Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 20:43, реферат
Заработная плата - это вознаграждение, которое предприятие, учреждение, организация обязано выплачивать работникам в соответствии с количеством и качеством затраченного ими труда по заранее определенным нормам и расценкам, устанавливаемым либо в централизованном порядке для работников бюджетной сферы, либо локальными нормами непосредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях без ограничения ее максимальными пределами. Организация оплаты труда должна быть направлена, с одной стороны, на гарантированность заработка за фактически выполненную работу в соответствии с количеством и качеством труда; с другой стороны, заработная плата должна стимулировать в интересах работодателя возмещение издержек производства и получение прибыли. Обеспечение единства интересов работника и работодателя достигается путем снижения затрат на единицу продукции и роста эффективности труда по предприятию в целом.
Заработная плата - это вознаграждение, которое предприятие, учреждение, организация обязано выплачивать работникам в соответствии с количеством и качеством затраченного ими труда по заранее определенным нормам и расценкам, устанавливаемым либо в централизованном порядке для работников бюджетной сферы, либо локальными нормами непосредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях без ограничения ее максимальными пределами. Организация оплаты труда должна быть направлена, с одной стороны, на гарантированность заработка за фактически выполненную работу в соответствии с количеством и качеством труда; с другой стороны, заработная плата должна стимулировать в интересах работодателя возмещение издержек производства и получение прибыли. Обеспечение единства интересов работника и работодателя достигается путем снижения затрат на единицу продукции и роста эффективности труда по предприятию в целом. В настоящее время на государственном уровне устанавливается лишь размер минимальной оплаты труда, а для работников бюджетной сферы также и ставки Единой тарифной сетки. В условиях либерализации цен главной функции государства в вопросах регулирования заработной платы является установление гарантированного минимального размера оплаты труда. В соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 10 июля 1995 г. № 89 "Об утверждении Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера" включению в фонд заработной платы подлежат:
Предприятиям
предоставлены широкие
Традиционно
сложились следующие
Федеральным законом от 4 февраля 1999 г.
№ 22-ФЗ "Об упорядочении оплаты труда
работников организаций бюджетной сферы"
с 1 апреля 1999 года тарифная ставка (оклад)
первого разряда Единой тарифной сетки
по оплате труда работников организаций
бюджетной сферы установлена в размере
110 рублей в месяц. Согласно этому же Федеральному
закону тарифная ставка (оклад) первого
разряда Единой тарифной сетки по оплате
труда работников организаций бюджетной
сферы определяется федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от 18
марта 1999 г. № 309 утверждены новые тарифные
коэффициенты Единой тарифной сетки по
оплате труда работников организаций
бюджетной сферы и введены с 1 апреля 1999
г. тарифные ставки (оклады).
Определение уровня квалификации работника
и выполняемой работы, то есть отнесение
их к соответствующим разрядам для установления
размера тарифных ставок, производится
на основе тарифно-квалификационных справочников
(ТКС). Таким образом, ТКС представляет
собой указатель уровней профессионального
мастерства, а тарифные (квалификационные)
разряды - показатели уровня квалификации
работы и выполняющего ее работника.
26 декабря 1994 года Постановлением Госстандарта
РФ № 367 (с изм. от 23
декабря 1996 г., 10 июня 1999
г.) принят Общероссийский классификатор
профессий рабочих, должностей служащих
и тарифных разрядов (ОКПДТР). Общероссийский
классификатор (ОКПДТР) разработан
взамен Общесоюзного классификатора профессий
рабочих, должностей служащих и тарифных
разрядов.
Классификатор предназначен для решения
задач, связанных с оценкой численности
рабочих и служащих, учетом состава и распределением
кадров по категориям персонала, уровню
квалификации, степени механизации и условиям
труда, вопросами обеспечения занятости,
организации заработной платы рабочих
и служащих, начисления пенсий, определения
дополнительной потребности в кадрах
и другими на всех уровнях управления
народным хозяйством в условиях автоматизированной
обработки информации.
Объектами классификации в ОКПДТР являются
профессии рабочих и должности служащих.
ОКПДТР состоит из двух разделов:
Первый раздел
- профессии рабочих - включает профессии
рабочих в соответствии с Единым тарифно-квалификационным
справочником работ и профессий рабочих
(ЕТКС), а также профессии рабочих,
права и обязанности которых предусмотрены
в уставах, специальных положениях и соответствующих
постановлениях, регламентирующих состав
профессий в отраслях экономики.
Второй раздел - должности служащих - разработан
на основе Единой номенклатуры должностей
служащих, Квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов
и служащих, действующих постановлений
и других нормативных документов по вопросам
оплаты труда с учетом наименований должностей,
применяемых в экономике. Наименования
должностей государственных служащих
приведены в соответствии с Указами Президента
Российской федерации "О государственных
должностях Российской Федерации" №
32 и "О реестре государственных должностей
федеральных государственных служащих"
№ 33 от 11 января 1995 г.
Оплата труда руководящих, инженерно-технических
работников, служащих производится на
основе схем должностных окладов. В них
указываются наименование должности и
размер оклада по каждой из них.
Другим элементом системы должностных
окладов служащих является номенклатура
должностей служащих. В ее основу положена
классификация служащих по характеру
труда. Все служащие разделены на руководителей,
специалистов, технических исполнителей.
Основное назначение номенклатуры - обеспечить
единство в наименовании должностей служащих.
Для унификации должностных обязанностей
и квалификационных требований, предъявляемых
к руководителям, специалистам, служащим,
действует Квалификационный справочник
должностей руководителей, специалистов
и других служащих, утвержденный Постановлением
Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37. Квалификационный
справочник содержит характеристики по
каждой должности (обязанности,
требования к знаниям
и квалификации работника). Он дополнен
новыми квалификационными характеристиками
должностей работников, функции которых
связаны со становлением и развитием рыночных
экономических отношений. К ним, например
относятся квалификационные характеристики
должностей аудитора, брокера, дилера,
менеджера, оценщика, специалиста по маркетингу
и др. Новые характеристики отражают современные
требования, отвечающие проводимым в стране
реформам. Соответствие работника выполняемой
работе определяется квалификационной
(аттестационной) комиссией, создаваемой
руководителем предприятия (учреждения).
Так, например, в соответствии с Положением
о проведении аттестации федерального
государственного служащего, утвержденным
Указом Президента РФ от 9 марта 1996 г. №
353, оценка служебной деятельности федерального
государственного служащего основывается
на его соответствии квалификационным
требованиям по замещаемой государственной
должности, определении его участия в
решении поставленных перед соответствующим
подразделением (государственным
органом) задач, сложности выполняемой
им работы, ее результативности. При этом
должны учитываться профессиональные
знания федерального государственного
служащего, опыт работы, повышение квалификации
и переподготовка, организаторские способности.
Доплаты и надбавки к заработной плате
являются дополнительными элементами
тарифной системы. Дополнительная оплата
производится за сверхурочную работу,
работу в праздничные и выходные дни, работу
в ночное время, а при многосменном режиме
- за работу в вечернюю и ночную смену.
Надбавки выплачиваются за стаж работы
в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях, за непрерывную работу
на одном предприятии и т. д.
Районный коэффициент - это процентная
надбавка к заработной плате, размер которой
зависит от местности, где трудится работник.
Коэффициенты устанавливаются Правительством
РФ (например, Постановлением
Правительства РФ от 27
декабря 1997 г. № 1631 "О
повышении районного
коэффициента к заработной
плате на отдельных
территориях Алтайского
края" с 1 января 1998
года повышен районный
коэффициент к заработной
плате с 1,2 до 1,25 в ряде
районов Алтайского
края).
2. Система заработной платы - совокупность
правил исчисления размеров вознаграждения
за труд. Системы заработной платы позволяют
установить зависимость вознаграждения
от количества и качества труда работника.
Они связывают размер вознаграждения
с затратами труда через нормы труда.
Труд работников оплачивается повременно,
сдельно или по другим системам оплаты
труда (в соответствии
с ч. 2 ст. 80 КЗоТ РФ предприятия (учреждения)
вправе самостоятельно
определять вид, систему
оплаты труда, размеры
тарифных ставок, окладов,
премий и иных поощрительных
выплат). Соответственно основными системами
заработной платы являются повременная
и сдельная. Для усиления материальной
заинтересованности работников могут
вводиться системы премирования.
Сдельная система оплаты труда устанавливает
зависимость размера заработной платы
от того, что сделано работником, то есть
от фактических результатов его труда.
Ее основой являются сдельные расценки
и нормы труда в виде норм выработки или
норм времени.
Норма выработки устанавливает, сколько
изделий надлежащего качества работник
должен изготовить в единицу времени (за
час, день). Норма времени указывает
на то, сколько времени отводится работнику
на изготовление единицы продукции или
выполнение производственной операции.
Сдельная расценка - это ставка оплаты
труда за единицу продукции, изготовленной
работником, или произведенной им операции
с учетом сложности, то есть уровня квалификации
(разряда) выполняемой работы. Сдельные
расценки определяются путем деления
часовой (дневной) тарифной ставки,
соответствующей разряду выполняемой
работы, на часовую (дневную) норму
выработки. Сдельная расценка может быть
определена также путем умножения часовой
или дневной тарифной ставки, соответствующей
разряду выполняемой работы, на установленную
норму времени в часах или днях (ст. 105
КЗоТ РФ). Сдельная система разделяется
на несколько разновидностей:
Повременная
система оплаты труда связывает оплату
с количеством и качеством труда путем
установления зависимости оплаты труда
от затрат времени на выполнение трудовой
функции и от квалификации работника.
При повременной системе заработная плата
начисляется исходя из тарифной ставки
(оклада) работника и фактически проработанного
времени. Повременная оплата может быть
почасовой, поденной, помесячной и др.
Повременная система применяется прежде
всего для оплаты труда руководящих, инженерно-технических
работников, служащих.
Премиальная система, дополняющая
сдельную и повременную системы, позволяет
материально поощрять достижения лучших
результатов труда. Премирование работников
производится на основании положений,
действующих на предприятиях, в учреждениях,
организациях. В положениях о премировании
устанавливается: перечень премируемых
профессий, показатели и условия премирования,
источники выплаты премии, ее размеры,
порядок и условия лишения премии или
снижения ее размера и некоторые другие
условия. Премии принято условно делить
на обусловленные и не обусловленные системой
оплаты труда. Например, в соответствии
с Положением о премировании по результатам
работы гражданского персонала центральных
органов военного управления Вооруженных
Сил Российской Федерации (Приказ
МО РФ 26 июля 1998 г. № 360) премирование
гражданского персонала производится
в целях усиления его материальной заинтересованности
в повышении качества выполнения задач,
возложенных на соответствующий центральный
орган военного управления, своевременном
и добросовестном исполнении своих должностных
обязанностей, повышении Уровня ответственности
за порученный участок работы, а также
за выполнение заданий в особых условиях.
На премирование гражданского персонала
при утверждении фонда заработной платы
на соответствующий год предусматриваются
средства в размере трех должностных окладов
(25 процентов должностного
оклада в расчете на
месяц) по всем должностям, комплектуемым
гражданским персоналом и предусмотренным
штатом центрального органа военного
управления. Премирование гражданского
персонала производится, как правило,
по результатам работы за месяц. Основными
показателями премирования являются:
Размер премии, выплачиваемой
конкретному работнику, определяется
по результатам его деятельности
и максимальными размерами не
ограничивается, однако общая сумма выплаченных
в течение года всем работникам премий
не должна превышать исчисленной в установленном
порядке суммы средств на их выплату. Основанием
для выплаты премии является приказ руководителя
центрального органа военного управления
с указанием конкретного размера этой
выплаты (в рублях) каждому работнику.
По решению руководителя центрального
органа военного управления или структурного
подразделения работник может не представляться
к премированию или ему может быть снижен
размер премии по результатам работы за
определенный период в связи с допущенными
нарушениями трудовой дисциплины или
ненадлежащим исполнением должностных
обязанностей.
Вознаграждение работникам предприятий
и организаций по итогам годовой работы
представляет собой особого рода поощрительную
выплату, цель которой усилить заинтересованность
работника в результатах своего труда.
Вознаграждение по итогам годовой работы
предприятия выплачивается за счет прибыли,
полученной организацией.
Оплата труда медицинских работниковНа повышение заработной платы врачам общей (семейной) практики, участковым терапевтам и участковым педиатрам, а также медсестрам врачей общей (семейной) практики, участковых терапевтов и педиатров в 2006 г. выделено 12,8 млрд руб. (ожидаемое исполнение — 18,2 млрд руб.); в 2007 г. предусмотрено 21,1 млрд руб. В 2006 г. предусмотрена дополнительная оплата первичной медико-санитарной помощи, оказываемой работающим гражданам, в сумме 7 млрд руб., и неработающим пенсионерам — 6,4 млрд руб. На повышение заработной платы врачам, фельдшерам и медсестрам скорой медицинской помощи и фельдшерам, акушеркам и медсестрам фельдшерско-акушерских пунктов в 2006 г. выделено 4,7 млрд руб. (ожидаемое исполнение — 5,2 млрд руб.), в 2007 г. предусмотрено 11,2 млрд руб. Повышение оплаты труда медицинских работников в рамках национального проекта «Здоровье» должно кардинально изменить ситуацию с укомплектованием кадров. В 2005 г., по данным Минздравсоцразвития России, она выглядела следующим образом.
Насколько будет повышена заработная плата участковым терапевтам, врачам общей (семейной) практики, участковым педиатрам и медицинским сестрам?С 1 января 2006 г. во всех регионах России участковым терапевтам, участковым педиатрам и врачам общей (семейной) практики производятся дополнительные денежные выплаты в размере 10 тыс. руб., а медицинским сестрам, работающим с ними, — 5 тыс. руб. Почему именно участковым врачам повышена заработная плата?Именно на врачей первичного звена медицинской помощи ложится тяжёлая нагрузка: первый контакт с пациентом, раннее выявление заболеваний, профилактика, активное посещение больных, ведение хронических больных с наиболее распространёнными заболеваниями. Будет ли заработная плата врача зависеть от объёма и качества выполненной работы?Оплату труда участковых терапевтов, участковых педиатров, врачей общей (семейной) практики планируется рассчитывать с учётом результатов работы и состояния здоровья прикреплённого населения, а также по итогам повышения квалификации. Это позволит мотивировать врачей и медицинских сестёр к повышению качества работы. Будут введены специальные критерии (индикаторы качества) эффективности работы врачей и медицинских сестёр, которые в настоящее время разрабатываются. Совместительство, при котором медицинским работникам сложно оказывать качественные медицинские услуги, должно сократиться, а его коэффициент снизится до 1,21 ставки. Имеет ли право на получение надбавки врач, у которого закончился срок действия сертификата специалиста?В 2006 г. дополнительные выплаты будут получать все врачи, включённые в Федеральный регистр, независимо от наличия сертификата. Для того чтобы иметь право на получение дополнительных выплат с 2007 г., врач должен пройти переподготовку и получить сертификат специалиста. Как доводятся средства федерального бюджета в муниципальные медицинские учреждения на увеличение заработной платы участковых терапевтов, участковых педиатров, врачей общей практики и работающих с ними медсестёр?Субвенции из бюджета Федерального фонда ОМС направляются в территориальные фонды ОМС, далее денежные средства поступают на счета амбулаторно-поликлинических учреждений для осуществления дополнительных выплат медицинским работникам. Каков порядок начисления надбавки стимулирующего характера работнику, отработавшему не полный месяц (был в отпуске, болел)?Надбавка стимулирующего характера к заработной плате устанавливается работнику за выполнение объёма работы в пределах определённой законодательством продолжительности рабочего времени. Если работник отработал не полный месяц (был в отпуске, болел), надбавка стимулирующего характера учитывается при исчислении средней заработной платы. Применяются ли к надбавке стимулирующего характера районные коэффициенты (коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициенты за работу в высокогорных районах)?Да, денежные выплаты осуществляются с применением соответствующих районных коэффициентов. Сколько будут зарабатывать медицинские сестры, работающие в первичном звене здравоохранения?К сожалению, число медицинских сестёр в РФ уменьшается. На кадровую обеспеченность ЛПУ влияют демографическая ситуация и уход медицинских сестёр из поликлиник и больниц в коммерческие структуры. Чтобы преодолеть эту тенденцию, в рамках национального проекта «Здоровье» оплата труда медицинских сестёр, которые работают с участковыми врачами и врачами общей практики, повышена с 1 января 2006 г. на 5 тыс. руб. Как будет меняться заработная плата медицинских работников учреждений родовспоможения?Из Федерального фонда ОМС в Фонд социального страхования передаются финансовые средства для оплаты услуг государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по оказанию медицинской помощи женщинам в период беременности и родов: в 2006 г. в размере 10,5 млрд руб, в проекте бюджета 2007 г. — 14,5 млрд руб. За счёт введения системы родовых сертификатов повышается заработная плата медицинских работников женских консультаций и родильных домов. За каждый реализованный родовый сертификат (благополучное ведение беременности) женская консультация и родильный дом получают соответственно 2 и 5 тыс. руб. Реализация данной программы позволит в среднем увеличить заработную плату медицинским работникам женских консультаций и родильных домов: врачам — в среднем на 4 тыс. руб., среднему медицинскому персоналу — на 2 тыс. руб., младшему персоналу — на 1,2 тыс. руб. Планируется увеличить выплаты по родовым сертификатам женским консультациям до 3 тыс. руб., родильным домам — до 6 тыс. руб., что приведёт к дальнейшему повышению заработной платы медицинским работникам женских консультаций и родильных домов; ещё 2 тыс. руб. будет выделяться детской поликлинике на диспансерное наблюдение детей первого года жизни. Как изменится заработная плата врачей-специалистов поликлиник?В 2006 г. запланировано повышение уровня оплаты труда работников бюджетной сферы в среднем на 20% путём индексации первого разряда единой тарифной сетки. Федеральным законом от 22.12.05 № 171-ФЗ «О бюджете Федерального фонда ОМС на 2006 г.» предусмотрены средства, которые будут направлены:
Федеральным законом от 22.12.05 № 173-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2006 г.» предусмотрены средства на дополнительную оплату первичной медико-санитарной помощи, оказываемой работающим гражданам в сумме 7 млрд руб., в 2007 г. планируется выделение ещё 3 млрд руб. В 2006 г. предусмотрены затраты на проведение диспансеризации граждан, работающих в отраслях с вредными и опасными производственными условиями в сумме 1,9 млрд руб., в 2007 г. планируется — 2 млрд руб. Указанные средства будут направлены в том числе и на повышение уровня оплаты труда врачей-специалистов первичного звена, участвующих в данных мероприятиях. Это позволит увеличить их заработную плату в среднем в 1,8—2 раза и довести её до уровня 11—13 тыс. руб., а к 2007 г. свести к минимуму разницу в уровне оплаты между участковыми врачами и врачами-специалистами. Как изменится оплата труда фельдшеров, медицинских сестёр и акушерок, работающих в фельдшерско-акушерских пунктах?К сожалению, сельское здравоохранение в нашей стране значительно недофинансировано. Остро стоит проблема с кадрами: обеспеченность врачебными кадрами на селе в 5 раз меньше, чем в городе; медсестрами — в 2 раза. Укомплектованность педиатрами на селе составляет 50%. Износ санитарного автотранспорта составляет до 80%. С 1 июля 2006 г. осуществляются денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов. Размер денежных выплат фельдшерам составляет 3,5 тыс. руб., медицинским сестрам и акушеркам — 2,5 тыс. руб. |