Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:16, реферат
Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по
свободноскладывающимся ценам.
Рыночная экономика - это система экономических отношений по поводу
купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях
плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и
ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально-
экономических проблем.
1. Понятие рынка.
Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по
свободноскладывающимся ценам.
Рыночная экономика - это система экономических отношений по поводу
купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях
плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и
ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально-
экономических проблем.
Классификация рынков:
1) По объектам приложения различают: рынок товаров, рынок услуг,
строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный
рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы.
2) В пространственном отношении различают: локальный, региональный,
национальный, региональный по группе интегрированных стран, мировой
рынки.
3) По механизму функционирования различают: свободный,
монополизированный, государствено-регулируемый и планово-регулируемый
рынки.
4) По уровню насыщенности различают: равновесный ( по объему и
структуре),
дефицитный и избыточный
В процессе регулирования общественного воспроизводства рынок выполняет
шесть функций:
1) Информационная, т.е. распространение различной информации,
необходимой человеку в рыночных условиях.
2) Посредническая.
В условиях развитого
обособленные производители могу обмениваться результатами своего
труда.
3) Стимулирование эффективного хозяйствования, рационального
использования
органических ресурсов
С помощью механизма равновесных цен:
а) максимально оптимально формируются структурные пропорции и объем
производства; б) обеспечивается рациональное распределение органических
производственных ресурсов; в) вырабатываются наиболее технологические
способы производства и достигается минимизация издержек при высоком
качестве продукции.
4) Распределения и обмена. Обеспечивается распределение и обмен между
группами общества.
5) Функция пропорциональности. Рынок способствует установлению
соответствия
между производством и
6) Функция санирования. Через механизм конкурентной борьбы
происходит
очищение рынка от
Социальное рыночное хозяйство.
Социальное рыночное хозяйство - это хозяйство базирующееся на принципах
свободной конкуренции, свободного выбора предметов потребления, свободы
раскрытия и процветания личности. Оно обеспечивает стремление к
рационализации капиталовложения, готовность к расширению потребления.
Социальный смысл
рыночного хозяйства
экономики служит лучшему удовлетворению нужд и потребностей общества.
Социальное рыночное
хозяйство как концепция
на свободное, экономически эффективное , прочное, социальное и
справедливое устройство экономики и общества.
Для социального рыночного хозяйства характерен подход к рынку как элементу
регулирования и управления экономикой. В системе социального - рыночного
хозяйства термин рыночное хозяйство означает как можно более полную
децентрализацию организации управления производством и потреблением через
рынок сбыта, равенство шансов, эффективность и экономическую свободу.
Экономическая мощь рыночного механизма опирается на децентрализованном и
свободном выборе профессии, на возможности свободного принятия решений в
отношении потребления и производства товаров, на самостоятельном принятии
решений об использовании доходов и собственности.
Открытость по отношению к нововведениям и эффективность информационной
системы рынка сбыта, характеризуемого постоянной конкурентной борьбой,
быстрее и лучше всего позволяет нащупать новые потребности, а также
обеспечить решения стратегических задач.
Координация отдельных решений осуществляется посредством регулирования цен,
которые образуются под влиянием спроса и предложения, механизм цен оказался
высокоэффективным инструментом координации управления. Расширение процесса
принятия решений производителями в целях приспособления к рыночным
условиям не гарантирует ошибок. Однако оно мешает принятию крупномасштабных
решений.
Решающей предпосылкой для функционирования механизма цен является
конкурентная борьба. Информация, предоставленная в рыночном процессе, по
своему содержанию и объему намного шире и полнее чем в условиях
централизованного
управления.
Для социально-рыночного хозяйства характерна конкуренция.
Главная цель конкурентной борьбы состоит в том, чтобы продукты
экономической деятельности не оставались в руках производителей слишком
долго.
Результаты НТП должны передаваться всем потребителям.
Вследствие конкурентной борьбы прибыль субъектов, разработавших новые
технологии, ограничена во времени. Субъекты, догоняющие пионеров, в ходе
конкурентной борьбы лишают пионеров их преимуществ. Поэтому прочная
прибыль в условиях
непрерывной конкуренции
к инновациям. Большой вред рыночной экономике наносят ограничения
конкурентной борьбы.
В чем состоит социальный аспект рыночного хозяйства.
Он состоит:
1. в полной
ответственности каждого
общество;
2. в равенстве
интересов, обеспечиваемом
счет бесплатного образования в школах, средних, высших и специальных
учебных заведениях;
3. в
многочисленных правах
самоуправления;
4. в наличии многочисленных защищенных прав в случае аварии на
производстве и в наличии трудового законодательства;
5. в выполнении
государством социальных
деятельности механизма перераспределения доходов в рамках пенсионного
страхования,
страхования по болезни, а
пользу наименее обеспеченных людей и людей попавших в беду.
Рыночное хозяйство имеет социальный эффект постольку, поскольку оно за
счет своей эффективности само по себе создает необходимые предпосылки для
максимально возможного уровня общего благосостояния.
Эффективность рыночного хозяйства повышается, если государство проводит
политику его регулирования.
Задачи государства
при регулировании социально-
1. Создание надежного правопорядка, в рамках которого возможно
принятие
децентрализованных решений, то
есть урегулирование
вступления
в договорные отношения и
собственностью.
2. Обеспечение
внутренней и внешней
3. Обеспечение стабильности национальной валюты.
4. Развитие социальной инфраструктуры, в частности: образования,
здравоохранения, науки, транспорта и т.д.
5. Обеспечение
конкурентной борьбы и
власти на рынке сбыта.
6. Обеспечение социальных гарантий и гарантий в области трудового права
для более слабых членов общества.
7. Разработка и реализация требований, запретов и использование
рыночно-хозяйственных стимулов для охраны среды.
8. Определение общепризнанных правил в области налогового и социального
права и внешнеэкономических отношений.
9. Макроэкономическое управление социально- экономическими процессами
в рамках
возможностей рыночного
Цели средства социально-экономического хозяйства в области экономической и
социальной политики.
1. Повышение жизненного уровня населения.
2. Стабильный уровень цен.
3. Социальное обеспечение и справедливость.
Инструментами для повышения уровня жизни служит следующая система мер:
а) Сохранение и усиление нормально функционирующей конкурентной борьбы.
б) Проведение политики, гарантирующей нормальный и надлежащий
экономический прирост в условиях высокого уровня занятости, стабильности
цен и сбалансированности внешнеэкономических связей. в) Обеспечение
максимально свободного международного обмена. г) Обеспечение свободной
конвертируемости валюты. д) Развертывание международного разделения труда
в экономике.
Необходимо иметь в виду, что повышение уровня жизни является самоцелью. Так
как, во-первых, человек стремится к более качественным решениям какой-
либо проблемы за счет получения прибыли и повышения зарплаты, во-вторых,
экономический рост создает новые рабочие места, в-третьих, экономический
рост облегчает структурные изменения в народном хозяйстве и содействует
НТП, в-четвертых, экономический рост служит гарантией социального
обеспечения.
Стабильный уровень цен.
Информация о работе Понятие, структура, инфраструктура рынка