Правовое регулирование аудиторской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 15:05, реферат

Описание работы

Аудиторы, обладающие специальными знаниями и необходимым опытом для проверки, всесторонне изучив финансовое состояние экономического субъекта, выносят свое независимое суждение о достоверности либо недостоверности предоставленной информации. Кроме этого, аудиторы определяют соответствие совершенных бухгалтерией предприятия хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Помимо так называемого инициативного

аудита, рассмотренного выше, имеет место в РФ обязательный аудит.

Содержание

1. Введение

2. Понятие аудита и аудиторской деятельности

3. Правовое регулирование аудиторской деятельности

4. Правовые нормы аудита в Российской Федерации

5. Заключение

6. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат по правоведению.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

     Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам  запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

     Аудиторская организация может быть создана  в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого  акционерного общества. Не менее 50% ее кадрового состава должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории России, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, – не менее 75%.

     В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов (данное положение вступило в силу с 09.09.2003). По замыслу законодателей эта новая норма вместе с требованием о том, что обязательный аудит может быть проведен только аудиторской организацией, должна служить повышению качества аудита. Предполагается, что большее количество квалифицированных специалистов в аудиторской фирме будет способствовать общему повышению качества ее работы, а вертикальные и горизонтальные проверки специалистами одной фирмы работы друг друга снизят вероятность сговора отдельного аудитора с неблагополучным клиентом. Кроме того, укрупнение аудиторских фирм приведет к исчезновению (или существенному снижению) «карманных» аудиторов, действующих в интересах некоторых конкретных клиентов или определенной узкой группы организаций.

     Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях  аудируемых лиц и лиц, которым  оказывались сопутствующие аудиту услуги.

     Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

     При рассмотрении целей и общих принципов  аудита необходимо руководствоваться  не только положениями Закона об аудите, но и стандартами.

     ФПСАД № 1 «Цель и основные принципы аудита»  утверждено постановлением Правительства  РФ от 23.09.2002 № 696. Оно соответствует  МСА 200 «Цели и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности», а также Кодексу этики профессиональных бухгалтеров.

     Настоящее ФПСАД, разработанное с учетом МСА, устанавливает единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые  аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны соблюдать.

     Основные  разделы ФПСАД:

  • введение;
  • цель аудита;
  • общие принципы аудита;
  • объем аудита;
  • разумная уверенность;
  • ответственность за финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Аудит финансовой отчетности призван дать аудитору возможность достоверно и объективно выразить мнение о том, составлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с установленными основами финансовой отчетности (п. 2 МСА 200).

     Цель  аудита – это выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Данное определение приведено и в Законе об аудите, и в ФПСАД, оно является полным и исчерпывающим. Исходя из этого, целью аудита не является:

  • поиск ошибок и злоупотреблений;
  • проверка правильности налоговых расчетов или налоговые консультации;
  • разоблачение мошеннических действий.

     Этот  стандарт заменил ранее действующее  Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Цели и основные принципы, связанные  с аудитом бухгалтерской отчетности», одобренное Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 20.08.1999, протокол № 5.

Заключение                                                                                                               Аудит – это не просто механизм контроля. Аудиторские проверки в равной степени можно считать средством достижения коммерческого успеха. Для многих аудиторских фирм в тех странах, где это разрешено законодательством (например, в США, Великобритании), оказание аудиторских услуг становится в последние годы преобладающим видом деятельности. Так что же такое аудиторская деятельность, аудит? Это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Аудиторской деятельностью могут заниматься как юридические лица (аудиторские фирмы), так и физические лица (аудиторы). Физические лица, желающие заниматься аудиторской деятельностью, должны пройти аттестацию а организации должны получить  лицензию на проведение аудита (по каждому виду аудита).                                                     Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях,  установленных законодательством; инициативная – по решению хозяйствующего субъекта. Так, обязательной проверке подлежать АО, банки и другие кредитные организации, биржи, брокерские конторы, страховые  организации, организации с иностранными инвестициями.В зависимости от субъекта, проводящего аудиторские проверки, они подразделяются на внешние, проводимые аудиторами (аудиторскими фирмами), имеющими специальную лицензию, и внутренние, проводимые соответствующими структурами самого субъекта.                   По содержанию аудит подразделяется на: банковский аудит, аудит бирж, инвестиционных и внебюджетных фондов, аудит страховых организаций, общий аудит.

Закон об аудиторской  деятельности в РФ подробно регламентирует вопросы,

связанные:

·     с оплатой работы аудитора, ответственностью экономического субъекта за

уклонение от обязательной аудиторской проверки либо препятствование  ее

проведению;

·     с порядком проведения аудиторской проверки;

·     со структурой и содержанием заключения аудитора (аудиторской фирмы);

·     с порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской

деятельности  и т.д.

По результатам  аудиторской проверки составляется аудиторское заключение, имеющее важное юридическое значение. Заключение состоит из 3-х частей: вводная часть содержит в себе информацию о том, кто проводит проверку, о проверяемом субъекте; в аналитической части содержится подробная информация об основных направлениях проводимой проверки, о выявленных нарушениях, если таковые имелись и т.п.; в итоговой части аудитором делаются краткие выводы о правильности проверяемой документации и отчетности. Сведения, содержащиеся в аудиторском заключении могут относиться к коммерческой, банковской, налоговой тайне, поэтому законодательство возлагает на аудитора обязанность сохранять их в тайне. Если их разглашение приведет к ущербу проверяемого субъекта, аудитор обязан возместить его. В случаях предусмотренных законом, в средствах массовой информации публикуется итоговая часть аудиторского заключения. Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию. При неквалифицированном аудите приведшему к убыткам для государства или для экономического субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы понесенные убытки. За составление заведомо ложного аудиторского заключения аудиторская фирма может быть лишена

лицензии, а у  аудитора может быть аннулирован  квалификационный аттестат. Помимо органов контролирующих аудиторскую деятельность, согласно закону об аудиторской деятельности, могут создаваться аккредитованные профессиональные аудиторские объединения в целях защиты интересов аудиторов (аудиторских фирм) и укрепления позиций аудита в целом.

В заключение отметим, что аудиторский финансовый контроль находится в процессе развития. Его сфера деятельности будет расширяться по мере развития цивилизованных рыночных отношений в стране, повышения квалификации сотрудников аудиторских служб и роста спроса на их услуги со стороны частных фирм и корпораций с целью снижения финансовых рисков в условиях растущей конкуренции.

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список литературы:

1.     Шеремет А.Д., Суйц В.П., Аудит: Учебник.  М., 2002.

2.     Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д., Финансовое  право: Учеб.пособие. М. 2002.

3.     Сайт компании «Вегас-Аудит» www.vigas-audit.com

4.     Федеральный закон от 07.08.01 г. №  119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

5.     Постановление Правительства РФ  от 23.09.02 г. «Об утверждении

федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»

6.     Приказ Минфина России от 03.06.02 № 47н «О Совете по аудиторской

деятельности  при Министерстве финансов РФ»

7.     Постановление Правительства РФ  от 11.02.02 г. № 190 «О лицензировании

аудиторской деятельности»

8.     Постановление Правительства РФ от 11.02.02 № 135  «О лицензировании

отдельных видов  деятельности»

9.     Письмо Минфина России от 11.04.02 г. № 28-05-01/78/СШ «О перечне

документов, требований и условий, необходимых для подачи заявления в

лицензирующий орган о предоставлении лицензии на осуществление аудиторской

деятельности».

10. Письмо Минфина  России от 25.04.02 г. № 28-01-21/871/СШ  «О перечне

документов, требований и условий, необходимых для обмена квалификационных

аттестатов аудитора»

Информация о работе Правовое регулирование аудиторской деятельности