Понятие заработной платы в различных экономических теориях

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 16:51, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: исследование видов и форм зарплаты в разных секторах экономики в России.
Объект исследования: зарплата

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Понятие заработной платы в различных экономических теориях……….….…4
2 Заработная плата в государственном секторе экономики………………...….…6
3 Заработная плата в частном секторе экономики………………...………………8
Заключение……………………………………………………………………….…11
Список используемой литературы и источников………………………………...12

Работа содержит 1 файл

экономика.docx

— 40.38 Кб (Скачать)

 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Понятие заработной платы в различных экономических теориях……….….…4

2 Заработная плата в государственном секторе экономики………………...….…6

3 Заработная плата в частном секторе экономики………………...………………8

Заключение……………………………………………………………………….…11

Список используемой литературы и источников………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Оплата труда в любых  формах организации экономики является основным источником дохода наемного работника, основой материального  благополучия членов его семьи, она  является наиболее эффективным средством  побуждения работника к высокопроизводительному  и качественному труду.

Переход к рыночным отношениям, коренным образом изменяет и содержание всей работы по организации оплаты труда. Правительственные органы отказались от какого-либо управления оплатой  труда и ее уровнем, оставив за собой только установление минимальной  оплаты труда.

Уровень оплаты труда зависит  от многих факторов. Прежде всего, это - экономическое состояние организации, общая социально-экономическая ситуация в государстве и в регионе, соотношение спроса и предложения  на рынке труда, состояние потребительского рынка, динамика потребительских цен  на товары и услуги и т.д. В условиях рыночной экономики сущность оплаты труда выражается через денежные выплаты, получаемые работником в обмен  на свой труд. Заработная плата представляет собой элемент дохода наемного работника, форму экономической реализации права собственности на принадлежащий  ему ресурс труда.

Российское государство  в современных условиях пытается изменить подходы к регулированию  оплаты труда - от абсолютной централизации  в регулировании этих вопросов акцент смещается на уровень предприятий, организаций. Государство оставляет  за собой установление лишь минимальных  гарантий в сфере труда и его  оплаты и право контроля.

Цель работы: исследование видов и форм зарплаты в разных секторах экономики в России.

Объект исследования: зарплата.

Предмет исследования: формы и виды зарплаты в России.

1 Понятие заработной платы  в различных экономических теориях

 

Существуют различные  теории, в которых понятие зарплаты трактуется по-разному, кроме того, существуют и разные методы исчисления зарплаты.

В экономической теории можно  выделить различные подходы к  выяснению сущности вознаграждения за труд наемных работников и факторов его определяющих на уровне фирмы  или отрасли.

А. Смит и Д. Рикардо полагали, что «труд является товаром и имеет естественную цену, которая определяется издержками производства в виде стоимости жизненных средств, необходимых работнику и его семье. Физический минимум этих средств существования определяется с учетом исторических, культурных, национальных различий»1.

Социальная теория заработной платы М. Туган-Барановского считает заработную плату долей рабочего класса в общественном продукте, которая зависит от производительности общественного труда и социальной силы рабочего класса.

Под зарплатой в современной  экономической науке понимается цена, выплачиваемая за использование  труда наемного работника. Фирмы, предприятия  нуждаются в услугах труда  для выполнения своих целей и  задач. Этот труд предоставляют наемные  работники, которым фирмы выплачивают  заработную плату за использование  труда.

Повышенная зарплата привлекает больше работников на данное рабочее  место, но каждый предприниматель нанимает такое количество работников, которое  не влияет на ставку заработной платы  в целом. В условиях монопсонии предприниматель  обладает монополистической силой  найма работников и диктует размер зарплаты в прямой зависимости от их количества. Если фирма нанимает значительную часть из общего предложения  конкретного вида труда, то количество нанимаемых работников может повлиять на устанавливаемую для них ставку заработной платы. Если кривая предложения труда для данной фирмы и кривая совокупного предложения на рынке труда совпадают, то фирма вынуждена повысить ставку зарплаты по сравнению с конкурентным рынком для привлечения большего числа работников и одновременно для уже занятых работников данного вида труда. Иначе говоря, «для монопсониста предельные издержки ресурса (труда) будут превышать ставку заработной платы. Чтобы в этих условиях максимизировать прибыль, монопсонист будет стремиться нанять меньшее количество работников при меньшей ставке зарплаты, чем в условиях конкуренции. Работники получают ставку зарплаты меньше, чем размер денежного выражения их предельного продукта. Если на рынке превалирует олигополия (34 фирмы нанимают большую часть предлагаемого труда на конкретном рынке труда), то фирмы, как правило, будут действовать сообща, как некий монопсонист»2.

Существенное влияние  на регулирование оплаты труда оказывает  государство и профсоюзы. Их роль в современном обществе значительно  возросла, обеспечив сравнительно высокую  заработную плату в развитых странах.

Используя систему заключения коллективных договоров (соглашений), угрозу забастовки, профсоюзы вынуждают  предпринимателя согласиться на условия оплаты труда членов профсоюза. Для преодоления раздробленности  социальных сил используются коалиционные переговоры. Профсоюзные комитеты объединяются для ведения переговоров и  заключения соглашений с несколькими  крупными компаниями. Практикуется заключение договоров по образцу, когда заключенный  договор с одной компанией  используется как эталон на переговорах  с другой.

 

 

 

2 Заработная плата  в государственном секторе экономики

 

Конституция Российской Федерации  закрепляет право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В настоящее время вопросы  оплаты труда в государственных  организациях регулируются законными  и подзаконными актами, тарифными  сетками и т.д.

В 2007 г. доля заработной платы  в душевых доходах населения  составила 38%. Но это средний показатель, охватывающий как бюджетников, так  и работников частного сектора экономики. Если принять во внимание, что заработная плата бюджетников составляет только 60% от заработной платы работников частного сектора экономики, то доля заработной платы в денежных доходах семьи, все члены которой получают заработную плату из бюджета, составляет только 24,5%, а доля заработной платы в денежных доходах семьи, работники которой заняты в частном секторе экономики - 41%.

Главными причинами разрушения государственного сектора экономики  являются следующие две причины: «крайне низкая оплата труда и применение Единой тарифной системы (ЕТС) во всех социальных отраслях экономики без учёта их специфики. Так, в октябре 1999г. (Отчёт Госкомстата "О дифференциации заработной платы работников") средняя заработная плата учителя составляла 1043 руб. в месяц, врача - 1690 руб. в месяц. В это же время средняя заработная плата маляра составляла 1700 руб. в месяц, телефониста - 2100 руб. в месяц, бортпроводницы - 3950 руб. в месяц. Средняя заработная плата работника здравоохранения в бюджетном секторе экономики в октябре 1999г. составила только 66% от средней заработной платы работника здравоохранения негосударственного сектора экономики даже без учёта скрытой заработной платы. В других социальных отраслях это соотношение таково: в образовании - 51%, в науке - 76%, в культуре и искусстве - 24%. Если позволяет возраст и здоровье, то работники таких отраслей государственного сектора экономики, как здравоохранение, образование (в большей степени это касается высшего образования), культуры и искусства, находят себе работу по специальности в негосударственном секторе»3.

Средняя заработная плата  работников государственного сектора  экономики по крайней мере в три раза ниже, чем у работников частного сектора экономики. Следовательно, первое, что надо сделать, - это повысить в среднем оплату труда бюджетников в три этапа в сопоставимых ценах в три раза. Второе - отменить единую систему оплаты труда в государственном секторе экономики. Третье - существенно увеличить дифференциацию оплаты труда, теснейшим образом связав её с количеством и качеством труда. И четвертое - дифференцировать среднюю заработную плату отраслей бюджетной сферы экономики в соответствии с их ролью в предполагаемом экономическом росте.

«Опережающий рост зарплат государственного сектора должен помочь решить две проблемы. Первая – обеспечить более эффективное использование кадрового потенциала с точки зрения оптимизации его численности, а вторая и главная – создать условия для повышения зарплаты в бюджетной сфере более высокими темпами и увязать доход с вкладом в конечный результат деятельности бюджетного учреждения»4.

Внедрение новой системы  оплаты для бюджетников, является «серьезной новацией для России, поскольку теперь реально возникают договорные отношения  между работодателем в лице руководителя бюджетного учреждения и работником». «Трудовой договор приобретает  индивидуальные характеристики. У нас  теперь не будет уравниловки, и каждый работник сможет получать более высокий  оклад, если он трудится эффективно, более  производительно и более качественно.

 

2.2 Зарплата в  частном секторе экономики

 

Вопрос оплаты труда в  частном секторе регулируются «коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами».

Фактически, это означает полное отсутствие реального регулирования  оплаты труда для подавляющей  части работников, так как коллективные договоры в значительной части организаций  отсутствуют, а нормативные акты есть нормотворчество самих организаций  и их руководства. Фактически, государство  полностью устранилось от регулирования  оплаты труда во внебюджетной сфере.

Результатом этого является:

1. Низкий уровень жизни,  недостаточное питание, результатом  чего является сокращение сроков  жизни жителей страны, низкий  уровень здоровья детей, понижение  рождаемости, высокая смертность, большая криминализированность, трудности с комплектованием армии.

2. Низкая покупательная  способность населения является  тормозом экономического развития  страны.

3. Невозможность для населения  при низкой зарплате оплачивать  коммунальные услуги по их  полной стоимости привело к  кризису в жилищно-коммунальной  сфере, положение в которой  во многих городах близко к катастрофическому.

4. Недостаточное наполнение  бюджета препятствует выполнению  государством своих задач— обеспечение пенсионеров, детей, инвалидов, тяжелое положение с содержанием армии и ее вооружением и т.д.

5. Уклонение от налогообложения  с помощью так называемых «черных»  и «серых» схем.

6. Перекачка прибыли организаций  в сверхоплату руководящего персонала без уплаты налогов.

Все это именно связано  с тем, что государство полностью  устранилось от регулирования уровня оплаты труда в частном секторе.

Очевидно, что прямое регулирование  уровня оплаты труда через тарификацию  работ и тарифные сетки, характерное  для плановой экономики, в рыночной экономике невозможно. Необходимо создать  такое регулирование уровня оплаты труда, которое бы не нарушало прав собственника и его свобод.

Такое регулирование возможно на основе последовательного проведения принципов налогообложения, заложенных в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Согласно статье 255 Налогового кодекса «В расходы (исключаемые  из прибыли при определении налоговой  базы) налогоплательщика включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме…».

Таким образом экономически оправданными затратами на оплату труда  в организации являются произведение списочного числа работников на среднюю  цену рабочей силы.

Второй концептуальный момент связан с отказом от деления отраслей народного хозяйства на более и менее важные.

В мировой экономике этот процесс уравнивание отраслей народного  хозяйства идет уже весьма активно. Например, еще несколько лет в  Европе область коммунального хозяйства  — мусорщики, дворники, уборщики —  были низкооплачиваемой сферой. Сейчас это высокооплачиваемая сфера.

Идет непрерывное сближение  всех отраслей народного хозяйства  по уровню оплаты. Скотник или тракторист на селе имеют перед законом такое  же право на достойную оплату труда, как и банковский клерк. И перед  законом, регулирующим оплату труда, они  должны быть полностью равны.

В то же время закон допускает  разницу в среднем уровне оплаты труда по географическому признаку. Россия слишком большая страна и  нельзя требовать, чтобы уровень  оплаты труда за Полярным кругом и  на побережье Черного моря был  одинаков.

Информация о работе Понятие заработной платы в различных экономических теориях