Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 19:16, доклад
В духе либерализации внешней торговли на территории России вводился единый порядок лицензирования и квотирования экспорта и импорта товаров, распространяемого на торговлю со всеми государствами-субъектами и на все субъекты хозяйственной деятельности. Тем самым казалось, что в правовом отношении были созданы предпосылки для того, чтобы положить конец торговле льготами, привилегиями и другим исключениям из правил и норм принятых Законов.
В духе либерализации
внешней торговли на территории России
вводился единый порядок лицензирования
и квотирования экспорта и импорта
товаров, распространяемого на торговлю
со всеми государствами-субъектами
и на все субъекты хозяйственной
деятельности. Тем самым казалось,
что в правовом отношении были
созданы предпосылки для того,
чтобы положить конец торговле льготами,
привилегиями и другим исключениям
из правил и норм принятых Законов.
Однако по усмотрению властей отдельным
юридическим лицам
Либерализация
порой использовалась для активизации
различной преступной деятельности,
связанной с нелегальным
В 1992 г. ситуация значительно ухудшилась: отсутствие четкого валютного законодательства и углубление экономического спада привели к тому, что полученная валюта почти полностью перестала возвращаться в Россию (она пускалась в оборот за рубежом). По данным Банка России, нелегальная утечка валюты из страны была следующей: по экспортному каналу в 1992 г. не возвратилось от 50 до 70% всей валютной выручки от экспорта; в 1993 г. не вернулось 30-40%; в 1994 г. – 12%; в 1995 г. – 4%. В 1995 г. через импорт было укрыто 6-7 млрд. дол.
С осуществлением
либерализации внешней торговли
стал наблюдаться активный ввоз товаров
народного потребления и
Сохранение
государственной монополии на внешнюю
торговлю в странах СНГ и отсутствие,
как отмечалось, единых обменных курсов,
«размытость» отношений и границ
между Россией и новыми независимыми
государствами создавали
Меры реформаторов по стимулированию внешнеэкономической деятельности и стабилизации внутреннего рынка неизбежно привели к конвертируемости национальной валюты, на что влияли такие факторы, как темпы инфляции, состояние платежного баланса, степень доверия к рублю как внутри России, так и за ее пределами и ряд других. Мировой опыт показывает, что, чем выше темп инфляции в той или иной стране, тем ниже курс ее национальной валюты.
Либерализация цен не была согласована с монетарной политикой. Вследствие либерализации цен к середине 1992 года российские предприятия остались практически без оборотных средств[8]. Начиная с апреля, Центробанк начал осуществлять масштабную выдачу кредитов сельскому хозяйству, промышленности, бывшим советским республикам и эмиссию для покрытия дефицита бюджета. За этим последовала инфляция, которая по итогам 1992 года составила 2600 %.
Либерализация цен привела к галопирующей инфляции, обесценению заработной платы, доходов и сбережений населения, росту безработицы, а также к усилению проблемы нерегулярности выплаты заработков. Доля бедных и очень бедных домашних хозяйств между 1992 и 1995 гг. увеличилась с 33,6 % до 45,9 %
Объясняя причины высокой инфляции, реформаторы утверждали, что они не были связаны с собственно либерализацией цен. В качестве таких причин они приводили политическое давление, прежде всего со стороны Верховного Совета, которое вынуждало проводить эмиссию денег, а также приток рублей, напечатанных в соседних республиках.
По мнению ряда экономистов, либерализация цен привела к тому, что рост цен значительно обогнал рост денежной массы, следствием чего являлось её реальное сжатие. Так, за 1992—1997 годы индекс-дефлятор ВВП и индекс потребительских цен выросли примерно в 2400 раз, в то же время агрегат денежной массы М2увеличился примерно в 280 раз. В результате «реальная» денежная масса сократилась 8 с лишним раз. При этом не произошло такого же увеличения скорости оборачиваемости денег, что могло бы компенсировать сжатие. Положение усугублялось тем, что в результате приватизации на денежную массу легла дополнительная нагрузка по обслуживанию акций, облигаций и т. п., которые ранее не являлись объектами сделок. Вследствие этих процессов к 2000 году денежная масса стала составлять около 15 % ВВП, при том, что в странах с переходной экономикой она составляла тогда 25-30 % ВВП, а в развитых странах — 60-100 % ВВП. При нехватке денег они стали настолько дорогими, что реальный сектор экономики оказался оголён от финансовых ресурсов. Отсутствие денег в экономике также ускорило развитие других негативных процессов: падения экономического роста, восполнения недостающей денежной массы суррогатами и усиления натурализации обмена (бартерных операций).
Предстояло решать проблемы обеспечения действенного контроля за такими действующими механизмами торговли, как регистрация контрактов и введение паспортных сделок, обложение налогом не контрактной, а мировой цены экспортируемого товара, сокращение импортных квот. Валютное регулирование носило нестабильный, хаотичный характер и изначально не было подкреплено соответствующей правовой базой. Не удалось обойтись без валютных спекуляций и иных нарушений законности. Либерализация привела к оседанию «валютных накоплений» в банках Западной Европы. По данным печати, они составляли от 17 до 40 млрд долл. Одновременно сокращались золотовалютные резервы, что имело негативное влияние на экономику. Иными словами, Россия, начиная с политики фиксации национальной валюты и оседания «валютных накоплений» в банках Западной Европы и кончая сокращением золотовалютных резервов, шла фактически к будущему дефолту по уже проторенной дорожке некоторых других стран, в свое время переживших аналогичные трудности рыночных реформ.