Постсоветская
переходная экономика
России
и характер реформ
в Башкортостане
- Понятие
переходной экономики. Понятие переходной
экономики является весьма относительным.
Переходные отношения появляются, как
правило, в условиях экономических реформ.
Подобные реформы осуществляются в бывших
социалистических странах, они направлены
на утверждение рыночных отношений. Переходный
процесс это становление информационного
общества, характерный для современной
мировой экономики в целом. Сегодня во
всем мире осуществляется переход к «постиндустриальной»
экономике из содержания которой можно
дать определение понятия «переходная
экономика». В ее основе лежат принципы:
- Рынок становится
правовым. Все его участники защищены
от взаимного произвола.
- Рынок будет
«прозрачным». Участники обретают возможность
знать обо всем, что на нем происходит
и максимально снизить для себя потребительский
или коммерческий риск.
- Рынок становится
саморегулируемым. Образовываются институты,
специализирующиеся на анализе его состояния
и перспектив применительно к каждому
товару и выработке рекомендаций по поведению
производителей и потребителей.
- Рынок устремляется
в будущее. Вновь образующиеся капиталы
ориентируются на ту часть экономического
производства, которая еще не освоена,
на совершенно новые товары и услуги, на
удовлетворение будущих потребностей.
- Рынок становиться
реформируемым. Основной функцией государства
становится непрерывное поддержание способности
рынка к саморегулированию путем содействия
развитию его институтов.
«Переходная
экономика» является синонимом «развивающейся
экономике», каковой она должна быть
постоянно. Эволюция постоянно присуща
обществу. Поэтому в управлении развитием
общества ставка должна быть сделана на
реформы, на их непрерывность и своевременность.
- Цели
и результаты рыночных
реформ в Российской
Федерации. Социально-экономические
реформы в Башкортостане в 1990-е годы по
охвату, характеру и глубине определись:
Б) самостоятельно
принимаемыми решениями республики
в условиях обретения ею экономического
суверенитета.
Цели
реформирования российской экономики
определялись лозунгом: «Даешь переход
к рыночной экономике!». При этом четкой
официальной установки того, к какому
из вариантов рыночной экономики нужен
переход, не было. В продолжительной борьбе
за власть прослеживалось стремление
представительной ветви власти склоняться
к наиболее жесткой социально ориентированной
форме рыночной экономики. Однако в ходе
борьбы реальные рычаги власти оказывались
в руках исполнительной власти, которая
проводила в жизнь либеральный, монетаристический
курс социально-экономических реформ
в России.
Суть
данного курса сводилась к
спонтанным институциональным преобразованиям
и операциям в сфере финансово-кредитных,
денежных, внешнеэкономических отношений,
приватизации государственной собственности,
либерализации торговли и т.д. указанные
меры не увязывались с процессами
в реальном секторе экономики, в
производственной сфере. Не было анализа
того, какими средствами и путями, к
какому желательному состоянию необходимо
привести реальный сектор экономики. Также
не изучалось то, каким образом
повлияют проводимые мероприятия на
производственные отрасли.
В
данной ситуации необходимо было проанализировать
и разработать практические рецепты того,
- каким образом
и в какие сроки вывести посттоталитарную
российскую экономику на рельсы классической
рыночной экономики;
- какие отрасли
экономики для этого должны быть ликвидированы,
какие сокращены, а какие преобразованы;
- какие элементы
рыночной инфраструктуры необходимо создать;
- какие бюджетные,
финансово-кредитные, валютные и денежные
реформы нужны для того, чтобы реальный,
производственный сектор стал материальной
основой рыночной экономики.
Последствия
проводимых таким образом реформ
общеизвестны. Снижение валового внутреннего
продукта, промышленного и сельскохозяйственного
производства, разрыва хозяйственных
связей и изменений в способах хозяйствования.
- Специфика
и характерные черты
экономических реформ
в Башкортостане.
Характер рыночных реформ в России имел
определяющее значение в проведении преобразований
в экономике Республики Башкортостан.
Нахождение Башкортостана в едином политическом,
правовом и социально-экономическом пространстве
России обусловило то, что все негативные
моменты рыночных преобразований в России
отрицательно повлияли на ход реформ и
в нашей республике.
Однако
подписанный в марте 1992 г. Договор о разграничении
полномочий, давший республике экономическую
самостоятельность, защитил экономику
республики от ускоренного неорганизованного
развала.
Экономическая
самостоятельность позволила республике
занять определенную выжидательную
позицию, проводить реформы с
некоторым интервалом, несколько
отстающим от России, но позволяющим
присмотреться к тому, что затевается
в центре и что может из этого
получится. Некоторые пункты российских
реформ в республике не были реализованы.
- Результаты
и перспективы социально-экономических
реформ в РБ. Особый характер и содержание
проводимых в Башкортостане реформ обусловили
меньшую глубину и более низкие темпы
падения производства, в какой-то мере
предохранили от захлестнувших другие
регионы повальных невыплат зарплаты,
пенсий и пособий, обеспечили определенную
социальную стабильность
Защитительная
экономическая политика Башкортостана
обеспечила сохранность производства
на более высоком уровне, чем в
среднем по России.
В
послании Президента РБ Государственному
собранию подчеркивается, что итогом
работы в социально-экономической
сфере «должно стать создание
социально ориентированной рыночной
экономики, обеспечивающей каждому
человеку достаток и благополучие».
Для претворения в жизнь этих слов необходимо
исследовать потребности людей, степень
их удовлетворения и выявить неудовлетворенный
спрос.
Перспективы
социально-экономических реформ в
РБ зависят от множества объективных
и субъективных, экономических и
внеэкономических факторов. Особо значимыми
среди них являются квалификация,
профессионализм, устремленность органов
государственной власти на творческое
осуществление преобразований, поскольку
в период реформ работа усложняется,
требует филигранной квалификации.
Важным фактором выступает доверие
населения властным органам. Решающее
значение имеют отсутствие коррумпированности
государственных служащих, выполнение
обещаний, действительная преданность
интересам людей. Но главным фактором
выступают сами люди, их менталитет, образование,
профессионализм, предприимчивость, отношение
к труду, высокая культура потребностей,
трезвый и здоровый образ жизни. Обеспечив
действие всех названных факторов только
в комплексе можно в перспективе вывести
нашу республику из серьезного кризисного
состояния.