Правовые механизмы
обеспечения экономической безопасности
бизнеса.
Экономическое
благополучие и могущество любого предприятия
держится на трех китах: развитие, прибыль,
защищенность производства от различных
проявлений внешнего и внутреннего
происхождения, воздействующих на потенциал
предприятия, т. е. безопасности. Обеспечение
безопасности необходимо для любых
организаций, независимо от форм их собственности,
начиная от государственных организаций
и заканчивая маленькой палаткой,
занимающейся розничной торговлей.
Различие будет состоять лишь в том,
какие средства и методы и в
каком объеме требуются.
Определимся
с понятийным аппаратом изучения
проблем экономической безопасности.
В Законе Российской Федерации
«О безопасности» безопасность определена
как состояние защищенности жизненно
важных интересов личности, общества
и государства от внутренних и
внешних угроз. Угрозу безопасности
вышеназванный закон определяет
как совокупность условий и факторов,
создающих опасность жизненно важным
интересам.
В соответствии
с вышеприведенным толкованием
безопасности под безопасностью
предприятия в широком смысле
следует понимать состояние защищенности
жизненно важных интересов предприятия
от внутренних и внешних угроз (источников
опасности).
В узком смысле безопасность
предприятия – это такое состояние
его правовых, экономических и
производственных отношений, материальных,
интеллектуальных и информационных
ресурсов, которое выражает способность
предприятия к стабильному функционированию
и научно-техническому прогрессу как
основе эффективной финансово-коммерческой
деятельности и условию реализации важнейших
социальных интересов трудовых коллективов
дочерних структур и акционерного общества
в целом.
Целями обеспечения
безопасности предприятия являются:
- выполнение производственных программ, достижение требуемого качества выпускаемой продукции, развитие производительных сил предприятия на передовой научно-технической базе, активная инвестиционная политика;
- защита законных прав и интересов предприятия, всех его дочерних компаний, трудовых коллективов и работников во взаимоотношениях с государственными органами, российскими и зарубежными партнерами и конкурентами;
- поддержание устойчивости порядка внутреннего управления;
- сохранение и приумножение собственности предприятия, ее рациональное и эффективное использование в решении производственных задач и удовлетворения потребностей трудовых коллективов работников предприятия;
- повышение конкурентоспособности производимых товаров и услуг, создание благоприятной рыночной конъюнктуры для их реализации в условиях конкуренции на внутреннем и мировом рынках, рост прибылей предприятия;
- достижение внутренней и внешней стабильности предприятия, надежности кооперативных связей и недопущение односторонней зависимости от случайных и недобросовестных партнеров;
- укрепление дисциплины труда и его производительности, формирование стимулов и условий повышения творческой активности сотрудников и трудовых коллективов предприятия;
- максимально полное информационное обеспечение экономической, производственной и научно-технической деятельности предприятия, сохранение коммерческих и государственных секретов, охрана прав на интеллектуальную собственность предприятия, включая право на пресечение недобросовестной конкуренции.
В качестве объектов безопасности
выступают:
- те или иные части предприятия, например, различные структурные подразделения или группы сотрудников либо владельцев акций предприятия и т.п.;
- те или иные виды ресурсов или имущества, например, основные или оборотные фонды предприятия,
- качественные характеристики ресурсов или имущества, например, возраст основных фондов, показатели качества окружающей предприятие среды;
- отдельные виды деятельности и процессы, например, обновление основных фондов, формирование портфеля инвестиционных проектов, диверсификация производственной программы;
- качественные характеристики упомянутых выше видов деятельности, такие как, например, скорость обновления основных фондов или темпы технологического развития [2].
Концепция безопасности предприятия – целостное
и системное понимание, видение и представление
путей устранения опасностей, которые
грозят или будут грозить предприятию
извне в силу того, что деятельность протекает
в рамках более общих политических, экономических
и социальных процессов, а также обнаружение
способов ликвидации опасностей, которые
угрожают предприятию изнутри в силу частных
специфических внутриорганизационных
процессов.
Концепция экономической
безопасности – система взглядов
и принципов, определяющих основные
направления совершенствования
деятельности по обеспечению экономической
безопасности объекта защиты.
Экономическая безопасность
предприятия – состояние динамической
устойчивости юридических, производственных
отношений и организационных
связей предприятия, материальных и
интеллектуальных ресурсов, при котором
гарантируется стабильность его
функционирования, финансово-коммерческий
успех, прогрессивное научно-техническое
и социальное развитие.
Под экономической
безопасностью предприятия понимают
состояние экономической защищенности
жизненно важных интересов предприятия
от внутренних и внешних угроз (источников
опасности). Этого можно достичь
путем реализации комплекса мер,
позволяющим юридическим и физическим
лицам успешно осуществлять свою
деятельность в условиях возникновения
стихийных бедствий, катастроф, а
также при незаконных действиях
конкурентов и преступных групп.
К таким мерам можно отнести
общеправовые, административные, организационно-управленческие,
инженерно-технические, воспитательные,
специальные и другие. Комплексное
применение мер безопасности помогает
хозяйствующему субъекту оградить себя
от воздействия недобросовестных конкурентов
и уменьшить риск при возникновении
стихийных бедствий. [5]
В этом определении
следует особо отметить три момента:
- состояние защищенности носит динамический характер;
- угроза, исходящая изнутри предприятия (фирмы), не менее опасна, чем извне;
- система экономической безопасности предприятия может соприкасаться и даже взаимодействовать на правовой основе с государственной системой обеспечения безопасности.
Правовые
меры по обеспечению безопасности представляют
собой механизм действия общегосударственного
законодательства, отдельных нормативных
актов министерств, ведомств, служащий
обеспечению безопасности.
В частности, законодательство
в отношении безопасности личности
определяется следующими нормативными
актами: Конституцией РФ, Уголовным
и Уголовно-процессуальным кодексами
РФ. Для реализации этих законов
созданы соответствующий механизм
и государственные органы (МВД, Министерство
безопасности России, прокуратура, суд).
Для лучшего
обеспечения безопасности предпринимателей
и граждан в 1992 году в России принят
Закон «О частной детективной
деятельности и охранных кооперативах
в РФ», позволяющий специальным
коммерческим структурам проводить
мероприятия по обеспечению безопасности
предпринимателя. Кроме государственных
законодательных актов, существуют
отдельные нормативные документы,
а также подзаконные акты, обеспечивающие
в большей степени безопасность
предпринимателя.
Правовые
акты обеспечения безопасности в
России в настоящее время полностью
не отработаны и находятся под
постоянным вниманием законодательной
и исполнительной власти. [6].
Нормативное
обеспечение экономической безопасности
хозяйствующего субъекта представлено
следующими документами:
- Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» в ред. от 25 июля 2002 г.
- Кодекс РФ об административных правонарушениях.
- О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (осн. положений): Утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. № 1569 и одобрено Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608.
- Положение «О межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экономической безопасности»: Утв. Указом Президента РФ от 19 сентября 1997 г. № 1037.
- Положение «О Совете Безопасности Российской Федерации»: Утв. Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. № 949.
- Положение «О федеральной службе безопасности Российской Федерации»: Утв. Указом Президента РФ от 6 июля
1998 г. № 806.
- Постановление Совета Федерации ФС РФ от
8 августа 1996 г. № 327-СФ «О законодательном обеспечении экономической безопасности Российской Феде-рации».
- Таможенный кодекс Российской Федерации.
- Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)»