Предложение денег и факторы его определяющие

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

При денежном обращении реализация товара может вовсе не совпадать с одновременной покупкой со стороны продавца: она может совершаться в другое время, в ином месте, с иным торговым партнером. Деньги, став посредником между продавцом и покупателем, расширили рамки торговых сделок, делают более ёмким рынок и придают ему большую динамичность. Недаром А. Смит сравнивал деньги с шоссейными дорогами, которые облегчают передвижение населения и товаров и ускоряют тем самым экономическое развитие. Ведь чем быстрее продается товар, тем скорее производитель, получив доход от реализации, возобновит производство и, возможно, расширит или модернизирует свое дело.

Содержание

Введение ………………………………………………………………2

1.Предложение денег и факторы, его определяющие.
Денежные агрегаты …………………………………………………..3

2.Неоклассическая и кейнсианская модели спроса
на деньги. Равновесие на денежном рынке ………………………..12

3.Особенности развития денежного рынка в России ……………26
Заключение ………………………………………………………..32

Список использованной литературы ……………………………35

Работа содержит 1 файл

Курсовая Фризен.docx

— 58.57 Кб (Скачать)

         Содержание:

         Введение ………………………………………………………………2

    1. Предложение денег и факторы, его определяющие.

      Денежные  агрегаты …………………………………………………..3

    1. Неоклассическая и кейнсианская модели спроса

      на  деньги. Равновесие на денежном рынке  ………………………..12

    1. Особенности развития денежного рынка в России ……………26

      Заключение  ………………………………………………………..32

      Список  использованной литературы ……………………………35 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

         Введение

         До появления денег  люди должны обращаться к бартеру. При  нём требуется искать потенциальных  партнёров, способных удовлетворить  потребности и пожелания друг друга в товарах и услугах, а затем достижения согласия по условиям обмена. Таким образом, бартер приводит к высоким издержкам, связанным  с поиском, и трансакционным издержкам. Другими словами, при натуральном обмене людям приходится тратить много времени на поиск, ведение переговоров и брать на себя другие значительные расходы в торговой деятельности.

         При денежном обращении  реализация товара может вовсе не совпадать с одновременной покупкой со стороны продавца: она может  совершаться в другое время, в  ином месте, с иным торговым партнером. Деньги, став посредником между продавцом  и покупателем, расширили рамки  торговых сделок, делают более ёмким  рынок и придают ему большую  динамичность. Недаром А. Смит сравнивал  деньги с шоссейными дорогами, которые  облегчают передвижение населения  и товаров и ускоряют тем самым  экономическое развитие. Ведь чем  быстрее продается товар, тем  скорее производитель, получив доход  от реализации, возобновит производство и, возможно, расширит или модернизирует  свое дело. А это будет означать рост ВВП. Поэтому необходимо в экономическом  анализе учитывать деньги, выясняя  причины их применения обществом, а  также ту роль, которую они играют в уровне выпуска продукции, общем  уровне цен и темпах инфляции.

         Очень важным представляется и тот момент, что в современном  сознании «деньги» означают очень много. Это и символ общественного положения, и фактор материального благосостояния, и предпосылка духовного развития - и в то же время, - причина многих преступлений и морального деградирования. Поэтому взгляды на этот экономический феномен радикально противоположные - от осуждения, например, по религиозным мотивам, до восхищения их функциональностью. (Б.Шоу).

    1. Предложение денег и факторы, его определяющие. Денежные агрегаты.

         Денежный рынок  представляет собой экономические  отношения, связанные с перераспределением временно свободных денежных средств  общества для авансирования расширенного воспроизводства. В качестве системы  экономических отношений создается  хозяйственными и банковскими структурами  в целях удовлетворения общественных потребностей в денежных средствах.

         Как система денежных отношений, регулирующих предпринимательскую  деятельность, рынок денежных средств  основывается на соответствующих функциях хозяйственных структур и банков. Это наглядно подтверждается практикой  целевых товарных рынков, где главная  функция реализация цены товаров  в деньгах выполняются продавцами этих товаров. Наряду с этим денежный рынок выступает в роли главного регулятора расширенного воспроизводства  и выполняет ряд внутренне  присущих ему функций.

         Первая функция  этого рынка организация свободной  конкуренции производителей и продавцов  товаров. Ее выполнение основывается на свободном удовлетворении спроса на денежный товар рыночных хозяйственных  структур, в результате чего создается  возможность для технического обновления производства, расширения номенклатуры вырабатываемых изделий и масштабов  хозяйственно-финансовой деятельности.

         Вторая функция  рынка - образование ниш и сегментов  предпринимательской деятельности хозяйственных структур и банков. Данная функция связана с выявлением их экономического потенциала и реализацией  возможностей по наполнению соответствующих  рынков товарами и услугами на основе конкуренции.

         Третья функция  рынка - регулирование пропорций  воспроизводства общественного  продукта на основе спроса и предложения  на денежные средства. Выполнение этой функции обусловлено тем, что деньги являются высшей формой выражения стоимости товаров и реализация цены товарных масс осуществляется в денежной форме. Современные денежные рынки индустриальных стран состоят из двух органически связанных между собой сфер:

         - рынка ссудных  капиталов для функционирующих  предпринимателей;

         - рынка денежных  средств для населения.

         По линии предложения  денежных средств решающая роль принадлежит  такому субъекту рынка, как денежно-кредитная  система.

         Под предложением денег  обычно понимают денежную массу в  обращении, т.е. совокупность платежных  средств, обращающихся в стране в данный момент. Нормальное функционирование рынка обеспечивается, когда предложение денег МS соответствует спросу на них. Любое отклонение от равновесия дестабилизирует не только сам денежный рынок, но и все национальное хозяйство в целом.

         Предположим, что  спрос на деньги не удовлетворяется, т.е. спрос на деньги Мd превышает предложение денег Мs (Мd >Мs). В этом случае сокращается кредитование, уменьшаются покупки, т.к. владельцы дохода не получают своих ликвидных средств. Последующее сокращение объема реализации ведет к падению производства и сокращению ВНП. При другой ситуации, когда М8 превышает Мд, избыток денег попадает на рынок, увеличивается спрос и соответственно цены: в стране начинается инфляция.

         Столь серьезные  болезни макроэкономики, возникшие  в результате неравновесия денежного  рынка, вызывают настоятельную потребность  обеспечить сбалансированность рынка, при которой предложение денег  строго уравновешено спросом на них. Решение этой сложной задачи потребовало  от экономической науки выявить  количество денег, необходимое для  обращения, и тем самым -- требуемую величину объема предложения денег.

         В экономической  литературе данная проблема рассматривалась  в количественной теории денег, корни  которой уходили в XVII век. Ее сутью  было обоснование зависимости покупательной  способности денег от количества обращающихся. Яркий представитель  ранней теории денег Давид Юм (1711--1776) опроверг рецепт меркантилистов по стимулированию экономики через увеличение притока  денег в страну. Опираясь на опыт ввоза в страну дешевого американского  золота и серебра, Юм показал, что  подобная ситуация способна лишь поднять  уровень цен. Он доказал, что цены изменяются пропорционально количеству денег. В сегодняшних условиях подобный подход не потерял актуальности, особенности  в условиях высокой инфляции, когда  в краткосрочном периоде невозможно резко увеличить предложение  товаров. При эластичном товарном предложении  подобная пропорциональность будет  существенно скорректирована. Во всяком случае, темп роста цен станет несколько  отставать от темпов роста денежной массы. К. Маркс в «Капитале» определил  простейшую формулу количества денег, необходимых для обращения:

         M=P*Q/О,

         где М - денежная масса; Р - цены;Q - количество товаров;

         О - количество оборотов, совершаемых денежной единицей (или скорость оборота денежной массы).

         Формула опирается  на предположение, что количество денег, необходимых для нормального  функционирования экономики, должно соответствовать  сумме цен произведенных товаров. Подобная формула применима при  анализе оптимальной величины агрегата М1, обслуживающего товарные сделки.

         Однако в мировой  истории эта формула, получившая название уравнение обмена, связывается  с именем И. Фишера и имеет вид:

         M*V= Р *Q, где V -- среднее число оборотов одной денежной единицы.

         Для периода, когда  возникла количественная теория денег, она не являлась достаточно корректной, поскольку не учитывала того, что  и деньги имеют собственную реальную ценность. Парадоксом этой теории является нарастание ее актуальности в наши дни, когда деньги потеряли прямую связь  с золотом, ушел в прошлое «золотой стандарт» денежного обращения  и отменены обязательства государства  по обмену банкнот на золото.

         В уравнении И. Фишера активная переменная - М. К ее изменениям приспосабливается уровень цен  Р. В сегодняшней жизни просматривается  и другая ситуация, когда монополистические  рынки повышают цены, и для обслуживания товарооборота Центральному банку приходится увеличивать денежную массу. Модель Фишера можно использовать только при функционировании денежного агрегата М1. Она является неполной и должна быть расширена через включение финансовых активов, которые ждут превращения в инвестиции и потому хранятся в ликвидной форме. Экономисты кембриджской школы (А.Маршалл, А.Пигу) поставили перед собой задачу определить сумму ликвидных средств, включающую, кроме наличности, активы, способные превращаться в деньги и выполнять их функции.

         Последняя четверть XX в. дала новые аспекты исследования оптимальной величины предложения  денежной массы. Они связаны с  достижением чикагской школы. Ее лидер М.Фридмен на основе количественной теории денег вывел неукоснительное правило, по которому денежная масса и ВНП должны расти одинаковыми темпами. Это правило должно соблюдаться в любой фазе, как во время подъема, так и кризиса. Подобному требованию обязано появление термина «железное» правило М. Фридмена.

         М. Фридмен в формуле Фишера обратил внимание на то, что ценовое выражение проданных товаров (р*Q) есть не что иное, как созданный в обществе доход У, или ВНП. При допущении, что скорость оборота денежной единицы V в краткосрочном периоде мало меняется, денежная масса должна строго соответствовать ВНП.

         В странах с рыночной экономикой доходы ежегодно индексируются, поэтому формула Фридмена приобретает следующий вид:

         М= р'У, где р -- индекс цен

         Согласно железному  правилу Фридмена, если ВНП дал рост 3%, то денежная масса М может возрасти только на 3%.Если же темп прироста денежной массы превысит этот ограничитель, то страна погрузится в инфляцию. Анализ предложения денег предполагает не только выявление величины денежной массы, которая должна быть на денежном рынке. Необходимо выяснить, как она должна там появиться, т.е. определить механизм предложения денег.

         Ориентируясь на определяемую необходимую денежную массу, центральный банк эмитирует  деньги. Это его монопольное право. Однако он имеет и иные возможности  увеличить предложение денег, не прибегая к печатному станку. К  ним относятся:

         -предоставление  части своих резервов коммерческим  банкам, которые получают дополнительные  кредитные ресурсы, а затем  используют их для предоставления  ссуд;

         -покупка у бизнеса  ранее приобретенных государственных  долговых обязательств: обменивая  ценные бумаги на деньги, бизнес  пополняет свои ликвидные средства;

         -уменьшение нормы  обязательного резервирования, которое  автоматически увеличивает кредитные  ресурсы, так как они уменьшают  долю средств, передаваемых центральному  банку.

         Увеличение предложения  денежной массы необходимо только в  рамках соответствия его спросу на деньги. Однако определить такой спрос  весьма сложно, особенно из-за спекулятивных  сделок, которые подвержены воздействию  непредвиденных ситуаций, поэтому выпуск денег центральным банком как  единовременная мера не может раз  и навсегда обеспечить равенство спроса и предложения на денежном рынке. Требуется постоянная коррекция денежной массы. При избытке денег необходимо сжать денежную массу, не прибегая к насильственному изъятию сбережений. При нехватке денег нужно расширить денежную массу. Подобное регулирование получило название денежно-кредитной политики.

Информация о работе Предложение денег и факторы его определяющие