Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:22, реферат
С началом рыночных преобразований промышленность России понесла ощутимый спад в производстве и потеряла свою конкурентоспособность, на что оказал решающее воздействие беспрецедентный объем импорта потребительских и промышленных товаров.
Очевидно, что единственный путь выхода экономики России из кризиса есть возрождение промышленности. И для достижения этой цели промышленный сектор России нуждается в инвестициях.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ 5
2 ПОСЛЕДСТВИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Во многих развитых и развивающихся странах существуют ограничения на приток иностранного капитала в отрасли, непосредственно связанные с эксплуатацией национальных природных ресурсов, в некоторые сферы производственной инфраструктуры, телекоммуникационную и спутниковую связь. А в России иностранный капитал устремился как раз в эти сферы (наряду с такими высокодоходными и быстро окупаемыми отраслями, как пищевая промышленность, торговля и т.п.)[15].
В Китае, например, законодательно определены отрасли, куда доступ иностранному капиталу закрыт, ограничен, разрешается и поощряется. В России же крупный иностранный капитал не только свободен от каких бы то ни было ограничений, но еще и пользуется льготным режимом по сравнению с местными товаропроизводителями. В Китае правительство поощряет экспортные операции тех фирм с иностранным участием, которые приносят казне высокие доходы от экспорта (например, занятых в сфере высоких технологий), а также тех, которые путем переориентации своего производства с внутреннего спроса на внешний снижают перенасыщение рынка. В большой мере благодаря такой политике предприятия с иностранным участием увеличили объем вывезенной из КНР продукции высоки технологий с 4,5 млрд. долл. в 1996 г. до 30 млрд. в 2000 г., а их доля в высокотехнологичном экспорте возросла с 60 до 80%[16].
В отличие от Китая прямые иностранные инвестиции в России не способствуют пока ни индустриализации ее экспорта, ни созданию сбалансированного народного хозяйства. Напротив, за последние 10-15 лет Россия крайне утяжелила свою экономику, углубив ее зависимость от малодоходных и постоянно сужающихся сегментов мирового рынка.
Наша страна, научный, образовательный и ресурсный потенциал которой несопоставим с китайским, вывозит ежегодно высокотехнологичных изделий на сумму 2.5-3 млрд. долл., что составляет лишь 0,3% всего объема мирового экспорта этой продукции - в 12 раз меньше, чем Китай (без Гонконга и Тайваня), в 14 раз меньше, чем Малайзия и Южная Корея, и ч 8 раз меньше, чем Мексика[17].
Иностранные инвесторы в России сегодня меньше всего озабочены проблемой облагораживания российского экспорта и улучшения се народнохозяйственных пропорций (не говоря уже о проблеме невозобновляемости ее природных ресурсов). Их главная цель - выкачать из России максимальную сумму прибыли в предельно сжатые сроки.
Интегрируясь в импортирующую экономику и взаимодействуя с местным капиталом на всех стадиях своего кругооборота, иностранный капитал одновременно и стимулирует, и тормозит процесс национального накопления в любой стране.
Оптимизация размещения в российской экономике прямых иностранных инвестиций предполагает выбор обоснованной и долгосрочной экономической специализации страны, обеспечивающей ее национальную безопасность.
При этом необходимо стремиться к тому, чтобы позитивные итоги иностранного присутствия перевешивали негатив[18].
Реализация подобной цели потребует от России немалых усилий. Необходимо, в частности, ужесточить государственный контроль за соблюдением западными компаниями инвестиционных обязательств, принятых ими при покупке акций российских субъектов хозяйства, а также правил участия в инвестиционных конкурсах. Крайне важно усилить надзор компетентных органов и за уплатой иностранцами налогов и таможенных пошлин (в сегодняшней России около четверти бюджетных поступлений приходится на экспортно-импортные пошлины).
Первоочередной задачей является и переход от ничем не ограниченного привлечения иностранного капитала к выборочному.
А это предполагает распространение на большинство сфер российской экономики (исключая некоторые отрасли и регионы, особо нуждающиеся в притоке капитала) единых норм государственного регулирования инвестиционной деятельности для местных и иностранных компаний (тем более, что унификация такого рода - одно из условий вступления в ВТО)[19].
В заключении хотелось бы отметить, что прямые иностранные инвестиции благоприятно воздействуют как на экономический рост, так и на политическую стабильность. Как и другие ведущие страны с переходной экономикой, Россия уже внедрила ряд мер, направленных на улучшение общего инвестиционного климата. Но многие инвесторы обеспокоены трудностями, сопровождающими планирование и проведение инвестиционных проектов. Прежде всего, это относится к:
– Общему состоянию экономики и инфраструктуры;
– Высоким ценам на энергоносители;
– Неоправданно высоким налогам;
– Все еще не решенному вопросу собственности на землю.
В попытках облегчить ситуацию для иностранных инвесторов сменяющие друг друга правительства в недавнем прошлом разработали серии проектов и реформ, которые в настоящее время ожидают своего рассмотрения в Государственной думе. В ближайшие годы их воздействие на экономическую модернизацию и координацию макроэкономической политики может оказаться решающим. Их несовершенство негативно отражается на процессе привлечения иностранных инвестиций.
Долгосрочный успех российской ПИИ-политики будет определяться реформаторскими преобразованиями в следующих структурах:
– правовая система;
– политическая система;
– административная система;
– финансовая система (включая банковское дело, лизинг, рисковый капитал);
– социально-экономическая система (включая развитие СМБ и промышленный капитал);
– система образования (включая развитие НИОКР и инноваций);
– культура.
В попытках создания более благоприятной окружающей среды для иностранных инвесторов, начиная с 90-ых годов правительства практически всех КРР стали вводить новую макроэкономическую политику. Они последовали основным политическим рекомендациям Мирового Банка, который ранее провел исследования среди 3 600 предпринимателей из 69 стран и разработал перечень основных задач для правительств в свете привлечения прямых иностранных инвестиций:
– Создание ясной правовой базы;
– Обеспечение макроэкономической стабильности;
– Инвестирование в сферу услуг и инфраструктуру;
– Защита неимущих и окружающей среды.
Действия конкурирующих КРР и влияние этих факторов на национальные экономики дает российским политикам полезные уроки. Анализ, предложенный ниже, может быть использован как руководство для лучшей координации и мониторинга обстановки в тех областях, где Россия проигрывает другим КРР. Оценки, приведенные далее, базируются в основном на результатах обследования и большого числа интервью, проведенных автором в Германии. Предварительный анализ показывает, что в некоторых областях Россия является конкурентоспособной. Информационные и маркетинговые кампании могут улучшить позицию России, поэтому, хотелось бы отметить, что прямые иностранные инвестиции играют огромную роль в системе международных экономических отношений.
1. Астапович А. Иностранные инвестиции в России. Отдельные факты и тенденции. М.: ИНФРА-М, 2004.
2. Белоус Т. Прямые иностранные инвестиции в России: плюсы и минусы // Международные экономические отношения. № 9, 2003.
3. Богославский М.М. Иностранные инвестиции. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
4. Буглай В., Ливенцев Н. Международные экономические отношения. М., 2003.
5. Киреев А. Международная экономика. М.: Международные отношения, 1999.
6. Семенов К.А. Международные экономические отношения. М.: Экономика, 2002.
7. Уринсон Я. Перспективы инвестиционной активности // Экономист. №2. 2000.
2
[1] Белоус Т. Прямые иностранные инвестиции в России: плюсы и минусы // Международные экономические отношения. № 9, 2003. С. 80
[2] Там же.
[3] Там же.
[4] Там же.
[5] Там же.
[6] Белоус Т. Прямые иностранные инвестиции в России: плюсы и минусы // Международные экономические отношения. № 9, 2003. С. 80
[7] Белоус Т. Прямые иностранные инвестиции в России: плюсы и минусы // Международные экономические отношения. № 9, 2003. С. 81.
[8] Там же.
[9] Белоус Т. Прямые иностранные инвестиции в России: плюсы и минусы // Международные экономические отношения. № 9, 2003. С. 81.
[10] Белоус Т. Прямые иностранные инвестиции в России: плюсы и минусы // Международные экономические отношения. № 9, 2003. С. 82.
[11] Астапович А. Иностранные инвестиции в России. Отдельные факты и тенденции. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 108.
[12] Буглай В., Ливенцев Н. Международные экономические отношения. М., 2003. С.205.
[13] Буглай В., Ливенцев Н. Международные экономические отношения. М., 2003. С. 205.
[14] Уринсон Я. Перспективы инвестиционной активности // Экономист. №2. 2000. С. 55.
[15] Семенов К.А. Международные экономические отношения. М.: Экономика, 2002. С. 301.
[16] Уринсон Я. Перспективы инвестиционной активности // Экономист. №2. 2000. С. 55.
[17] Там же.
[18] Богославский М.М. Иностранные инвестиции. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. С. 177.
[19] Буглай В., Ливенцев Н. Международные экономические отношения. М., 2003. С. 52.