Понятие права социального обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:48, реферат

Описание работы

В соответствии с Конституцией РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. При этом медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Работа содержит 1 файл

курсовая по ПСО.docx

— 43.94 Кб (Скачать)

      Многофункциональность указанной цели дает основание предположить, что авторы Концепции понимали социальную защиту населения как более универсальную, чем социальное обеспечение, систему  поддержки населения, сориентированную не только на классические социальные риски (старость, инвалидность, потеря кормильца, временная нетрудоспособность и др.), но и на риски, привнесенные в жизнь общества своеобразием переходного периода, который связан с формированием в стране иной экономической системы. Однако даже спустя восемь лет говорить о перерастании системы социального обеспечения России в систему социальной защиты населения преждевременно, поскольку государство постоянно демонстрирует населению свою экономическую несостоятельность.

      Наряду  с узковедомственным понятием социальная защита в теории права социального  обеспечения рассматривается и  в более широком аспекте. Так, В. Ш. Шайхатдинов полагает, что в  нее входит деятельность государства  и органов местного самоуправления, общественных организаций, предприятий  по созданию благоприятной для человека окружающей среды, охране материнства  и детства, оказанию помощи семье, охране здоровья граждан, профессиональной подготовке граждан, обеспечению занятости  населения, охране труда, регулированию  заработной платы и доходов населения, обеспечению граждан жильем, регулированию  права собственности граждан, материальному  обслуживанию и обеспечению нетрудоспособных и других нуждающихся в социальной поддержке граждан. Социальная защита является практической деятельностью  по реализации основных направлений социальной политики 12.

      Некоторые авторы под социальной защитой понимают всю деятельность государства по обеспечению процесса формирования и развития полноценной личности, по выявлению и нейтрализации  негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для самоопределения и утверждения в жизни, либо как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни13.

      В специальных работах дается обоснование  социальной защиты как одной из важнейших  функций государства. При этом социальная защита подразделяется на общую и  специальную. Под общей понимается деятельность по обеспечению основных социальных и иных прав граждан, а  под специальной — специальная  регулятивная система стабилизации личности, социальной группы, нуждающихся  в силу тех или иных особенностей в особом социальном попечении. К  таким нуждающимся отнесены, например, военнослужащие. Их социальная защита — это совокупность социальных механизмов, направленных на устранение или сведение до минимума дискомфорта по поводу их положения в обществе, социальной организации, обеспечивающая полноценное  включение личности военнослужащего, социальной группы военнослужащих и  их семей в социальную деятельность, поддержание их высокого социального  статуса14.

      Таким образом, понятие социальной защиты населения на данном этапе является скорее понятием собирательным, используемым практиками, учеными, политиками. При  этом его содержание отражает самые  различные стороны социальной политики государства. Говорить о перерастании системы социального обеспечения  в нашей стране в более широкую  универсальную социально-экономическую  систему социальной защиты населения  сейчас еще преждевременно, поскольку  общественная практика пока не дает оснований  для такого вывода и, кроме того, возможности систем социального  обеспечения обществом полностью  не исчерпаны. В связи с этим представляется правильным утверждение В. Ш. Шайхатдинова о том, что «социальная защита населения является базовой категорией науки права социального обеспечения, включающей в себя общественные отношения  по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения»15.

      Введение  понятия социальной защиты населения  в оборот научных понятий правомерно и необходимо, поскольку позволяет  методом научной абстракции выделить из громадного комплекса общественных отношений, регулируемых нормами различных  отраслей права, именно те, которые возникают исключительно в связи с социальной защитой населения либо в содержание которых включается наряду с другими правами право человека на социальную защиту. К числу первых, безусловно, должны быть отнесены общественные отношения по социальному обеспечению населения. Поэтому в широком смысле социальное обеспечение — один из основных способов социальной защиты населения при наступлении социальных рисков. В то же время нельзя полностью согласиться с приведенным выше утверждением В. Ш. Шайхатдинова, признающего понятие социальной защиты научной категорией только права социального обеспечения. Эта категория представляет научную ценность для всей правовой науки, в связи с чем является скорее всего общеправовой научной категорией.

      Как уже говорилось, законодательно оформленной  системы социальной защиты населения  в настоящее время в России еще нет. Социальное обеспечение  же функционирует как обособленное, внутренне организованное системное  образование со сложной структурой. Феномен такого сложного системного образования заключается в том, что каждый из элементов системы, в свою очередь, представляет относительно обособленную систему, состоящую из элементов более низкого уровня, также образующих систему, имеющую  свою собственную внутреннюю организацию. Следовательно, социальное обеспечение  — это многоуровневое системное  образование. Учитывая выполнение им в  обществе не одной, а ряда функций, можно  считать его и многофункциональным  системным образованием. Следовательно, структурный анализ данной системы  любого уровня не может быть однозначным, поскольку в его основу могут  быть положены различные критерии. Так, в литературе в качестве одного из критериев структурного анализа  выделяются общественные отношения, что  позволяет рассматривать социальное обеспечение через призму системы  таких отношений, к которым отнесены экономические, социальные, политические и правовые отношения16. Кроме того, система социального обеспечения определяется как система «взаимосвязанных и взаимодействующих денежных фондов, субъектов обеспечения, органов и учреждений, видов обеспечения и правовых актов»17.

      Конституция Российской Федерации (ст. 7, 39, 41) наряду с гарантированием государством права каждого на социальное обеспечение  поощряет и иные (негосударственные) формы социального обеспечения: добровольное социальное страхование, благотворительность, создание частных систем здравоохранения и др.

      Следовательно, на современном этапе социальное обеспечение как системное образование  высшего порядка состоит из двух элементов — государственной  и негосударственной системы  социального обеспечения.

      Государственная система социального обеспечения  законодательно закреплена и функционирует  в определенных правовых рамках путем  реализации субъектами соответствующих  правоотношений своих прав и обязанностей. Таким образом, эта система представляет собой прежде всего правовое образование, имеющее многоуровневый характер. На высшем уровне оно состоит из законодательно закрепленных систем: а) финансирования социального обеспечения; б) управления; в) материального обеспечения и  социального обслуживания населения. Это комплексное межотраслевое  правовое образование, нормы которого входят в различные отраслевые правовые системы — в финансовое, административное право, право социального обеспечения.

      Следующий уровень социального обеспечения  как системного правового образования  — отраслевой, поскольку нормы, регулирующие отношения по финансированию, управлению, социальному обеспечению граждан, относятся к различным отраслям права.

      В правовой системе социального обеспечения  есть и внутриотраслевой уровень. Так, в финансовом праве можно выделить подсистемы финансирования расходов на социальное обеспечение за счет централизованных внебюджетных кредитно-финансовых систем (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального  страхования РФ, Государственного фонда  занятости населения РФ, фондов обязательного  медицинского страхования); за счет федерального бюджета; за счет бюджетов субъектов  РФ; за счет местных бюджетов и средств  организаций; за счет фондов социальной поддержки населения. В системе  материального обеспечения и  социального обслуживания граждан, закрепленной нормами права социального  обеспечения, относительно самостоятельными являются подсистемы: пенсионного обеспечения; обеспечения граждан пособиями  и компенсациями, медицинской помощью  и лечением, социальными услугами, льготами. 

    1. Функции права социального  обеспечения
 

      Значение  социального обеспечения в жизни  общества определяется тем, какие функции  оно выполняет, какие основные проблемы общества позволяет решить. Существенных разногласий во взглядах ученых по поводу классификации функций социального обеспечения не наблюдается, однако есть различия в формулировке самих функций и в их количестве 18.

      Безусловно, одной из основных функций является экономическая функция социального обеспечения. Ее сущность заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ (пенсий, пособий, компенсаций, социальных услуг и др.) вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков. Реализация экономической функции конкретно воплощается в перераспределении валового внутреннего продукта путем аккумуляции финансовых средств в целевых источниках (во внебюджетных фондах социального страхования, в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Федерации, фондах социальной поддержки населения).

      Социальное  обеспечение связано с общественным производством, влияет на него. Это  влияние составляет его производственную функцию. Выражается оно в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд. По мере все большего воплощения в жизнь принципов социального страхования это влияние будет возрастать, поскольку усилится стимулирующее значение социального обеспечения для повышения производительности труда и профессионального мастерства работающих. Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться. Его влияние на общественное производство далеко не исчерпывается рассмотренным выше.

      Социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, смерти кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. С помощью социальной функции осуществляется и реабилитационное направление социального обеспечения, целью которого является восстановление (полностью либо частично) полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать и т. д.

      Политическая  функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. Конституция РФ (ст. 7) закрепляет положение о том, что Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной зашиты. Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений осуществляется главным образом через систему социального обеспечения. Так, в 1999 г. Федеральным законом введено новое основание для предоставления социального обеспечения в виде государственной социальной помощи — бедность. Появился, следовательно, новый субъект социального обеспечения — граждане, имеющие душевой доход ниже прожиточного минимума.

      От  того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального  покоя в обществе. Социальная напряженность  в обществе на современном этапе  свидетельствует о том, что состояние  российской системы социального  обеспечения не отвечает потребностям населения.

      Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы — на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости и др. Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности лиц пожилого возраста. Отсутствие эффективной системы социальной помощи семье с детьми безусловно повлечет существенное снижение рождаемости в стране и т.д.

      Наряду  с рассмотренными выше функциями  социального обеспечения некоторые  специалисты указывают и на другие. В. Ш. Шайхатдинов обосновывает еще  и духовно-идеологическую функцию социального обеспечения, в составе которой он выделяет: идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции19. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение:

Информация о работе Понятие права социального обеспечения