Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 03:00, доклад
Международный банковский кредит участвует в кругообороте капитала на всех его стадиях: при превращении денежного капитала в производственный путём приобретения импортного сырья, оборудования; в процессе производства в форме кредитования под незавершённое производство, при реализации товаров на мировых рынках. В качестве кредиторов и заёмщиков выступают частные предприятия (банки, фирмы), государственные учреждения, правительства, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации.
Ряд проектов осуществляется Банком без привлечения государственных гарантий. Так, ЕБРР является вторым крупнейшим акционером банка «Приорбанк» ОАО с пакетом акций в 13,5% и одним из совладельцев СП ЗАО «Милавица» с пакетом акций в 12,68% от уставного капитала на сумму около 1 млн.долл.США.
В 2000 году «Приорбанк» ОАО стал участником программы ЕБРР содействия торговли. За счет краткосрочного финансирования в рамках данной линии закупалось сырье, технологическое оборудование, комплектация, материалы. Успешная работа по Программе содействия торговле позволила «Приорбанку» ОАО 29 августа 2003 г. заключить с ЕБРР Соглашение о возобновляемом кредите, предоставляющее право использовать средства кредитной линии Программы содействия торговле для целей предэкспортного финансирования.
Важным событием в истории сотрудничества «Приорбанк» ОАО с ЕБРР стало выделение ЕБРР синдицированного займа в сентябре 2003 г. в размере 36 млн. долл. США в виде двух кредитов. Участниками синдиката стали шесть крупнейших банков России, Австрии, Германии, Португалии. Кредитные ресурсы по А-кредиту в размере 12 млн. долл. США выделяются ЕБРР на срок до 3-х лет, ресурсы по В-кредиту в размере 24 млн. долл. США остальными участниками синдиката на период 1-го года с возможностью продления до 2-х лет.
Республика Беларусь принимает участие в текущей работе ЕБРР и проводимых им мероприятиях.
Республика Беларусь намерена и далее последовательно развивать сотрудничество с ЕБРР с учетом национальных интересов, исходя из понимания того, что сотрудничество с Банком является составляющей реформирования национальной экономики и ее интеграции в мировую экономику.
Сотрудничество Республики Беларусь с Международным валютным фондом
Став членом МВФ в 1992 году (сейчас в МВФ входит 182 страны), наша республика внесла взнос в счет причитающейся ей квоты, составляющей 280,4 млн. СДР (около 393,4 млн. долл. США), которая впоследствии была увеличена до 386,4 млн. СДР (около 542,1 млн. долл. США).
МВФ оказывает помощь республике в области поддержки платёжного баланса, совершенствовании денежной системы, финансово-кредитной и экономической политики. Развитие отношений с МВФ служит сигналом для зарубежных государств и иностранных инвесторов для выделения кредитов по межправительственным линиям и масштабных прямых иностранных инвестиций.
Кредиты, предоставляемые МВФ за истекший период в основном использовались на укрепления экономики нашей страны. Республика Беларусь в соответствии с соглашением между правительством Беларуси и МВФ получила заем в 1993 году в размере 200 млн. долларов США по линии фонда системных трансформаций. В 1995 году МВФ одобрил кредитную программу "стэнд-бай" для Беларуси на сумму 196,3 млн. СДР (или приблизительно 293 млн. долларов США). Эти средства были предназначены на поддержание правительственной программы реформ и экономического развития. Сумма данного кредита должна была быть предоставлена Республике в виде четырех долей (транш), первая из которых в размере около 66 млн. долларов США была получена.
В 2001 году в республике реализовывалась шестимесячная Программа мониторинга Фондом (ПМФ), служащая основой для перехода к механизму "стэнд-бай". В настоящее время возобновление программы "стэнд-бай" можно рассматривать как основную тему переговоров с МВФ. Правительство и Национальный банк Республики Беларусь приложили максимум усилий для выполнения обязательств в рамках ПМФ. Выполнены все целевые показатели в денежно-кредитной сфере и практически все структурные контрольные показатели (из 30 остались не выполненными 3).
Важные шаги, предпринятые Республики Беларусь на пути к устойчивой макроэкономической политике и рыночным реформам, были отмечены Советом директоров МВФ. Однако в итоге Совет пришел к заключению, что, наряду со значительным прогрессом, результаты выполнения мер экономической политики не были достаточно удовлетворительными для начала переговоров по программе "стэнд-бай".
В 2003 году продолжалась работа миссий МВФ по рассмотрению вопросов экономического развития Республики Беларусь.
Сотрудничество Республики Беларусь со Всемирным банком
Республика Беларусь стала полноправным членом Всемирного банка в 1992 году. Подписка республики на акционерный капитал Банка составляет 3323 акции на сумму 400,9 млн. долларов США. Общая сумма финансовых средств, полученных республикой от группы Всемирного банка, составляет примерно 200 млн. долларов США. В 1994 году в Минске было открыто Постоянное представительство Международного банка реконструкции и развития.
За прошедшие годы Советом исполнительных директоров Всемирного Банка были одобрены 4 программы по сотрудничеству с Беларусью (1993, 1997, 1999 и 2002 гг.), а также ряд кредитных соглашений по конкретным проектам.
Наиболее активно сотрудничество Республики Беларусь с Всемирным банком происходило в 1993-1994 годах: в 1993 году были подписаны кредитные соглашения о предоставлении Беларуси займа в размере 8,3 млн. долларов США для проведения преобразований в сфере государственного управления и реабилитационного займа в размере 120 млн. долларов США. В 1994 году был утвержден заем на развитие лесного хозяйства (первоначальная сумма кредита - 41,9 млн. долларов США, в 1999 г. она была скорректирована до 33,9 млн. долларов США), который официально завершился в 2002 году.
В июне 2001 г. Совет директоров Всемирного банка одобрил заем для Республики Беларусь на сумму 22,6 млн. долларов США на проект "Модернизация инфраструктуры в социальной сфере Республики Беларусь". Выполнение проекта рассчитано на 5 лет - с декабря 2001 г. по июнь 2006 г. В качестве объектов проекта выбраны учреждения систем здравоохранения и образования, на долю которых приходится около 40% энергии, потребляемой организациями бюджетной сферы. Мероприятия проекта выполняются на 353 объектах (школы, детские сады, больницы, поликлиники, дома-интернаты и другие объекты социальной сферы). Годовая экономия после реализации всех предусмотренных проектом мероприятий оценивается в 4,12 млн. долларов США в год.
В марте 2002 года Совет Исполнительных директоров Всемирного банка принял Стратегию сотрудничества с Республикой Беларусь на 2002-2004 финансовые годы, определив основные направления работы на ближайшую перспективу. Стратегия сотрудничества имеет четко выраженную социальную направленность и сочетает консультационную деятельность с целью предоставления рекомендаций по проведению реформ для развития предпринимательской деятельности и социальной политики, а также кредитование по трем направлениям: а) мероприятий, имеющих глобальное значение, которые республика также считает своими приоритетами (здравоохранение, социальная поддержка граждан, охрана окружающей среды); б) помощь в решении последствий Чернобыльской катастрофы; в) содействие развитию частного предпринимательства.
В 2003 году состоялось подписание Соглашения о предоставлении Республики Беларусь гранта в размере 996 559 долларов США на проект, целью которого является сокращение выбросов парниковых газов за счет использования энергоэффективных технологий и возобновляемых источников топлива (древесных отходов). Грант предоставлен Всемирным банком и финансируется из средств фонда разработки политики и развития людских ресурсов правительства Японии в дополнение к уже действующему проекту по модернизации инфраструктуры в социальной сфере.
.Сотрудничество с Международным агентством по гарантированию инвестиций (МАГИ) представляет определенный интерес для республики, так как агентство осуществляет страхование рисков при реализации крупных инвестиционных проектов и, таким образом, способствует притоку иностранных инвестиций в страну. Республика Беларусь является членом МАГИ с 1992 года, в собственности республики находится 233 акции МАГИ, а доля в капитале этой организации составляет 0,26% от общего числа голосов. Беларусь заинтересована в том, чтобы ее в перспективе отнесли к странам, выбранным в качестве приоритетных для сотрудничества (в настоящее время МАГИ активно работает в странах Африки, членах Международной ассоциации развития, участниках программы "Юг-Юг") и начала активную деятельность в Беларуси[9].
3.2. Международный лизинг в Республике Беларусь
На
белорусском рынке
К сожалению, негибкое таможенное законодательство РБ привело к тому, что многие белорусские перевозчики были вынуждены возвратить западным лизингодателям уже практически оплаченный подвижной состав (около 1200 единиц). У транспортных компаний не оказалось средств для того, чтобы перевести режим временного ввоза в режим свободного обращения. И только после выхода Указа Президента РБ N706 от 22 декабря 2000 года появилась возможность «растаможки» транспортных средств, ввезенных по договорам лизинга под 10% от суммы начисленных таможенных пошлин и платежей.
Основная
проблема, которая сдерживает развитие
лизинга в Беларуси—залоговая. Госпредприятия
не имеют права заключать
Однако в республике имеется положительный опыт использования международного лизинга для обновления и увеличения основных средств.
В ближайшее
время самолет «Боинг 737/500», приобретаемый
национальной авиакомпанией «Белавиа»
по лизинговому договору, поступит в Беларусь. Приобретая
первый «Боинг», «Белавиа» начинает модернизацию
авиапарка и расширение рынка[11].
3.3. Участие коммерческих банков Республики Беларусь в международном кредитовании
За годы реформирования экономики Республика Беларусь привлекла около 4,5 млрд. долларов США иностранного капитала. Значительная часть этого объема приходится на кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций, полученные под гарантии правительства. В Республику Беларусь ввозится капитал из 67 стран мира. В 2002 году капитал ввозился из 34 стран.
Основные страны, ввозящие капитал в Республику Беларусь в 2003 году:
1. Швейцария — 47,718 млн. долларов США (17,8:);
2. Виргинские острова (Британ) — 38,117 млн. долларов (14,2:);
3. Австрия — 34,877 млн. долларов (13,04:);
4. Россия — 34,754 млн. долларов (12,97:);
5. Кипр — 19,792 млн. долларов (7,3:);
6. США — 8,645 млн. долларов (3,2:);
7. Великобритания — 5,675 млн. долларов США (2,1:);
Литературный источник: http://www.president.gov.by
Австрия в последние годы успешно вкладывает инвестиции в белорусскую экономику. Среди наиболее удачных проектов можно назвать долгосрочный кредит под модернизацию нефтеперерабатывающего завода «Нафтан», покупку контрольного пакета акций «Приорбанка» и многочисленные краткосрочные кредиты под коммерческие сделки. В течение десяти лет Беларусь привлекла австрийских кредитов на общую сумму $46,7 млн. под гарантии правительства. В 2003г. товарооборот Беларуси с Австрией составил $55,4 млн. [11].
Международная финансовая корпорация (МФК), инвестиционное подразделение группы Всемирного банка, подписала соглашение о предоставлении ОАО "Приорбанк" кредита сроком на 5 лет на сумму 14 млн. USD. Приорбанк вправе направлять эти средства на финансирование проектов негосударственных предприятий - резидентов Беларуси в сфере производства товаров и услуг, а также приобретения их за рубежом, инвестиций в основной и оборотный капитал, лизинговой деятельности.
Инвестиции МФК открывают дополнительные возможности не только для самого банка и его клиентов, но и всего банковского сектора страны. Открытая ОАО "Приорбанк" кредитная линия является первым инвестиционным проектом МФК в финансовом секторе Беларуси. Предоставление такого кредита является примером для других белорусских банков, которые также могут получить доступ к ресурсам МФК при правильной организации контроля за рисками и внедрении новых управленческих технологий.
Относительно условий, на которых банк будет кредитовать белорусские предприятия, сообщается, что кредиты в рамках этой линии будут предоставляться на срок до пяти лет под ставку до 10% годовых. Объем кредитных средств, выделяемых одному лицу, не ограничен, однако, выдача кредитов на сумму свыше 500 тыс. USD потребует согласования с МФК. При этом валютоокупаемость проекта не является обязательным требованием для получения кредита[13].
ОАО
«Белвнешэкономбанк» является
Иностранными
банками кредиты
Иностранные кредиты под гарантии Правительства Республики Беларусь являются долгосрочными (обычно 5 лет, в некоторых случая до 8 лет). По их погашению обычно устанавливается льготный период продолжительностью 6 месяцев. Основным преимуществом данного вида кредитования является то, что совокупная стоимость финансирования за счет иностранных кредитов оказывается ниже стоимости кредитования в белорусских банках.
Обязательным условием такого финансирования является правительственная гарантия, предоставление которой регулируется Положением о порядке привлечения, использования и погашения внешних государственных займов, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь № 826/23 от 01.06.1999г. В настоящее время Белвнешэкономбанк имеет возможность привлечения под гарантии правительства финансовых средств банковских учреждений Германии, Австрии, Испании, Чехии, Польши. Число иностранных банков, готовых предоставлять кредиты для перспективных валютоокупаемых проектов, постоянно увеличивается[14].