Повышение качества и доступности медицинской помощи

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 22:09, реферат

Описание работы

Повышение качества и доступности медицинской помощи - это одна из важнейших целей государственной политики в области охраны здоровья граждан Российской Федерации, что подтверждено в "Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г.", одобренной распоряжением Правительства от 31.08.2000г.

Работа содержит 1 файл

КМПВСОМС.docx

— 17.74 Кб (Скачать)

         Повышение качества и доступности медицинской помощи - это одна из важнейших целей государственной политики в области охраны здоровья граждан Российской Федерации, что подтверждено в "Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г.", одобренной распоряжением Правительства от 31.08.2000г.

90-е годы стали самыми неблагополучными  в послевоенной демографической  истории России. Низкие уровни  рождаемости сопровождаются высокими  показателями материнской и младенческой  смертности, а также смертности  населения в трудоспособном возрасте. По оценке экспертов, предотвратимые  потери материнской и перинатальной  смертности составляют до 40% случаев  и связаны непосредственно с  низким качеством медицинской  помощи. Снижение количественных  показателей воспроизводства населения  сопровождается ухудшением здоровья  населения, особенно беременных  женщин, детей и подростков. Безусловно, это объясняется не только  отставанием в развитии здравоохранения  и неудовлетворительным качеством  медицинской помощи. На ухудшение показателей здоровья оказали также: рост алкоголизации населения, загрязнение окружающей среды, низкий уровень охраны труда и устаревшие производственные технологии, ухудшение качества продуктов питания и обеднение потребительского рациона, а также постоянное пренебрежение ценностью человеческой жизни, как на общественном, так и на индивидуальном уровнях.

Задачи обеспечения и улучшения  качества медицинской помощи, решающиеся в настоящее время в Российской Федерации, во многом созвучны с аналогичными задачами других стран и Всемирной  организации здравоохранения (ВОЗ). При разработке политики управления качеством медицинской помощи в  Российской Федерации необходимо учитывать  социально-экономические условия  развития здравоохранения, существующую практику оказания медицинской помощи населению, опыт других стран и мнение международных экспертов по проблеме качества. медицинской помощи.

 Политика качества в здравоохранении

Качество медицинской помощи является основной целевой функцией и, в тоже время, критерием деятельности системы  здравоохранения от низшего его  звена - лечебно-профилактического  учреждения (ЛПУ), до верхнего - Министерства здравоохранения.

Качество медицинской помощи обеспечивается всеми составляющими элементами системы здравоохранения: материально-техническим  обеспечением, кадровыми, научными, организационными, финансовыми, интеллектуальными, информационными  ресурсами. Результат деятельности системы здравоохранения определяется ее построением, функционированием, порядком взаимодействия всех элементов. Из этого  следует, что в основе улучшения  качества лежит изменение самой  системы.

Поддержание и улучшение результата деятельности системы здравоохранения  в процессе реформирования осуществляют управляющие структуры и механизмы.

В настоящее время на федеральном  уровне созданы отдельные структуры  по управлению качеством медицинской  помощи: Экспертный Совет по рассмотрению проектов нормативных документов по стандартизации в здравоохранении  Министерства здравоохранения; Лаборатория  проблем стандартизации при Московской медицинской академии им И.М. Сеченова; Методический Центр по обеспечению  качеством медицинской помощи при  ЦНИИ ОИЗ МЗ РФ; Центр Доказательной  Медицины при Московской медицинской  академии им И.М. Сеченова. На территориальном  уровне для ЛПУ, по Приказу Минздрава  России о внедрении стандартизации, должны быть созданы определенные структуры  по управлению качеством медицинской  помощи.

Вопросы улучшения качества медицинской  помощи в России являются одними из наиболее актуальных и дискуссионных из-за отсутствия единого подхода к управлению качеством. Возникла необходимость в разработке единой концепции качества медицинской помощи. Заслуживает внимания методология управления качеством, успешно используемая в других странах, адаптированная и апробированная на отдельных российских территориях.

На основе этой методологии в  течение трех лет в России в  рамках приоритетного направления "Доступность качественной медицинской  помощи" Комитета по здравоохранению  российско-американской Межправительственной комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству на базах Тверской и  Тульской областей проводились работы по улучшению качества медицинской  помощи. Координатором данного проекта  со стороны России был федеральный  научно-методический Центр по управлению качеством ЦНИИОИЗ МЗ РФ.

Целью проекта было адаптирование и развитие методологии управления качеством медицинской помощи для России. В результате работы в рамках выбранных клинических проблем и служб здравоохранения были проведены изменения в системе оказания медицинской помощи. Разработаны индикаторы, для мониторинга изменений системы, процессов оказания медицинской помощи и ее качественных показателей.

     Система здравоохранения, функционирующая сегодня, нуждается не только в новых концептуальных подходах, но и в комплексных преобразованиях. Качество медицинской помощи является интегрирующей оценкой системы здравоохранения, и напрямую отражает ее функционирование.

В улучшении качества медицинской  помощи заинтересованы как население, так и правительство, руководители исполнительной власти, представители  министерства здравоохранения, работодатели и медицинские работники. Следовательно, только государственный и межотраслевой  подход к формированию политики качества медицинской помощи позволит обеспечить его высокое качество.

Эффективность и четкость функционирования всех звеньев механизма улучшения качества медицинской помощи возможны только при согласованном их взаимодействии. Поэтому руководящие органы здравоохранения федерального и территориального уровней, врачебные ассоциации, страховые медицинские организации, учебные заведения, осуществляющие подготовку и последипломное обучение медицинских кадров, медицинские учреждения, непосредственно оказывающие медицинскую помощь, должны руководствоваться единой стратегией улучшения качества медицинской помощи. Для этого необходима разработка комплексной программы управления качеством медицинской помощи и ее выполнение с четким разграничением обязанностей и ответственности.

Опыт применения методологии управления качеством медицинской помощи в  Ульяновской области, позволил сделать  заключение о том, что использование  данной методологии должно стать  неотъемлемой частью концепции управления качеством в здравоохранении.

2. Механизмы реализации основных  направлений в управлении качеством  медицинской помощи

С целью активизации работ по проблеме качества медицинской помощи предлагается:

Разработать и утвердить Концепцию  качества здравоохранения на уровне субъекта Федерации. Целью концепции  считать обоснование создания системы  качества, направленной на удовлетворение потребностей и ожиданий потребителей медицинской помощи.

    Механизмы реализации основных направлений в управлении качеством медицинской помощи

С целью активизации работ по проблеме качества медицинской помощи предлагается:

Разработать и утвердить Концепцию  качества здравоохранения на уровне субъекта Федерации. Целью концепции  считать обоснование создания системы  качества, направленной на удовлетворение потребностей и ожиданий потребителей медицинской помощи.

Основными задачами принять:

разработку идеологии управления качеством медицинской помощи;

разработку научно обоснованных рекомендаций по проблеме улучшения качества медицинской  помощи.

Разработать типовую модель системы  управления качеством медицинской  помощи на уровне субъекта Федерации.

Создать на территориальном уровне при департаментах здравоохранения  Координационные Советы по управлению качеством медицинской помощи.

Преобразовать или сформировать на уровне ЛПУ структуры по управлению качеством медицинской помощи, возможно в виде Совета по качеству, возглавляемого заместителем главного врача.

Определить модель взаимодействия страховых медицинских организаций  и фондов ОМС с департаментами здравоохранения и ЛПУ в области  качества здравоохранения.

Определить роль, функции и перспективы  развития Центров доказательной  медицины.

Изменить систему обучения вопросам качества медицинской помощи в системе  дипломного и постдипломного образования для внедрения современной теории управления качеством - включить курс "Улучшение качества" в программу обучения.

В целях координации работ по улучшению качества медицинской  помощи в Российской Федерации создать  при Министерстве здравоохранения  структуру по проведению перечисленных  выше работ - Национальный Совет по проблеме качества медицинской помощи.

Придать статус исполнительного органа Национального Совета - федеральному Научно-методическому центру по управлению качеством медицинской помощи:

необходимо поддержать и усилить  Центр для четкого эффективного функционирования всех структур системы  управления качеством медицинской  помощи

Центру обеспечить научно-методическое руководство для субъектов Федерации  по вопросам управления качеством в  реализации приоритетных направлений  Концепции развития здравоохранения.

Разработать единое информационное пространство по вопросам качества медицинской помощи для всех субъектов Российской Федерации.

Обеспечить законодательную поддержку  политики качества медицинской помощи.

    одводя итоги, следует отметить, что проблема качества и эффективности медицинской помощи сегодня занимает приоритетное место в большом количестве проблем российского здравоохранения. Реформа системы здравоохранения и в первую очередь преодоление острых структурных диспропорций в сочетании с поиском внутрисистемных источников экономии средств и ресурсов ни в коем случае не должны затронуть качество и доступность медицинской помощи для широких слоев населения.

Следует указать, что проблема качества и эффективности медицинской  помощи не может быть разрешена без  решения проблемы оптимизации структуры  оказания медицинской помощи, без  введения принципа подушевого финансирования комплекса взаимосвязанных лечебно - профилактических учреждений. Раздельная оплата каждого вида помощи (стационар, поликлиника, скорая помощь, аптека и т.д.) разрушает сложившуюся систему оказания медицинской помощи, когда каждое ЛПУ преследует лишь свой, местнический экономический интерес, который не всегда соответствует целям охраны здоровья населения на территории, конкретным задачам рационального использования скудных финансовых и материальных ресурсов.

Число больничных учреждений,  единиц

85   100

 Число амбулаторно-поликлинических  учреждений (самостоятельных и входящих  в состав других учреждений), единиц

135    146

 Мощность амбулаторно - поликлинических    учреждений  (посещений в смену), ед.

27557     28344

 на 10 тысяч населения, ед.

202,2    209,9

 Численность врачей всех  специальностей, всего, тыс. чел.

7,0     7,2

 на 10 тысяч населения, человек

51,5     53,1

 Численность среднего  медицинского

 персонала, всего,  тыс. человек

13,6     14,1

 на 10 тысяч населения, человек

99,9     104,5

 Число больничных коек круглосуточных  стационаров, всего, тыс.

14,0     14,6

 на 10 тысяч населения, единиц

102,9     108,4


Информация о работе Повышение качества и доступности медицинской помощи