Предпринимательская способность как фактор производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:36, контрольная работа

Описание работы

Предпринимательская деятельность - специфический фактор производства. Она предполагает использование инициативы, смекалки и риска в организации производства. Предпринимательство - неотъемлемый атрибут рыночной экономики, и хотя понятие "предприниматель" в экономике появилось в XVIII веке, только в текущем столетии оно стало рассматриваться как фактор производства.

Работа содержит 1 файл

микроэкономика (Автосохраненный).docx

— 25.53 Кб (Скачать)

Предпринимательская способность как фактор производства

 

Предпринимательская деятельность - специфический фактор производства. Она предполагает использование  инициативы, смекалки и риска в  организации производства. Предпринимательство - неотъемлемый атрибут рыночной экономики, и хотя понятие "предприниматель" в экономике появилось в XVIII веке, только в текущем столетии оно стало рассматриваться как фактор производства.

Самой историей доказано: предпринимательство было и будет  основным компонентом экономической  системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому переход  к рыночным отношениям ставит перед  нашим обществом множество сложных  задач, среди которых важное место  занимает развитие предпринимательства.

В римском праве  «предпринимательство» рассматривалось  как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался арендатор, человек ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Один из первых примеров такого предпринимательства дает Марко Поло, путешественник, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Отправляясь в путешествие торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров. Хотя во время такого путешествия на долю предпринимателя выпадали различные физические и моральные испытания.По его окончании он был вынужден 75% своей прибыли отдавать купцу (банку). К предпринимателям также относили организаторов парадов, балаганов и представлений. Кроме того, это понятие использовалось применительно к руководителям крупных производственных и строительных проектов. Глава такого проекта ничем ни рисковал - он всего лишь руководил всеми работами по его организации, используя предоставленные ему финансовые, материальные и торговые ресурсы.

В качестве научного термина понятие «предпринимательство»  впервые употребил английский экономист  конца XVII – начала XVIII в. Ричард Контильон. По его мнению, предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Контильон считал землю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ.

Предпринимательская способность - это особый вид человеческого  капитала, представленного деятельностью  по координации и комбинированию всех других факторов производства в  целях создания благ и услуг. Специфика  этой разновидности человеческого  ресурса состоит в умении и  желании в процессе производства на коммерческой основе внедрять новые  виды производимого продукта, технологий, форм организации бизнеса при  определенной степени риска и  возможности понести убытки. Предпринимательская  деятельность по своим масштабам  и результатам приравнивается к  затратам высококвалифицированного труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Развитие  теории факторов производства  на современном этапе

3.1 Экономические  тенденции в последнее время

Последнее десятилетие XX века и начало XXI века (становление  постмодерна) характеризуются активизацией интеграционных и глобализационных явлений. Глобализация выступает уже не просто как процесс общественный, но и как следование требованиям технического прогресса - естественного процесса, обусловленного развитием человеческой цивилизации. Экономика постмодерна в развитых странах стала технотронной и определяется интегрированным единством взаимодействий "человек - компьютер - автоматизированные средства производства". Она диалектически отрицает средства производства периода модерна, абсорбируя в то же время все лучшее, вписывающееся в технотронную схему, в которой компьютер заменяется сетью Интернет, а сама экономика приобретает сетевой характер.

Концепция информационного  общества, соотносимая с постмодерном, скорее продиктована пиаром, обеспечивающим товарную форму информации, т.е. ее меновую  стоимость. В реальных трудовых процессах  все факторы производства выступают  как потребительные стоимости. Информация, не интегрированная с используемыми  технологиями, бесполезна для производства, вне зависимости от ее меновой  стоимости. Сама по себе информация ничего не производит. Главная производительная сила - человек, вооруженный средствами производства и знаниями. Информационное обеспечение выступает как способ передачи знаний и помогает человеку в осуществлении целесообразных трудовых действий, но не выполняет  их вместо человека. Труд человека остается двигателем производства и по мере совершенствования последнего ценность труда только возрастает. Все большую  ценность приобретает интеллектуальный труд, генерирующий знания.

Современная глобальная экономика также характеризуется  сращиванием таких факторов производства как труд и предпринимательская  способность.

Это влечет за собой  как положительные, так и отрицательные  тенденции.

Так, например, во многих компаниях работники высшего  управляющего звена, которые осуществляют, де-факто, предпринимательские функции, имеют также долю в компании. Это  позволяет стимулировать их на более  эффективную работу. Такое происходит, например, когда крупная компания организует новое направление деятельности (например учреждая дочернюю компанию) и передает в долю в новом проекте человеку (или группе) лиц, которые непосредственно будут отвечать за реализацию этого проекта. Примером может служить компания «Верджин» британского миллиардера Ричарда Бренсона, которая занимается различными видами деятельности, начиная от продажи музыкальных пластинок и заканчивая авиационными перевозками. Такая тенденция в экономики позволяет снизить противоречия отношений «капиталист - наемный работник».

Тем не менее, делегирование  предпринимательских функций наемным  работникам может иметь и отрицательный  эффект. Это характерно для крупных  акционерных компаний, номинальные  собственники которых (держатели акций) в силу их большого числа и незначительных пакетов акций не в состоянии  управлять компанией. Непосредственным оперативным управлением занимается совет директоров, члены которого могут вообще не владеть акциями  компании. Именно на этом пункте заострил свое внимание герой фильма «Уолл-стрит» аферист Гордон Гекко на собрании акционеров компании «Телдар Пэйпас», чтобы переманить на свою сторону держателей акций компании.

Такая тенденция  ведет к исчезновению «духа предпринимательства», что во многом послужило причиной нынешнего глобального кризиса. Именно на этот факт обратил внимание в своей речи на прошлогоднем всемирном  экономическом форуме в Давосе премьер-министр  России Владимир Путин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Особенности  информации как фактора производства

 

На данный момент помимо четырех основных факторов производства принято выделять еще один – информацию.

По своей природе  информация является общественным благом. Однако в определенный момент времени  информация может быть и частным  благом. Примером тому может послужить  какая-либо внутренняя информация фирмы, касающаяся исключительно потенциала развития предприятия в данный момент времени. Вместе с тем, не уничтожимость в процессе использования, возможность наличия информации у множества людей одновременно благодаря тому, что в процессе передачи информации она приобретается получателем, но не исчезает у отправителя, а также сложность деления информационного блага на отдельные части позволяют определить информацию как общественное благо.

Информационные  блага, как общественные, так и  частные, независимо от формы их существования, удовлетворяют определенным потребностям субъектов рынка и обеспечивают достижение ими тех или иных целей, что обусловливает наличие у  информационных товаров потребительной стоимости. В свою очередь, экономическая  ценность информационных благ создается  и в процессе труда, для чего требуются  определенные затраты. Принципиально  важной особенностью информационного  продукта является механизм формирования цены на него. Если для материальных товаров и многих услуг существует возможность определения цены товара c позиции затрат на его производство, то для информационных продуктов определяющим, как правило, является их полезность, а точнее, тот эффект, которого можно достигнуть при дальнейшем использовании информационных товаров. Полезность знаний для покупателя зависит от полезности решений, получаемых при помощи знания.

В экономической  деятельности информация как средство снижения неопределенности и риска  представляет большую или меньшую  ценность для потребителя, исходя из уровня и полезности принимаемого решения, а также от степени снижения неопределенности.

Таким образом, можно  сказать, что информация, независимо от форм ее существования и использования  в экономической деятельности, коренным образом отличается от таких ресурсов, как капитал, природные ресурсы, труд, что оказывает существенное влияние на специфику обращения  информации в экономической системе. Поэтому особый интерес представляет изучение сущности и характеристик  информации и знаний, а также анализ процесса производства информации и ее обращения в качестве ресурса и товара.

Очевидно, что в  условиях информационной экономики  на первый план выдвигаются скорость и качество обработки новых информационных сигналов, появляющихся знаний. Стремительность  получения экономической действительности влияет на неопределенность и устойчивость компаний, рынков, национальных экономик.

Это позволяет сделать  вывод о том, что информация выступает  в качестве экономического ресурса  не только в определенных формах и  при наличии определенного содержания, но и в конкретное время. Материальные ресурсы в процессе производства переносят свою стоимость на товары и услуги, в результате чего после  окончания производственного цикла  перестают существовать. Информация не исчезает, но перестает иметь  экономическую ценность из-за потери актуальности или невозможности  ее применения. Можно говорить о  том, что информация обладает свойством  ограниченности в определенное время, поэтому от скорости ее получения  и использования зависят выгоды, получаемые от ее применения в хозяйственной  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

По результатам  работы можно сделать следующие  выводы.

Согласно теории Маркса, факторами производства выступают труд, предметы труда и средства труда. Производство общественных благ является следствием их взаимодействия. Марксизм не признает предпринимательство как один из факторов производства.

Согласно маржиналистской  теории, выделяются три основные фактора производства. Это земля, труд и капитал. Доходом труда как фактора производства является заработная плата, доходом земли является рента, доходом капитала – процент.

Также маржиналистами, наряду с тремя вышеперечисленными факторами, выделяется также предпринимательство как фактор производства. Задача этого фактора – объединение вышеперечисленных факторов в производственном процессе.

В результате развития науки и последовавшими за этим изменениями  в общественной и экономической  жизни, выделился еще один фактор производства – это информация. В отличие от остальных факторов производства, информация обладает особенными, присущими исключительно ей свойствами и в связи с этим имеет свое специфическое влияние на производственный процесс.

В результате проведенной  работы можно выделить фактор производства, который является основным.

Первопричиной любого производства является идея организации  этого производства. Человеческая мысль, плод человеческого разума, который  будет реализован посредством конкретных действий. Причиной производства является вовсе не потребность общества в этом производстве, а способность конкретных людей организовать это производство, объединить все факторы производства в производственном процессе. Потребность не может быть удовлетворена сама собой, необходима чья-то способность ее удовлетворить. Идея производства, которая является отправной точной создания любого предприятия, должна быть предпринимательская. Только в этом случае возможна эффективная организация рентабельного производства, которое способно в полной мере удовлетворять потребности общества. Те, кто организуют эффективное производство, исходят не из целей удовлетворения общественных потребностей, а из целей личной выгоды.

Таким образом, основным фактором производства, его движущей силой является предпринимательство. Доказательство этому – вся история  развития человеческой цивилизации. Производство эффективно и хорошо развито только в тех странах мира, где предпринимательский  талант признается как основной движущий фактор производственного процесса, где предприниматель считается  не эксплуататором, а созидателем, дающим обществу, за эквивалентную плату, возможность  получить часть материального воплощения своего разума и таланта.

Не признавать предпринимательство  как движущею силу и основной фактор производства – значить идти против истины. В подтверждение этому  хотелось бы привести мнение по данному  вопросу американской писательницы и философа русского происхождения  Айн Рэнд, воплощенное в словах инженера-изобретателя Джона Голта, главного героя ее фундаментального романа «Атлант расправил плечи»:

«Если бы вы работали кузнецом в средние века, ваш потенциальный  доход состоял бы из железного  бруса, выкованного вашими руками за несколько дней работы. Сколько тон  рельсов производите вы в день, работая у Хэнка Риардена? Вы смеете утверждать, что размер вашей зарплаты зависел только от вашего физического труда и эти рельсы были созданы вашими мышцами? Уровень жизни того кузнеца – вот и все, чего стоят ваши мышцы; остальное – дар от Хэнка Риардена.»

Информация о работе Предпринимательская способность как фактор производства