Понятие, особенности и структура рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:02, доклад

Описание работы

Рынок труда представляет собой механизм осуществления контактов между покупателями рабочей силы (нанимателями) и продавцами рабочей силы (нанимаемыми).
Особенности рынка труда. Структура рынка труда.

Работа содержит 1 файл

Доклад 1.docx

— 22.15 Кб (Скачать)

    Министерство  образования и науки Республики Казахстан

    Костанайский государственный университет имени А. Байтурсынова

 

    Кафедра экономики и управления 
 
 
 
 
 

    Доклад 

    На  тему: «Понятие, особенности и структура рынка труда» 
 

    Дисциплина  Экономика рынка труда

    Специальность   5В051000 – Государственное и местное  управление 
 
 
 
 

               Выполнила:   Ким Я. В., студентка 2курса

                                                            очной формы обучения 

                                             Проверила:    Нурахметова Г.С. 
 
 
 
 
 

    Костанай, 2012

    Рынок труда представляет собой механизм осуществления контактов между покупателями рабочей силы (нанимателями) и продавцами рабочей силы (нанимаемыми).

    Этот  вид рынка появился в массовом масштабе только на начальной фазе капитализма. Тогда, с одной стороны, основные средства сосрёдоточились  в частной собственности бизнесменов, а с другой – подавляющая часть  работников была отчуждена от них. Все  наемные работники стали юридически свободными лицами (в отличие от раба или крепостного крестьянина). Между тем основным или даже единственным источником их существования стала  продажа своей способности к  труду.

    В начале индустриальной стадии производства основной фигурой на рынке труда  был работник физического труда, почти не имеющий образования  и квалификации и пригодный лишь для простого обслуживания машин.

      Современный же рынок включает  в основном три категории лиц,  которые условно называются:

    а) «синие воротнички» (фабрично-заводские  рабочие, занятые преимущественно  физическим трудом);

    б) «серые воротнички» (рядовые работники  подсобного обслуживания);

    в) «белые воротнички» (работники умственного  труда: служащие, инженерно-технический  персонал и т.д.).

    Во  второй половине ХХ столетия научно-техническая  революция и переход к информационному  обществу вызвали следующие качественные и количественные сдвиги в структуре  рынка труда.

    1. Резко снизился удельный вес  «синих воротничков». Так, в США  удельный вес «синих воротничков»  среди всех занятых снизился  с 39% в 1955 г. до 27% в 1991 г.

    2. Столь же значительно возросла  доля инженеров и техников, работников  сферы услуг и интеллигенции,  В США доля работни ков преимущественно нефизического труда возросла с 39% в 1955 г. до 58% в 1991 г.

    3. В основном преодолена былая  пропасть между работниками преимущественно  физического и преимущественно  умственного труда. Она сохранилась  до сих пор во многих развивающихся  странах, где значительная часть  взрослого населения (до 40%) остается  неграмотной.

    Помимо  структурных изменений происходят необычные качественные преобразования уровня и профиля всех видов работников. Дело в том, что НТР потребовала формирования тружеников нового типа. Прежде всего сейчас приходится отказываться от одностороннего развития, узкой специализации людей и расширять профиль их квалификации. В связи с этим в соответствующих учебных заведениях рабочие получают общетехнические знания, инженеры – общенаучную подготовку, и на этой широкой базе они легче осваивают более узкие профессии и специальности.

    Особенности рынка труда:

  • специфический характер товара (рабочая сила, человек);
  • спрос на труд является производным от спроса на товары и услуги;
  • большая продолжительность взаимоотношений продавца и покупателя. Если на рынке большинства потребительских товаров (исключение составляют дорогостоящие изделия, продающиеся в кредит, и товары, имеющие гарантийное обслуживание) контакт продавца и покупателя мимолетен и заканчивается передачей прав собственности на объект торговли, то на рынке труда взаимоотношения продавца и покупателя длятся такое количество времени, на которое заключается договор найма работника. Длительность контактов продавца и покупателя является необходимым условием постоянного возобновления операций купли-продажи услуг труда;
  • большая роль неденежных факторов – сложность и престижность работы, условия труда, его безопасность для здоровья, гарантии занятости и профессионального роста, моральный климат в коллективе и др.;
  • значительное воздействие различных институциональных структур – профессиональных союзов, трудового законодательства, государственной политики занятости и профессиональной подготовки, союзов предпринимателей и другие. Это связано, прежде всего, с тем, что продавцы трудовых услуг – наемные работники – составляют подавляющую часть населения, а работа по найму является источником их благосостояния, определенный уровень которого является условием социального спокойствия в обществе.

    Структура рынка труда включает в себя следующие компоненты:

    1) субъекты рынка труда;

    2) экономические программы, решения  и юридические нормы, принятые  субъектами;

    3) рыночный механизм (спрос и предложение  рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);

    4) безработица и социальные выплаты,  связанные с ней;

    5) рыночная инфраструктура.

    Наличие этих компонентов, их взаимосвязь вполне достаточны для того, чтобы возник и начал функционировать рынок  труда в современных условиях. Рассмотрим основные характеристики указанных  компонентов.

    Субъекты  рынка труда — наемные работники (и их объединения — профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.

    Наемные работники — это участники  общественного производства, продающие  свою рабочую силу собственнику средств производства или организатору производства — менеджеру (который сам может быть наемным управляющим у собственника средств производства, например, в акционерном обществе).

    Наемные работники различаются по полу, возрасту, состоянию здоровья, уровню образования  и профессиональной подготовки.

    Работодатель  — это индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно нанимающий на работу одного и более человек. На мелких предприятиях работодатели обычно являются собственниками средств производства. В крупных компаниях, а также на государственных предприятиях работодатели сами являются наемными работниками акционеров или государства. В акционерных обществах работодателем выступает менеджер (управляющий). Он может иметь часть (иногда немалую) акций предприятия. На государственном предприятии руководитель (директор) не владеет средствами производства. Менеджеры и директора управляют производством, принимают и увольняют персонал от имени акционеров и государства.

    Государство как субъект рыночных отношений  представлено федеральными, региональными  органами власти, отраслевыми органами управления и местным самоуправлением. В качестве субъекта рынка рабочей  силы оно выполняет следующие  функции:

    — социальноэкономическая, связанная с обеспечением полной занятости, .прежде всего путем стимулирования создания рабочих мест во всех секторах экономики;

    — законодательная, связанная с разработкой основных юридических норм и правил;

    — регулирование рынка труда косвенными методами;

    — защита прав всех субъектов рынка  труда;

    — многогранная ролевая функция работодателя на государственных предприятиях.

    Степень выполнения указанных функций зависит  от многих факторов (экономических, политических, социальных) и их конкретного сочетания  в том или ином историческом периоде.

    Второй  компонент — экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами рынка труда. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые регулировали бы взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли бы их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали бы социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы записаны в Конституции Республики Казахстан, в законе Республики Казахстан «О занятости населения в Республики Казахстан». Они конкретизируются в указах Президента РК, решениях правительства, в Генеральном, региональных, отраслевых соглашениях, принимаемых ежегодно или на два года, в коллективных договорах предприятий.

    Успешное  функционирование рынка также невозможно без создания соответствующих экономических  условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политики занятости — разработки и осуществления Республиканских  и областных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и т.д.

    Законодательные нормы и экономические программы  создают основу для более полного  и цивилизованного действия рыночного механизма, т.е. взаимосвязи и взаимодействия спроса на рабочую силу и предложение ее как реакции субъектов рынка на информацию о рыночной цене труда и конкуренции. Более подробно действие рыночного механизма будет раскрыто далее.

    Безработица и социальные выплаты, связанные с ней, — необходимый компонент современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников, к появлению безработицы. Чтобы поддержать высвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для его переподготовки и повторного вовлечения в трудовой процесс, законом «О занятости населения в Республике Казахстан» предусматриваются выплаты пособий по безработице, компенсаций при увольнении, при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учебы и т.п. Следует подчеркнуть, что значительная безработица возникала еще в начале XIX в., а социальные выплаты появились лишь в XX в. после упорной борьбы рабочего класса за свои права.

    Рыночная  инфраструктура представляет собой совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров. Она представляет собой сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д.

    Основным  элементом инфраструктуры рынка  труда является государственная  служба занятости, включающая органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного. Наряду с ней развиваются негосударственные  структуры занятости (биржа труда  молодежи, центр занятости женщин, биржа труда для инвалидов  и т.д.).

    Фонд  занятости, так же государственная  служба занятости, структурирован по уровням, от Республиканского до районного. Он формируется за счет обязательных страховых взносов работодателей и страховых взносов с заработка работающих (занятых индивидуальной трудовой деятельностью). Дополнительными источниками служат ассигнования из бюджетов соответствующих уровней, субсидии и субвенции вышестоящих по уровню фондов занятости для нижестоящих, доходы от размещения средств фонда занятости в учреждения Центрального банка РК, добровольные взносы предприятий и граждан.

    Центры  подготовки и переподготовки рабочей  силы обеспечивают повышение ее конкурентоспособности, повышают шансы безработных влиться  в состав занятого населения.

    Все компоненты рынка труда в совокупности обеспечивают сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный  выбор вида деятельности, а также  определенную социальную защиту. В  итоге взаимодействие всех компонентов  рынка труда нацелено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда. 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы

    1. Борисов Е. Экономическая теория
    2. Бейсенов С.Д. Управление трудом в условиях формирования рыночной экономике
    3. Бейсенов С.Д. , Мухамбетов С. Рынок и проблемы занятости в Республике Казахстан
    4. Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики
    5. Сосновская Л.Н. Основы теории рынка труда

Информация о работе Понятие, особенности и структура рынка труда