Предмет экономической теории. Функции экономической теории. Методология экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 15:51, контрольная работа

Описание работы

Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория имеет дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения:
- какие виды работ нужно выполнять?
- как они оплачиваются?
- сколько товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции?

Содержание

Введение
1. Предмет экономической теории
2. Функции экономической теории
3. Методология экономической теории
4. Задачи. Вариант № 7.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

экономическая теория к.р.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

В новейшей экономической  литературе используется термин "реальная экономика". Под ним понимается производство в его материальных и нематериальных (услуги) составляющих. Вместе с тем выделяется как непроизводственная сфера монетарная экономика (иногда ее называют еще виртуальной, поскольку она выражает денежное движение составных частей реальной экономики). Естественно, оба названных аспекта хозяйственной деятельности существуют как единое целое. Во-первых, в самом производстве постоянно ведется монетарное исчисление затрат и результатов всех процессов. Во-вторых, реализация результатов материального и нематериального производства означает получение монетарного эквивалента. В-третьих, в масштабах национальной и глобальной экономики система национальных счетов получает стоимостное, ценностное выражение.

Современный политэкономический аспект экономической теории является диалектическим сочетанием классической экономической теории, раскрывающей законы хозяйствования, с Экономиксом, ставящим в центр внимания принципы, проблемы, политику эффективности функционирования хозяйства, прежде всего с точки зрения получения доходов.

 

2. Функции  экономической теории

 

Экономической теории, как и любой науке, свойственна теоретико-познавательная функция. Она объясняет закономерности, процессы и явления экономической жизни общества. Актуальным становится внедрение в экономику новых форм человеческой деятельности, которые не только предусматривают дематериализацию и миниатюризацию производства, но и формируют ноосферно-космическую экономику (от греч. noos — разум). Последняя будет базироваться преимущественно на использовании интеллектуального потенциала человека и ознаменует глубокую интеграцию национальных хозяйств в общую систему международного разделения труда. В таких условиях общепланетарное мышление, общечеловеческие интересы и ценности при решении любых проблем будут приоритетными. Впрочем, абсолютизировать общий процесс транснационализации экономических производственных отношений и производительных сил нецелесообразно. В странах рыночной экономики, которые развиваются, да и в тех, которые переходят к рыночной экономике, безусловно, еще длительное время национальное будет преобладать над интернациональным. Контуры новой парадигмы в экономической теории могут быть обозначены не только на основе глубокого изучения наиболее существенных тенденций, закономерностей и законов развития экономики на глобальном уровне, но и при помощи прагматического согласования противоречивой системы экономических интересов отдельных стран, межгосударственных общностей, разных предприятий и организаций. Это обусловливает объективную необходимость поиска отдельными странами и регионами оптимального соотношения различных форм собственности, который должен базироваться на экономических (а не идеолого-политических) основах и регулироваться прежде всего экономическими законами и хозяйственной целесообразностью. Любое знание является ценным не само по себе, а тем, что служит практическим целям общества. Таким образом, экономическая теория не может ограничиваться простой констатацией фактов или описывать определенные экономические закономерности. Ее теоретико-познавательную функцию должна дополнить практическая функция. Один из принципов реализации практической функции экономической теории состоит в целостном видении экономических процессов. Так, невозможно решить проблему, например, реформы цен, не определившись в вопросах построения банковской системы, организации бюджета, налоговой политики, уровня монополизации народного хозяйства и т. п.

Важным принципом  разработки практических предложений  на основе экономического анализа является учет не только экономических, но и  разнообразных социокультурных  факторов общественного развития. Можно, например, высокопрофессионально исследовать исходя из глобального уровня такие самые серьезные проблемы, с которыми сталкивается человечество, как ограниченность ресурсов или усиление неодинаковости условий жизни в странах с инертными экономическими системами. При этом известно, что в попытках стимулирования производства и продвижения по пути социально-экономического прогресса человека часто рассматривают преимущественно как гомоэкономикус (экономический человек). Однако не следует забывать о традиционных структурах потребностей, системах ценностных ориентации, отношении чужого и своего богатства, т. е. отбрасывать то, что обусловливает тип экономической культуры и экономической психологии в отдельных странах. Если теоретико-познавательная функция экономической теории направлена на разработку методологических подходов и принципов анализа социально ориентированной рыночной экономики, развертывание фундаментальных исследований механизмов хозяйствования, социо-эколого-экономической культуры развития, то практическая функция (на нынешнем этапе развития украинского государства) нацелена на создание национальных банков экономической, социальной и экологической информации, организацию центров исследований, которые обеспечивают составление эффективных программ развития отдельных областей (регионов) страны, обработку информации, экспертизу принимаемых решений.

С теоретико-познавательной функцией связана не только практическая, но и воспитательная функция экономической  теории. Ее реализация в широком  понимании основывается на необходимости перехода от административно организованного общества к цивилизованному, экономически организованному, которое базируется на консенсусе и гармонизации интересов разных социальных, национальных, территориально-экономических образований.

Содержанием воспитательной функции экономической теории является формирование экономической психологии каждого человека, социальной или профессиональной группы. С этой точки зрения воспитательная функция более тесно связана с практической, чем с теоретико-познавательной. Иными словами, практическая функция опосредует связь теоретико-познавательной и воспитательной функции экономической теории. Опыт развитых обществ свидетельствует, что основой консенсуса интересов и ценностей не только больших (влиятельных), но и малых (не всегда инертных) социальных групп, жизнеспособности саморегулируемой системы являются стоимостные отношения, отражающие и сочетающие социальные, экономические и политические интересы различных самодеятельных групп. Раскрытие содержания воспитательной функции экономической теории возможно на основе изучения экономического поведения людей (или их профессиональных групп) и факторов, которые его определяют. Они включают мотивацию, направленную на приумножение достатка (сюда относится и повышение уровня квалификации), мышление, отражающее экономические связи и отношения между субъектами, а также поступки, базирующиеся как на традициях, так и на специальных знаниях. Особенность ситуации, сложившейся сегодня в украинском государстве, состоит в том, что определенные социальные группы овладевают эффективным экономическим поведением намного быстрее, чем другие, и благодаря этому выходят на оперативный экономический простор. При таких обстоятельствах возникает вопрос о сравнении социального эффекта, который дает вышедшая вперед группа, с теми социальными и экономическими преимуществами, которые она получает. Овладение экономической теорией является предпосылкой повышения социальной активности разных групп общества, сознательного хозяйствования, овладения современным экономическим мышлением.

3. Методология экономической теории

 

Методология экономической  теории - наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических  явлений. Она предполагает наличие  общего подхода к изучению экономических  явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы. В методологии общей экономической теории можно выделить четыре главных подхода:

  • субъективистский (с позиций субъективного идеализма);
  • неопозитивно-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);
  • рационалистический;
  • диалектико-материалистический.

При субъективистском подходе в качестве исходного  пункта анализа экономических явлений  берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное «Я» абсолютно независимо, поэтому все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики («гомоэкономикса»), поэтому теоретическая экономика рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей. Главная категория при таком подходе - потребность, полезность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.

Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценках. Во главу угла ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатом исследования выступают различного рода экономические модели, которые здесь являются главными категориями. Этот подход предполагает деление на микроэкономику (экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли) и макроэкономику (экономические проблемы в масштабе общества).

Рационалистический  подход ставит целью открытие «естественных», или рациональных, законов цивилизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, регулирующих данную систему, изучение экономической «анатомии» общества. Экономические таблицы Ф. Кенэ - вершина такого подхода. Целью экономической деятельности человека является стремление получить пользу, а цель экономической теории - изучение не человеческого поведения, а законов, регулирующих производство, распределение общественного продукта, именно того, как это происходит (Д.Рикардо). Такой подход позволял признавать деление общества на классы в отличие от подхода субъективистов, представляющих общество как совокупность равноправных субъектов. Главное внимание при таком подходе уделялось стоимости, цене, экономическим законам.

Диалектико-материалистический подход лежит в основе единственно правильного решения научных проблем на базе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, вскрывающего внутренние связи явлений, существующие в реальности, и причины их развития. Экономические процессы и явления постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении, - ив этом их диалектика.

Методологию нельзя смешивать с методами - инструментами, совокупностью приемов исследования в науке и воспроизведения  их в системе экономических категорий и законов.

 

4. Задачи Вариант №  7.

ЗАДАЧА 1

Имеются  следующие  данные о динамике уровня цен в  стране: ИПЦ 1998  = 120, ИПЦ 1999  = 122, ИПЦ 2000  = 128, ИПЦ 2001 = 136, ИПЦ 2002 = 140. Проследите динамику уровня инфляции за представленный период.

Решение:

Инфляция – это повышение общего уровня цен, сопровождающееся обесценением денежной единицы.

Сущностью инфляции является дисбаланс между совокупным предложением и совокупным спросом в сторону  превышения последнего, сложившийся  одновременно на всех рынках (на товарном, денежном и рынке ресурсов). Этот дисбаланс проявляется в разных формах. В рыночной экономике, т.е. в условиях относительной гибкости и мобильности ценового сигнала, превышение совокупного спроса над совокупным предложением выражается в росте общего уровня цен. Это – открытая форма инфляции.

Инфляция проявляется  в разной степени. По темпам различают  умеренную (или ползучую) инфляцию, галопирующую инфляцию и гиперинфляцию, которая в странах с развитой рыночной экономикой определяются по следующим критериям.

Умеренной (или ползучей) называется инфляция с темпами до 10% в год. Это низкий темп инфляции, при котором обесценение денег настолько незначительно, что сделки заключаются в номинальных ценах.

Галопирующая инфляция ограничена рамками от 10 до 100% в год. Деньги обесцениваются довольно быстро, поэтому в качестве цен для сделок либо используют устойчивую валюту, либо в ценах учитываются ожидаемые темпы инфляции на момент платежа. Другими словами, сделки (контракты) начинают индексироваться.

Гиперинфляция в странах с развитой рыночной экономикой определяется темпами свыше 100% в год.

Для стран с неустойчивой экономикой, развивающейся или переходной, критерий начала гиперинфляции значительно  выше. Обесценение денежных средств  происходит настолько стремительно, что цены могут пересчитываться ежедневно и даже по несколько раз в день. Гиперинфляция вызывает "бегство от денег", разрушает банковскую систему и парализует не только производство, но и сам механизм рынка. Ожидание гиперинфляции создает панические настроения в бизнесе.

Существует три способа  измерения инфляции.

Первый – измерение  инфляции с помощью индекса цен. Используется индекс цен валового национального  продукта, индивидуальных потребительских  цен.

Один из наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины является показатель индекса цен. Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов.

Индексы - это относительные  показатели, характеризующие соотношение  цен во времени. Они рассчитываются по отношению к базовому периоду, для которого устанавливается уровень цен, равный 100.

Итак, инфляция рассчитывается по следующей формуле: 

 

 

 или 

 

P – темп инфляции

Qp – индекс цен прошедшего  года

Qc – индекс цен текущего  года

Второй способ определить силу инфляционных процессов – измерить темпы инфляции за год, но можно рассматривать и более короткие периоды (месяцы или кварталы) или более длинные (десятилетия).

Для вычисления темпов инфляции за год нужно вычесть индекс цен  прошедшего года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100%. Если темп инфляции получиться отрицательным, значит, наблюдалась дефляция (падение цен).

Третий способ – это  вычисление "по правилу величины 70". Правило помогает быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен: надо только разделить число 70 на темп ежегодного увеличения уровня цен в процентах. 

 

Расчет инфляции за  период с1998г. по 1999г. = 122-120  х 100 % = 1,7%

120

Расчет инфляции за  период с1999г. по 2000г. = 128-122  х 100 % = 4,9%

122

Расчет инфляции за  период с2000г. по 2001г. = 136-128  х 100 % = 6,3%

128

Расчет инфляции за  период с2001г. по 2002г. = 140-136  х 100 % = 2,9%

136 

 Из расчетов видно,  что наиболее заметный рост  инфляции произошел за период с 1999г. по 2001г. В этом периоде прослеживается и наиболее высокий прирост  ИПЦ. Но за представленный период  инфляция считается умеренной, т.к. темпы ее не превышают 10% в год.

 

ЗАДАЧА 2

 В таблице  приведена информация об объемах  индивидуального спроса.

 

Цена (за 1 кг)

Объем спроса потребителя  А (кг в месяц)

Объем спроса потребителя  В (кг в месяц)

Объем спроса потребителя  С (кг в месяц)

0

6

6

5

1

6

5

3

2

5

3

0

3

3

0

0

4

0

0

0

Информация о работе Предмет экономической теории. Функции экономической теории. Методология экономической теории