Правовое регулирование экономики в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить правовое регулирование экономики.

В соответствии с целью курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие правого регулирования экономики;

- охарактеризовать экономическую роль правового государства;

- раскрыть основы правового регулирования экономики в Российской Федерации;

- изучить правовое регулирование различных сфер экономики в Российской Федерации

Содержание

Введение 3

1.Понятие государственного регулирования экономики 3

2.Понятие правого регулирования экономики 7

3. Правовое регулирование экономики в Российской Федерации

Федерации 8

Заключение 11

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

правовое обеспечение экономики.docx

— 36.90 Кб (Скачать)

      Таким образом, государство, являясь важнейшим  экономическим субъектом рыночных отношений, играет еще и основополагающую роль регулятора функционирования экономической  системы, позволяя всей системе своевременно реагировать на возникающие противоречия в социально-экономическом развитии. Это придает рыночной системе  дополнительную устойчивость, делает ее социально более безопасной, а  зачастую и более эффективной.   
 

     2.Понятие  правого регулирования  экономики   

     Правовое  государственное регулирование - это  форма государственного регулирования  общественных отношений, посредством  которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в  нормах права. Осуществляется на основе гражданского и хозяйственного законодательства через системы устанавливаемых  ими норм и правил. Предполагает осознание субъектами права своих  прав и обязанностей, в которых  содержится государственная воля, выступающая  в виде требований - обязанностей и  дозволений - прав. Механизм правового  регулирования соответствующих  общественных отношений включает такие  элементы, как правовые нормы, правовые отношения, правовая ответственность, правовое сознание и т.д. Субъекты права  при этом так или иначе реагируют  на требования и дозволения государственной  воли. Их положительная реакция образует правомерное поведение, соответствующее  установленному правопорядку. Отклоняющееся  от юридически властных предписаний  поведение образует правонарушения.[7]

     Правовое  регулирование экономики состоит  в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т. д. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика».

     Антимонопольное законодательство впервые осуществлено в США в виде знаменитых «антитрестовских законов», которые позже были восприняты всеми рыночно развитыми странами мира. Для отечественной экономики, с ее невиданным уровнем монополизации производства и обращения, антимонопольное регулирование становится главным условием перехода к цивилизованным рыночным отношениям.[8]

     Антимонопольная политика включает административные и  экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:

     —  жесткий контроль над ценами предприятий-монополистов,

     — дезинтеграцию сверхкрупных управленческих, производственных и коммерческих структур,

     — поддержку конкуренции (в том  числе и посредством контролируемого допуска на отечественный рынок иностранных производителей),

     — поощрение диверсификации,

     — антимонопольную экспертизу принимаемых  законов. Монополизм относится к  числу имманентных тенденций

     рыночной  экономики. К тому же формы монопольного статуса способны изменяться, приспосабливаясь к специфике конкретных сфер. Поэтому антимонополизм образует постоянное направление государственного регулирования рыночной экономики.

     Столь же актуальна и дефляционная политика (стабилизация уровня цен) государства, поскольку современной рыночной экономике присущи деформирующие ее инфляционные процессы.

     В строго экономическом смысле инфляция есть рост цен как результат опережения объема платежеспособного спроса по сравнению со стоимостным объемом  предложения. Поэтому дефляционная политика ограничена выбором:

     — или стабилизация совокупного платежеспособного  спроса, что требует жесткого ограничения прироста денежных доходов населения,

     —  или переход к «равновесным» (свободным) рыночные ценам, что в условиях инфляции всегда означает рост цен,

     — или увеличение предложения, что  требует стимулирования предпринимательской активности.

     Драма антиинфляционной политики в том, что  первые два средства, сулящие наибольший эффект, социально крайне болезненны, а третье — малоэффективно в ситуации «бегства от денег», подталкивающей предпринимателей к росту цен. [9]

     Таким образом, правовое государственное регулирование - это форма государственного регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права. Правовое регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т. д. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика».  

3. Правовое регулирование  экономики в Российской  Федерации  

     Правовыми предпосылками государственного регулирования  экономики являются в первую очередь  нормы Конституции РФ: о социальном государстве (ст. 7); о гарантиях единого  экономического пространства, поддержке  конкуренции, защите различных форм собственности (ст. 8); о запрете монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (ст. 34) и т.д.

     Первая  часть ст. 8 устанавливает и гарантирует  единство экономического пространства в России. Это понятие охватывает единство рынка, установление правовых основ которого, находится в ведении  РФ. Единство рынка означает не только свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку  конкуренции, свободу законной экономической  деятельности на территории всей России и недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, но также свободное  перемещение рабочей силы.

     Свободное предпринимательство, свободный обмен  товарами и услугами, свободная продажа  собственного интеллекта и рабочих  рук требуют регулирования.

     Конституция фактически говорит о двух типах  собственности: частной (индивидуальной и коллективной) и публичной, т.е. государственной (федеральной и  принадлежащей субъектам РФ) и  муниципальной. Не исключены также  признание и защита иных форм собственности; так, в настоящее время явно растет церковная собственность. Коллективная частная собственность может  быть кооперативной, принадлежать иным общественным организациям, акционерным  обществам и т.д.

     Важной, не всегда принимаемой во внимание особенностью конституционного перечня  форм собственности является вынесение  частной собственности на первое место.

     Государство осуществляет контроль путем государственной  регистрации юридических лиц  и лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью. Федеральным законом устанавливается перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию и осуществление которых возможно только после получения соответствующей лицензии в установленном законом порядке.

     В Российской Федерации  гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и  недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ). Основным законодательным  актом, регулирующим данные отношения, является Закон  "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

     К сфере, где традиционно присутствует государственное регулирование, необходимо отнести регулирование отношений, связанных с деятельностью естественных монополий. Базовым актом в этой сфере является Федеральный закон "О естественных монополиях". Естественная монополия - это состояние рынка товаров, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие товары.

     Наряду  с антимонопольным регулированием в Российской Федерации действует  так называемое монопольное регулирование. Так, Федеральный закон "О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности" разрешает государственную монополию  на экспорт и (или) импорт товаров, перечни  которых утверждаются федеральными законами.

     Защита прав потребителей - эта сфера, имущественного оборота, где присутствует государственное регулирование, имеет особенно важное, можно сказать, знаковое значение для страны, где формируются цивилизованные рыночные отношения.

     Действующее законодательство закрепляет особый порядок заключения и исполнения договоров, предусматривающих  удовлетворение государственных нужд. Валютное регулирование, сфера внешней торговли - традиционная область, где сильны публично-правовые элементы регулирования.

     В соответствии с п. "ж" ст. 71 Конституции  РФ к ведению Российской Федерации  отнесено установление основ ценовой  политики. В России имеются сферы  экономики, где осуществляется государственное  регулирование тарифов и цен. К таким сферам традиционно относится  электрическая и тепловая энергетика  

     Вопросы, связанные  с патентным законодательством, регулируются Патентным законом  Российской Федерации.

     Ряд сфер народного хозяйства ввиду  их исключительной важности для жизни  страны, ее политической и экономической  безопасности подвергаются государственному регулированию.

     Таким образом, административно-правовое институциональное  обеспечение рыночной экономики  направлено на реализацию государственной  политики в этой сфере, положений  и требований, закрепленных в Конституции  Российской Федерации, в федеральных  законах отраслевого, комплексного и функционального характера, на дальнейшее укрепление единства экономического пространства и режима законности.   
 

 

     Заключение  

      Государство, являясь важнейшим экономическим  субъектом рыночных отношений, играет еще и основополагающую роль регулятора функционирования экономической системы, позволяя всей системе своевременно реагировать на возникающие противоречия в социально-экономическом развитии. Это придает рыночной системе  дополнительную устойчивость, делает ее социально более безопасной, а  зачастую и более эффективной.

     Правовое  государственное регулирование - это  форма государственного регулирования  общественных отношений, посредством  которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в  нормах права.

     Правовое  регулирование экономики состоит  в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т. д. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика».

     Административно-правовое институциональное обеспечение  рыночной экономики направлено на реализацию государственной политики в этой сфере, положений и требований, закрепленных в Конституции Российской Федерации, в федеральных законах отраслевого, комплексного и функционального  характера, на дальнейшее укрепление единства экономического пространства и режима законности.  

 

     Список  использованной литературы  

    1.           Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., 2008.

    2.           Бутук Н. Экономическая теория. К., 2008.

    3.           Глазунов Н.И. Система государственного управления: Учеб. М.: Юнити-Дана. 2008.

    4.           Курс экономической теории: учебник. М., 2008.

    5.           Основы экономической теории: Учеб. пособие / Под ред. В.Д. Камаева. — М, 2008.

Информация о работе Правовое регулирование экономики в Российской Федерации