услуг).
Только на рынке проверяется истинная ценность (стоимость) произведенных товаров, ведь если они не будут проданы, предприниматель не получит планируемый объем прибыли. Следовательно, рынок есть не только среда (сфера) функционирования предпринимателей, но и важнейший фактор развития предпринимательства в стране при условии, что существуют и развиваются рынки всех факторов производства.
Современный рынок представляет собой организованную и относительно сбалансированную систему, обеспечивающую предпринимателям свободу при выборе способов производства и продажи различных видов и объемов товаров (работ, услуг), а всем потребителям гарантирует независимость при их приобретении. Никто не может административно (юридически) заставить кого-либо что-то производить, что-то приобретать. Рынок есть сообщество самостоятельных, независимых хозяйствующих субъектов, а предприниматель – самостоятельно хозяйствующий субъект. Рынок, по образному выражению американских ученых Р. Липси, П. Стейнера, Д. Пэрвиса, – это сцена, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии всех тех, кто принимает экономические решения. Миллионы потребителей принимают самостоятельное решение, какие товары и в каком количестве покупать, огромное число предпринимателей – что и как производить; владельцы факторов производства делают свой собственный выбор – кому и как их продавать. Все эти процессы осуществляются посредством рынка, посредством рыночного механизма.
Свободного рынка ни в одной стране нет, так как нет для него определенных экономических условий, а действует конкурентный рынок при наличии различных форм собственности, но преобладающей является негосударственная собственность при существовании развитой рыночной инфраструктуры, включающей три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовый рынок – и соответствующие им развитые системы рыночных институтов.
Развитый конкурентный рынок характеризуется сложной структурой, сложной системой соответствующих институтов (бирж, коммерческих банков, аудиторских организаций, страховых компаний, рекламных компаний, ассоциаций (союзов) предпринимателей и пр.).
Современный рынок классифицируется по различным категориям:
а) по экономическому назначению объектов рыночных отношений – рынок потребительских товаров и услуг; рынок средств производства; рынок промежуточных товаров; рынок ноу-хау; сырьевой рынок; рынок труда; рынок ценных бумаг; рынок вторсырья; рынок информационных технологий и др.;
б) по географическому положению – местный, региональный, национальный, мировой;
в) по степени ограничения конкуренции – монополистический, олигополистический, монопсонический, свободный, смешанный;
г) по отраслям – автомобильный, компьютерный, нефтяной, газовый и др.;
д) по характеру продаж – оптовый, розничный. Разумеется, любая классификация рынка носит ограниченный характер, каждая из них имеет существенное значение для понимания необходимости изменения функций государства и развития предпринимательства в различных организационно-правовых формах и сферах функционирования.
Рынок
имеет, по сравнению с командно-
Во-первых, посредством рынка осуществляется эффективное распределение всех видов ресурсов. Рынок «направляет» ресурсы на производство только необходимых потребителям товаров (работ, услуг).
Во-вторых, рынок функционирует при наличии относительно ограниченной экономической информации: данных о ценах, конкурентах, издержках производства, количестве производства.
В-третьих, преимуществом рынка является высокая гибкость, адаптивность к изменяющимся условиям производства и потребления.
В-четвертых, участники рынка оптимально используют результаты научно-технического прогресса. Чтобы получить максимальную прибыль, предприниматели-производители идут на риск, разрабатывая новые товары, совершенствуя технологию, что позволяет им иметь временное преимущество перед конкурентами.
В-пятых,
предприниматель и потребители
обладают свободой выбора
и действий. Они независимы в принятии
решений, заключении различных сделок
(договоров), найме рабочей силы и т. д.
В-шестых, рынок обеспечивает удовлетворение самых разных потребностей.