Понятие «олигополия»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:56, реферат

Описание работы

Олигополией называют рыночную ситуацию, при которой несколько крупных фирм доминируют в отрасли.
Считается, что термин «олигополия» ввел в экономическую литературу английский социалист-утопист Томас Мор (1478-1532 гг.). Термин происходит от двух греческих слов: оligos - несколько; роlео - торговать.

Работа содержит 1 файл

олигополия.doc

— 31.00 Кб (Скачать)

Понятие «олигополия» 

Олигополией называют рыночную ситуацию, при которой несколько  крупных фирм доминируют в отрасли. 

Считается, что  термин «олигополия» ввел в экономическую  литературу английский социалист-утопист  Томас Мор (1478-1532 гг.). Термин происходит от двух греческих слов: оligos - несколько; роlео - торговать. 

По некоторым  источникам термин «олигополия» был  введен в научный оборот английским экономистом Э. Чемберлином.      

Олигополия - это  рыночная структура, при которой  в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно.  

Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится  половина и более общих продаж продукта. На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (3 - 5) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация - на рынках потребительских товаров (автомобили). 

Барьеры для  вхождения в отрасль, которые  приводят к возникновению чистых монополий, могут объяснить существование  олигополий. Исторически во многих отраслях технический прогресс делал эффект масштаба все более достижимым с течением времени. Многие отрасли начинали с примитивной технологии и со многими конкурентами. Но по мере того, как технология улучшалась и эффект масштаба становился все более выраженным, менее восприимчивые или менее агрессивные фирмы отходили в сторону и оставалось всего несколько производителей. Эффект масштаба значителен во многих отраслях, таких, как производство самолетов, резины и цемента. В то время как три или четыре фирмы могут достичь минимального уровня эффективности, новые фирмы будут иметь столь малую рыночную долю, что не смогут его достичь. Следовательно, они не смогут выжить, так как осуществляют производство с большими издержками. Тесно связанные с этим обстоятельством барьер состоит в том, что вхождение в определенные отрасли- издержки приобретения необходимого завода и оборудования - настолько велики, что препятствуют ему. Широкие рекламные кампании также могут ставить барьер на пути вхождения в отрасль. 

Слияние фирм также  могут привести к олигополии. Объединение  двух или более ранее конкурировавших  фирм путем слияния может заметно  увеличить их рыночную долю, позволяя за счет расширения производства достичь большего эффекта масштаба.  

На олигополистических рынках, по меньшей мере, некоторые  фирмы могут влиять на цену благодаря  их большим долям в общем выпускаемом  количестве товара. Продавцы на олигополистическом рынке знают, что когда они либо их соперники изменят цены или выпускаемый объем продаж, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость. Предполагается, что каждая фирма в отрасли признает, что изменение ее цены или выпуска вызовет реакцию со стороны других фирм. Реакция, которую какой-либо продавец ожидает от соперничающих фирм в ответ на изменения установленных им цены, объема выпуска или изменения деятельности в области маркетинга, является основным фактором, определяющим его решения. Реакция, которую отдельные продавцы ждут от своих соперников, влияет на равновесие на олигополистических рынках. Особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение не может быть принято фирмой без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов. Действия фирм-конкурентов - это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цены и объема производства. Не только издержки и спрос но и ответная реакция конкурентов обусловливают принятие решений. Поэтому модель олигополии должна отражать все эти три момента.

Информация о работе Понятие «олигополия»