Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:09, доклад
Целью данной работы выступает развитие и реализация теории постиндустриальной экономики, как интегральной методологической концепции, описывающей трансформации современной социально-экономической системы.
1. Введение…………………………………………………………………………..…... 3
2. Стадии экономического роста……………………………………………………….. 3
3. Сущность постиндустриализации…………………………………………………… 4
4. Особенности будущей экономики…………………………………………………… 5
5. Проблемы постиндустриализации…………………………………………………... 8
6. Воздействие постиндустриализации на мировое хозяйство……………………..... 9
7. Заключение……………………………………………………………………...…….. 10
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КУбанский Государственный Университет»
Кафедра
международного туризма и менеджмента
Доклад
Постиндустриализация—
Работу выполнила:
Студентка 2 курса
Факультет: географический
Специальность:СКСТ
Никитина
В.Н.
Краснодар 2011
Содержание:
1. Введение…………………………………………………………
2. Стадии экономического
роста………………………………………………………..
3. Сущность
постиндустриализации…………………………
4. Особенности
будущей экономики…………………………………
5. Проблемы
постиндустриализации…………………………
6. Воздействие
постиндустриализации на
7. Заключение……………………………………………………
Введение
Век двадцатый стал началом новой, так
называемой постиндустриальной, информационной
или постэкономической эпохи, среди отличительных
черт которой - быстрый научно-технический
прогресс, радикальные изменения структуры
общественного богатства и занятости,
удовлетворение основных потребностей
большинства жителей развитых стран Запада
благодаря достигнутому производственному
потенциалу, появление признаков вытеснения
творчеством традиционных форм труда,
утверждение постэкономической системы
ценностей, в центре которой -человек с
его стремлением к самосовершенствованию.
В этой ситуации на первый план научных
исследований выходит определение основных
характеристик экономики, зарождение
которой мы наблюдаем. Это подтверждается
многообразием подходов, описывающих
трансформации социально-экономической
системы, использующих различные термины
(постмодернистское, постэкономическое,
посткапиталистическое, постисторическое,
постцивилизационное, постматериалистическое,
постиндустриальное и т.д.), но ставящих
своей целью формирование новой системы
теоретического знания, адекватной формирующейся
действительности.
Таким образом, актуальность темы настоящей
работы обусловлена необходимостью выявления
и поиска путей решения проблем, создаваемых
трансформационными изменениями мировой
социально-экономической системы, детерминирующих
дальнейшее развитие экономики России.
Целью данной работы выступает развитие
и реализация теории постиндустриальной
экономики, как интегральной методологической
концепции, описывающей трансформации
современной социально-экономической
системы.
Стадии экономического развития
Анализ тенденций, которые появились в конце XX в., позволяет заглянуть в будущее, увидеть некоторые возможные черты грядущего XXI столетия, хотя и надо отдавать себе отчет в том, что предвидение — это область, где делается больше всего ошибок.
Начавшаяся
в середине XX в. в развитых странах
постиндустриализация набирает силу и,
вероятно, будет оставаться главной
тенденцией в мировой экономике
начала XX! в., распространяясь на все
страны. Постиндустриализацией
Основная часть истории человечества приходится на доиндустриальное (традиционное) общество, для которого характерно преобладание первичного сектора в экономике (сельское и лесное хозяйство, охота и рыболовство). Первичный сектор до сих пор доминирует в экономике многих наименее развитых стран.
Процесс
активной индустриализации, начавшийся
в ХУШ в., закончился в развитых
странах примерно в первой половине
XX в., в большинстве
Таблица №1. Стадии экономического развития
Параметр | Стадии экономического развития | ||
Доиндустриальная (аграрная) | Индустриальная | Постиндустриальная | |
Ведущий сектор экономики | Сельское хозяйство | Промышленность | Услуги |
Основной производственный ресурс | Природный капитал | Произведённый капитал | Человеческий капитал |
Характер базовых технологий | Трудоёмкие | Капиталоёмкие | Наукоёмкие |
Основной тип конечной продукции | Продукты питания | Промышленные потребительские товары | Информация и знания |
Преобладающий характер производственной деятельности | Взаимодействие человека с природой | Взаимодействие с преобразованной человеком природой | Взаимодействие между людьми |
Главный фактор экономического роста | Природные ресурсы (плодородие почв, климат) | Производительность работников физического труда | Производительность работников умственного труда |
Относительное
падение доли и значения промышленности
в связи с усиливающимся
Сущность постиндустриализации
Хотя во многих развивающихся странах еще продолжается активная индустриализация, для современного мира характерно быстрое увеличение доли третичного сектора (услуг) в экономике. Так, в России в третичном секторе уже работает более половины всех занятых, а численность занятых во вторичном секторе перестала расти еще в 70-80-е гг. (в 90-е гг. она даже сокращалась). В США в третичном секторе занято 75% работающих.
Причем
быстрый рост этого сектора происходит
прежде всего за счет науки и научного
обслуживания, образования, культуры и
искусства, здравоохранения и физической
культуры, жилищно-коммунального хозяйства
и бытового обслуживания, социального
обеспечения, индустрии отдыха. В России
в этих отраслях (у нас они часто называются
научными и социально-культурными отраслями)
занято уже 1/2 работающих (в 1970 г. — около
1/5). Общим для данной группы отраслей третичного
сектора является то, что по сравнению
со многими другими отраслями сферы услуг
(транспорт и связь, материально-техническое
снабжение, сбыт и заготовки, кредитование,
финансы и страхование) они больше ориентированы
на производство и распространение знаний
и обслуживание людей, чем на обслуживание
отраслей материального производства.
Крупными отраслями сферы услуг остаются
и те, что традиционно ориентировались
преимущественно на обслуживание людей
— это торговля и общественное питание,
государственное управление (включая
«силовые» ведомства). I
В
доиндустриальном (традиционном) обществе
главным экономическим ресурсом
были природные ресурсы, прежде всего
сельскохозяйственные угодья (земля).
Экономические отношения
В
постиндустриальном обществе основными
ресурсами становятся знания и труд.
Экономические отношения во многом
определяются способностями вырабатывать
и использовать новые знания. Отсюда
огромное внимание к производству знаний
(науке) и носителям этих знаний (высокообразованной,
творческой и физически здоровой
рабочей силе). Интеллектуальное развитие
общества становится необычно важной
предпосылкой хозяйственной жизни,
а сама эта жизнь во многом определяется
постоянными нововведениями (инновациями).
Повышенное внимание к знаниям, информации
приводит к тому, что постиндустриальное
общество часто называют информационным.
Особенности будущей экономики
Важнейшими чертами постиндустриальной экономики являются:
· изменение структуры производства и потребления (преимущественно за счет возрастания роли услуг). Так, в России уже в начале 90-х гг. в структуре производства ВВП услуги стали преобладать над товарами, а в структуре потребительских расходов населения доля услуг сейчас составляет около 1/6 и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Растет доля услуг и во внешнеторговом обороте: в России она возросла с 12% в начале 90-х гг. до 20% в конце 90-х гг. Одновременно идет изменение структуры секторов экономики, причем это изменение происходит не только внутри сферы услуг (см. выше), но и в сфере материального производства. Это прежде всего рост в первичном и вторичном секторах тех отраслей, которые относятся к наукоемким (в них доля расходов на НИОКР составляет не менее 3,5—4% от объема продаж, а доля занятых в НИОКР — не менее 2,5—3% от всех занятых в отрасли). Увеличивается и доля их продукции в мировой торговле;
· рост уровня образования, прежде всего за счет послешкольного. В середине 90-х гг. доля молодых людей в возрасте от 20 до 24 лет, охваченных этим образованием, составляла в наименее развитых странах несколько процентов, в развитых — десятки процентов (в Японии — 30%, Германии — 36%). В некоторых бывших советских республиках этот показатель доходит до 42—46% (в России, Украине, Белоруссии, Казахстане), ставя эти страны на весьма высокое место в мире по охвату молодого поколения высшим и средним профессиональным образованием. Однако первое место, бесспорно, делят США и Канада (в США — более 80%). В результате население, в том числе работающее, имеет все более высокий уровень образования. Так, в России 52% работающих имеют высшее (включая незаконченное высшее) и среднее профессиональное образование, и этот показатель продолжает расти. В большинстве стран мира это ведет к росту доходов образованной части населения, так как высокий уровень образования обычно обеспечивает высокую квалификацию и соответственно высокую заработную плату. В США работник с высшим образованием имеет доходы почти в три раза выше, чем работник с незаконченным средним образованием;
· новое отношение к труду. Для высококвалифицированных работников характерны творческое отношение к труду и высокие требования к человеческим отношениям на работе. Нередко для них это важнее, чем чисто материальные стимулы, тем более что в развитых странах заработная плата квалифицированных работников уже давно обеспечивает им удовлетворение повседневных чужд (полноценное питание, жилье, транспорт, медицинское обслуживание, отдых и т.д.). Иначе говоря, они стремятся к тому, чтобы работа была не только высокооплачиваемой, но и интересной, а обстановка на работе — демократической и гуманной. Это часто совпадает со стремлением их работодателей получать более высокую отдачу от своих главных и все более дорогих экономических ресурсов (удельный вес затрат на оплату труда и НИОКР в издержках производства возрастает). В результате идет переход к такой системе трудовых отношений, которая называется трудовой демократией. Она основана на идее соучастия каждого работника в капитале компании, ее прибылях, ее управлении. Так, соучастие в управлении идет через представителей трудового коллектива в руководящих органах компании, регулярное распространение в трудовом коллективе информации о положении компании, широкую автономию подразделений компании;
· повышенное внимание к окружающей среде, прежде всего через переход к устойчивому развитию. Постиндустриальное общество стремится перейти к такому экономическому росту, который опирался бы не на природные ресурсы, а прежде всего на использование знаний и трудовых ресурсов. Это снижает нагрузку на природу и сохраняет ее для будущих поколений. Обычно меньшую нагрузку на окружающую среду оказывают наукоемкие отрасли сферы материального производства. Следствием этого является постепенное оздоровление окружающей среды в развитых странах. Однако в новых индустриальных странах, Китае и других государствах, где идет активная индустриализация, нагрузка на природные ресурсы возрастает, экологическая ситуация ухудшается (см. 14.5);
· гуманизация (социализация) экономики. Создав в ходе индустриализации огромные производственные мощности в материальной сфере, современное общество теперь вкладывает средства в развитие ставших главными для него экономических ресурсов — знания и особенно человека. Основным объектом приложения инвестиций, а также расходов бюджета становятся социально-культурные отрасли. Так, если в нашей стране в годы довоенных пятилеток в эти отрасли направлялось около 30% всех капиталовложений, то в 60-е гг. — более 1/3 и в 90-е гг. — около 40%. Образно говоря, главными становятся вложения в человеческий, а не в основной и оборотный капитал;
· информатизация общества. Если знания (информация) приобретают все большую силу, то вложения в получение и применение их становятся все более эффективными (прибыльными), спрос на них быстро растет. В результате в современной экономике постоянно увеличивается численность производителей знаний (занятых в науке и научном обслуживании), их распространителей (информационных сетей, учебных заведений, инновационных фирм) и потребителей (все общество). Благодаря развитию современных средств связи, электроники современное потребление информации облегчается, становясь доступным рядовым потребителям. Общество становится все более насыщенным знаниями и тягой к ним, превращаясь в информационное, компьютеризированное общество;
· ренессанс малого бизнеса. Быстрое обесценение старых знаний и еще более быстрое распространение новых, высокий уровень доходов значительной части общества ведут к быстрому обновлению и высокой дифференциации выпускаемой продукции. Засилье стандартизированной массовой продукции, характерное для индустриального общества, ослабевает, так как высокообразованный зажиточный покупатель требует все более приспособленной к его вкусам продукции, а современная экономика позволяет это делать лучше. В этих условиях более жизнеспособными становятся малые предприятия, причем не только в сфере услуг, но и в сфере материального производства. К тому же в обществе, где главные лимитирующие ресурсы — знания и труд, а не земля и капитал, квалифицированные и предприимчивые люди имеют больше шансов на ведение собственного бизнеса. Отчасти это относится и к предприятиям среднего размера. В результате доля малых и средних предприятий в ВВП ведущих развитых стран превышает 50% (в России — пока около 10%). Малый бизнес играет заметную роль и в международных экономических отношениях. Примером может быть так называемая неорганизованная внешняя торговля, достигающая в российском импорте около 20 млрд долл. в год и во многом обеспечиваемая «челноками», т.е. индивидуальными и мелкими предпринимателями;
Информация о работе Постиндустриализация-основная тенденция развития мировой экономики