Понятие конкуренции, ее виды и методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 00:34, реферат

Описание работы

Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей. Для успешного выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентноспособности предлагаемых отечественных товаров.

Работа содержит 1 файл

Реферат Понятие конкуренции, ее виды и методы.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

    Это прежде  всего  то,  что олигополия очень близка по своей структуре к монополии, а следовательно, можно ожидать таких же отрицательных  последствий как и при рыночной власти монополиста .Но, если монополизированный рынок оказывается под контролем и  регулируется государством, то олигополия получает возможность заключения тайных соглашений и тем самым уходит из под контроля государства и создает видимость конкуренции,  тогда как на самом деле стремиться извлечь выгоду за счет покупателей .В конечном счете это сказывается  на  снижении  эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества.

    В целом,  когда обращается внимание на оценку  эффективности олигополий,  то отмечается, что последние нередко  заинтересованы в сдерживании научно-технического прогресса,  так как они  не  будут спешить  внедрять появившиеся "новинки" до тех пор,  пока не будет достигнута максимизация прибыли на ранее вложенный  крупный  капитал. Такая политика препятствует моральному износу как машин и оборудования, так и технологий и продуктов.

    Вышеизложенные характеристики рыночных структур можно записать кратко в следующие таблицы:

 
 

    Краткая характеристика структур рынка. Таблица 4.

 
    Чистая  конкуренция
    Характеризуется:
  1. Множеством мелких фирм.
  2. Однородностью продукции.
  3. Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли).
    4.   Равным доступом ко всем видам  информации.
    Монополистическая конкуренция
    Характеризуется:
  1. Множеством мелких фирм.
  2. Неоднородностью продукции.
  3. Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли).
  4. Несколько ограниченным доступом к информации.
    Олигополия (Дуополия)
    Характеризуется:
  1. Небольшим числом крупных фирм.
  2. Неоднородностью (или однородностью) продукции.
  3. Возможными затруднениями при выходе (из отрасли).
  4. Несколько ограниченным доступом к информации.
    Монополия
    Характеризуется:
  1. Одной фирмой.
  2. Уникальностью продукции.
  3. Практически не преодолимыми барьерами на вход.
  4. Несколько ограниченным доступом к информации.
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

    В результате проведенного анализа мы выяснили, что конкуренция – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

    Следствием  конкуренции является, с одной  стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой – повышение НТП.

    По  состоянию рынка конкуренция  подразделяется на совершенную, несовершенную  и регулируемую.

    В экономике принято разделять  конкуренцию по ее методам на ценовую  и неценовую, или конкуренцию  на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).

    Интенсивность конкуренции резко различается  на разных рынках. Американский экономист  М.Портер объединил силы, определяющие конкурентный климат в отрасли, в  пять основных групп, по которым можно  судить о средней прибыльности в отрасли. Это: новые конкуренты, товары-заменители, внутриотраслевая конкуренция, покупатели и продавцы.

    Таким образом, концепция пяти сил конкуренции  – это инструмент, позволяющий  практически анализировать степень  интенсивности конкуренции на конкретном рынке.

    Существует  четыре возможные конкурентные структуры, опряделяющие структуры рынка: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.

    Каждая  из которых характеризуется рядом  произнаков:

    Чистая  конкуренция – множеством мелких фирм; однородностью продукции; отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли) ; равным доступом ко всем видам инормации.

    Монополистическая конкуренция – множеством мелких фирм; неоднородностью продукции; отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли) ; несколько ограниченным доступом к информации;

    Олигаполия  – небольшим количеством крупных  фирм; неоднородностью (или однородностью) продукции; возможным затруднением при выходе (из отрасли); несколько  ограниченным доступом к информации;

    Чистая  монополия – наличием одной фирмы; уникальностью продукции; непреодолимым  барьером на вход; несколько ограниченным доступом к информации;

    К сожалению лишь недавно мы осознали необходимость экономического соревнования производителей, их конкуренции для успешного развития народного хозяйства.

    Предпринимать энергичные усилия, чтобы снизить  свои издержки производства и сбыта  до минимального уровня. Иными словами, угроза огромных материальных потерь во многих случаях заставляет предпринимателя "добиться невозможного" и "подогнать" свои  издержки к низким рыночным цена.

    В целом же, эта форма экономических  отношений несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем  монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

       Конкуренция - определяющее условие  поддержания динамизма в экономической  системе, и в её условиях  создается большее национальное  богатство при меньшей стоимости  каждого вида продукции по  сравнению с монополией и плановой  экономикой.

Информация о работе Понятие конкуренции, ее виды и методы