Понятие монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 22:11, реферат

Описание работы

Термин «монополия» (от греч. “mono” и “poleo” – один продаю) в экономике применяется для обозначения особой отраслевой структуры или конкурентных позиций отдельных экономических субъектов. Он часто используется в широком смысле, отождествляющем монополизм с любой рыночной властью. Например, когда говорят об антимонопольной политике, имеют в виду государственное регулирование не только «стопроцентных» монополистов, но и других форм доминирования на рынке, влияния на рыночные цены.

Работа содержит 1 файл

Реферат по микроэкономике Антимонопольное законодательство и антимонопольное ругулирование.docx

— 35.59 Кб (Скачать)
 

 

              "Государство  должно вмешиваться  в жизнь рынка только в той степени, в которой это требуется для поддержания работы механизма конкуренции или для контроля тех рынков, на которых условия вполне свободной конкуренции не осуществимы"

Людвиг  Эрхард

                      (западногерманский  экономист и государственный деятель) 

Введение 

 

  1. Понятие монополии.

Термин «монополия» (от греч. “mono” и “poleo” – один продаю) в экономике применяется для обозначения особой отраслевой структуры или конкурентных позиций отдельных экономических субъектов. Он часто используется в широком смысле, отождествляющем монополизм с любой рыночной властью. Например, когда говорят об антимонопольной политике, имеют в виду государственное регулирование не только «стопроцентных» монополистов, но и других форм доминирования на рынке, влияния на рыночные цены. Микроэкономисты предпочитают использовать его в буквальном понимании, поэтому, чтобы отличать широкое значение от узкого, для первого применяют термин «несовершенная конкуренция», для второго – «чистая монополия».   Чистая монополия – редкое явление в экономике, более характерное для местных рынков или уникальных условий предложения благ и услуг.

Источниками монопольной  власти (факторами монополизации), которые  создают высокие входные барьеры для потенциальных конкурентов и позволяющими предприятию в течение определенного времени оставаться единственным в отрасли, могут быть:

  • эффект экономии на масштабе, используя который единственная фирма способна удовлетворить отраслевой спрос;
  • авторские права, патенты на изобретения, лицензии на право их использования;
  • инновации (нововведения);
  • исключительные права на ведение какого-либо вида деятельности, полученные от государства;
  • высокие импортные пошлины;
  • частная собственность на землю, способствующая контролю над сырьевыми источниками, уникальными природными ресурсами и др.
 
  1. Виды монополии и необходимость регулирования монополии.

Естественными монополиями называют отрасли (и производителей в этих отраслях), в которых одна крупная фирма, производящая продукцию с наименьшими долгосрочными издержками, способна удовлетворить весь рыночный спрос.

Открытыми монополиями называют хозяйствующие субъекты, источники монопольной власти которых не могут обеспечить им долгосрочного лидирующего положения (например, инновации, нечестная конкуренция или неинформированность покупателей, как правило, дают временные монопольные преимущества).

И наконец, закрытыми монополиями являются такие, которые меньше опасаются потенциальной конкуренции, опираются на более устойчивые барьеры (например, собственность на уникальный участок земли), имеют более долговременный характер.

Кроме вышеперечисленных  видов, существуют ещё несколько  ситуаций, известных рынку, а именно, в которых фирма может выступать в роли монополии (единственного продавца) или монопсонии (единственного покупателя). В редких случаях предприятие может выступать одновременно как монопсонист и монополист. И также на рынке может сложиться ситуация двусторонней монополии, когда единственному покупателю противостоит единственный продавец. [1]

Монополизм в  экономике государства базируется на универсальной государственной  собственности и отсутствии цивилизованного  рынка, т.е. тотальном огосударствлении экономики.  [3]

Негативными последствиями  монополизма государственной собственности (государственного монополизма) являются;

1) на уровне  общества - отсутствие экономической  свободы, вырождение экономической системы;

2) на уровне  отрасли - возникновение узковедомственных  интересов;

3) на уровне  предприятия - негибкость, неэффективность  производства;

4) на уровне  отдельного работника - отчуждение  от собственности, управления  и от результатов собственного  труда.

Одним словом, по всем позициям государственный монополизм наносит экономике и народному  хозяйству в целом огромный вред.

Антиподами монополизма  всегда были рынок и конкуренция, основанные на частной собственности  на средства производства и предпринимательскую  деятельность. Отсюда следует, что основными путями преодоления монополизма являются: формирование нормально действующей рыночной экономики и конкурентной среды на товарных рынках, развитие малого предпринимательства, а также разгосударствление собственности и приватизация предприятий.  [4]

  1. Монополизм в Республике Беларусь.

Монополизм в  Республике Беларусь отличается от монополизма  в странах с развитой рыночной экономикой, поскольку его истоки лежат в структуре хозяйствования СССР, где конкуренция считалась  ненужным дублированием, а централизация  и укрупнение производства обосновывались положительным эффектом масштаба.

Уровень монополизации  белорусской экономики, определяемой количеством предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, довольно высок. Однако речь не идёт о классических монополиях.

Рыночная система  монополиста характеризуется наличием у него:

  1. власти над ценами;
  2. способности воздвигать барьеры для вхождения в отрасль новых участников благодаря монопольному доступу к источникам сырья и специфическим технологиям;
  3. патентов и лицензий;
  4. значительных финансовых ресурсов для борьбы с потенциальными конкурентами   и т.д.

Однако предприятия, занимающие доминирующее положение  на рынках Беларуси, в большинстве  своем не обладают перечисленными выше характеристиками.

Во-первых, монополизм многих предприятий не является естественным - они занимают доминирующее положение на рынке лишь вследствие того, что в советские времена были созданы как крупные предприятия, а в условиях рынка, вероятно, не стали бы монополистами.

Во-вторых, значительное количество крупных предприятий не показывают высокой эффективности хозяйственной деятельности. Устаревшие технологии, высокая степень износа оборудования, отсутствие финансовых средств для дальнейшего развития - всё это ставит под сомнение способность данных предприятий сохранить за собой доминирующее положение на рынке без государственного содействия.

Экономическая ситуация в Беларуси характеризуется  высокой степенью влияния на рыночные процессы государства, владеющего значительной долей собственности в стране, и прежде всего это касается крупных  предприятий. Кроме того, государство  инициирует монополизацию экономики  путём интеграции предприятий в  рамках различных концернов, подчинения их отраслевым министерствам, создания различных хозяйственных групп. [1, с.169- 170]

  1. Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь

Нормы конкурентного  права Республики Беларусь заложены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь, Гражданском кодексе Республики Беларусь, Уголовном Кодексе Республики Беларусь, а также в антимонопольном законодательстве, законодательстве в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической деятельности.

Основу антимонопольного законодательства составляет Закон  Республики Беларусь «О противодействии  монополистической деятельности и  развитии конкуренции», определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. В целях реализации Закона создана и постоянно совершенствуется правовая база антимонопольного контроля и регулирования, регламентирующая следующие основополагающие вопросы:

  • определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь;
  • порядок формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и Государственного реестра субъектов естественных монополий;
  • правила проведения государственного антимонопольного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;
  • порядок согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества;
  • порядок организации и проведения проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках;
  • порядок проведения государственного антимонопольного контроля за реорганизацией хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;
  • порядок выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах;
  • порядок выявления монопольных цен;
  • порядок рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству;
  • порядок рассмотрения заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции;
  • порядок применения мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства.

Государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции. Антимонопольная политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.

В результате процессов  реформирования собственности, демонополизации  экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными. В этой связи  необходимо определение статуса  и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также  соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и  контроля за их деятельностью и поведением на товарных рынках.

Регулирование деятельности субъектов естественных монополий будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению на рынок новых производителей.

В тех сферах, в которых по объективным технологическим  причинам сохраняется состояние естественной монополии, а возможная конкуренция будет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие регулирующие ограничения, касающиеся ценообразования, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления.

Одной из важнейших  составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической концентрацией. Основой государственного контроля за экономической концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений.

Настоящий этап развития экономики по-новому ставит проблему оценки экономической концентрации при создании хозяйственных и финансово-промышленных групп, холдингов и других объединений хозяйствующих субъектов. Государственная антимонопольная политика должна способствовать таким тенденциям в экономической концентрации, которые будут иметь позитивное воздействие на конкурентоспособность отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов государственной экономической стратегии, посредством которой можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал, с тем чтобы обеспечить импортозамещение на внутреннем рынке и определенные конкурентные преимущества товаров отечественного производства на внешнем рынке.

Информация о работе Понятие монополии