Понятие и виды инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является экономика Республики Беларусь. Предметом исследования является совокупность отношений по поводу привлечения и использования инвестиций в экономике Республики Беларусь.
Цель работы – рассмотреть теоретические основы инвестиций, их роль в развитии экономики, проанализировать основные нормативные документы, регулирующие инвестиционную политику Республики Беларусь, провести анализ инвестиционной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1.ИНВЕСТИЦИОННЫЙ СПРОС……………………………………………….4
1.1. Понятие и виды инвестиций 5
1.2. Формирование инвестиционного спроса 7
1.3. Мультипликатор инвестиций. Принцип акселератора 9
2. РАЗНОВИДНОСТИ РЕАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 12
2.1. Инвестиции в основной капитал 12
2.2. Инвестиции в жилищное строительство. 16
2.3. Инвестиции в запасы. 18
3. ИНВЕСТИЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Основные показатели использования инвестиций и ввода в действие жилья……………………………………………………………………………..30
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Динамика инвестиций в основной капитал…………………………………....31
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Использование инвестиций в основной капитал по областям……….……….32
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Динамика ввода в действие жилья……………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

курсовая моя.doc

— 651.00 Кб (Скачать)

Следует отметить, что  в случае с мультипликатором речь идет об автономных инвестициях, т.е. инвестициях, связанных с техническим прогрессом, ростом населения и МРС. Наряду с автономными, существуют индуцированные инвестиции, т.е. капитальные вложения, направленные на расширение производства на основе существующей технической базы в целях удовлетворения возросшего в результате роста доходов совокупного спроса. Воздействие роста доходов на величину индуцированных капиталовложений в сторону их повышения выражает акселератор инвестиций. [8, с. 306]

С эффектом мультипликации непостредственно связан эффект акселерации.

Акселератор – показатель, характеризующий отношение прироста инвестиций (капитала) к приросту дохода, потребительного спроса и выпуска продукции:

 

А=Прирост инвестиций / Прирост дохода        [10, с. 46] (1.2)

 

Мультипликатор и акселератор связаны: рост инвестиций умножает доход; рост дохода приводит к росту производства и спроса на потребительские товары; последнее вызывает рост инвестиций в производство потребительских товаров (акселератор); результатом является рост дохода.

Статическая модель мультипликатора была предложена в 1931 г. Р. Каном и детально разработана Дж. М. Кейнсом. Динамическая модель мультипликатора, учитывающая фактор времени, была подробно исследована П. Самуэльсоном, Ф. Маклупом, Дж. Робинсон, А. Хансеном и др. В дальнейшем экономисты пришли к выводу, что мультипликационный эффект могут вызвать эндогенные (внутренние) факторы. Модель акселератора (индуцированных инвестиций) была предложена Дж. Кларком.

Акселератор отражает отношение  прироста продукции (дохода, спроса) только в результате индуцированных инвестиций, т.е. в результате вложения нового капитала, образованного путем увеличения уровня потребительских расходов. Принцип акселерации состоит в том, что увеличение или уменьшение потребительских расходов вызывает изменения в накоплении капитала. Увеличение потребительского спроса на товары вызывает рост производственных мощностей, а его уменьшение может сократить прибыли и, следовательно, объем инвестиций. [9, с. 117]

 

2. РАЗНОВИДНОСТИ РЕАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

 

2.1. Инвестиции в основной капитал

 

Капитальные вложения –  это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе  затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое  перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования и другие затраты. Капитальные вложения являются экономической основой строительства.

[10, с.18]

На уровне предприятия  инвестиции необходимы прежде всего  для достижения следующих целей:

    • Расширение и развитие производства;
    • Повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции конкретного предприятия;
    • Реконструкция - обновление основных фондов и объектов непроизводственного назначения на более совершенной технической основе.
    • Техническое перевооружение - один из элементов реконструкции. Оно включает комплекс мероприятий по повышению технического и экономического уровня производства на основе внедрения прогрессивной техники и технологии, механизации и автоматизации, компьютеризации, замены устаревшего оборудования и др.
    • Модернизация - один из элементов технического перевооружения, состоящий в усовершенствовании и приведении активной части основных фондов в соответствие современному уровню технологического процессов путём конструктивного изменения машин, механизмов и оборудования, используемых предприятием в производственной деятельности.
    • Новое строительство - строительство предприятий, зданий и сооружений на новых земельных участках (строительных площадках) по первоначальному, установленному в утверждённом порядке проекту. Строительство считается новым до его завершения и ввода объекта в эксплуатацию.

Стандартная модель инвестиций в основные фонды предприятий  получила название неоклассической  модели инвестиций. В неоклассической  модели рассматриваются выгоды и  издержки фирм, владеющих инвестиционными товарами. В модели показывается, как уровень инвестиций – вместе с запасом капитала, ставкой процента и правилами налогообложения,  применяемыми к фирмам.

Для формирования модели предположим, что в экономике существует два  вида фирм. Производственные фирмы производят товары и услуги, используя арендуемый капитал. Фирмы, сдающие капитал в аренду, осуществляют все инвестиции в экономику; они покупают производственные фонды и сдают их в аренду производственным фирмам. Безусловно, в реальной экономике большинство фирм выполнят обе функции: они производят товары и услуги и инвестируют капитал в будущее производство.

Вначале рассмотрим производственные фирмы. Фирма принимает решение  о величине используемого капитала, путем сопоставления издержек и  выгоды от каждой дополнительной единицы капитала. При увеличении объема используемого фирмой капитала его предельный продукт снижается: чем большим капиталом располагает фирма, тем меньшее увеличение выпуска будет достигнуто при добавлении единицы капитала. [2, с. 640]

Следовательно, что для максимизации прибыли фирма увеличивает арендуемый капитал до тех пор, пока предельный продует капитала не снизиться до уровня реальной цены аренды капитала. Таким образом, график предельного продукта капитала дает нам график спроса на капитал.

На рис. 2.1 показано   равновесие на рынке арендуемого  капитала. Предельный продукт капитала определяет кривую спроса как чем  больше объем капитала, тем меньше его предельный продукт. В каждый момент времени количество капитала является вертикальной линией. Цена, взимаемая за аренду капитала, корректируется для уравновешивания спроса и предложения.

Рис. 2.1 Цена аренды капитала [2, c.640]

 

Рассмотрим теперь фирмы, сдающие капитал в аренду. Подобно  фирмам, сдающим в аренду автомобили, их деятельность заключается в приобретении инвестиционных товаров и сдаче их в аренду. Выгода владения капиталом заключается в доходе, получаемом от сдачи его в аренду производственным фирмам. За каждую единицу сданного в аренду собственного капитала фирма получает реальную цену.

Издержки на единицу  капитала зависят от цены каптала, реальной ставки процента и нормы амортизации. [2, с. 641]

Существует связь между  издержками на единицу капитала с  ценами остальных товаров в экономике. Реальные издержки на единицу капитала это издержки по приобретению и сдаче в аренду единицы капитала, измеренные в единицах выпуска продукции.

 

Реальные издержки  = (Pk/P)*(r+δ), (2.1)

 

где Pk/P - относительная цена инвестиционных товаров;

r – реальная ставка процента;

δ – норма амортизации.

 Из этого уравнения (2.1) следует, что реальные издержки на единицу капитала зависят от относительной цены инвестиционных товаров Pk/P, реальной ставки процента r и нормы амортизации δ. [2 , с. 643]

Решение фирмы относительно собственного запаса капитала – увеличивать или уменьшать – зависит от того прибыльно ли владеть капиталом и предоставлять его в аренду. Изменения запаса капитала, называемые чистыми инвестициями, зависят от разницы между предельным продуктом капитала и издержками на единицу капитала. Если предельный продукт капитала превышает издержки на единицу капитала, то фирме выгодно увеличивать запас капитала. Если предельный продует капитала меньше, чем издержки на единицу капитала, то фирма уменьшает свой запас капитала.

Когда фирма желает осуществить инвестиции в новый капитал, например строительство новой фабрики, она часто собирает необходимые средства на финансовых рынках. Это финансирование может принимать различные формы – получение банковских ссуд, продажа облигаций населению или продажа долей в будущих прибылях на рынке ценных бумаг. В неоклассической модели предполагается, что если фирма готова оплатить издержки на капитал, то средства на финансовом рынке обязательно найдутся.

Вместе с тем, фирмы иногда сталкиваются с ограничениями финансирования – предельными размерами сумм, которые они могут получить на финансовых рынках. Ограничения финансирования могут помешать фирмам осуществить прибыльные инвестиции. Когда фирма не в состоянии получить требуемые средства на финансовых рынках, объем средств, которые она может потратить на приобретение новых инвестиционных товаров, ограничен текущими поступлениями от продаж. Эти ограничения финансирования так же сказываются на инвестиционном поведении фирм, как ограничения по заимствованию сказываются на потребительском поведении домашних хозяйств. Ограничение по заимствованию заставляют домашние хозяйства строить свое потребление на основе текущего, а не постоянного дохода. Аналогично, ограничения финансирования заставляют фирмы определить свои инвестиции  на основе текущих доходов, а не ожидаемой рентабельности. [2, с. 654-655]

2.2. Инвестиции  в жилищное строительство.

 

Другой компонент инвестиционных расходов – инвестиции в жильё. Рассмотрим простую модель, показывающую, какие факторы определяют инвестиции в жильё. Инвестиции в жильё включают в себя приобретение новых домов как людьми, собирающимися в них жить, так и домовладельцами для последующей сдачи в аренду. Для простоты предположим, что все дома относятся к первому типу – в них живут их владельцы.

Модель состоит из двух частей. Во-первых, рынок существующего  жилья определяет равновесное значение цены. Во-вторых, цена жилья определяет приток инвестиций в его строительство.

На рис. 2.2 показано как относительная цена жилья РН/Р определяется предложением времени предложение домов фиксировано. Обозначим это предложение вертикальной линией. Кривая спроса на жильё направлена вниз, так как более высокие цены заставляют людей жить в меньших домах, снимать жильё вместе с кем-то, а иногда и оставаться вовсе без жилья. Цена жилья изменяется так, чтобы обеспечить равновесие спроса и предложения.

На рис. 2.3 показано, как относительно цена жилья определяет предложение новых домов. Строительные фирмы приобретают материалы и нанимают рабочих для строительства домов, которые затем продают по рыночной цене. Их издержки зависят от общего уровня цен Р, а их доходы зависят от цены жилья РН. Чем выше относительная цена жилья, тем больше стимулов строить дома, и тем активнее жилищное строительство, таким образом, зависит от равновесного значения цены, установившегося на рынке существующего жилья. [2, с. 654]

 

Рис.2.2 Рынок жилья [2 , с.655] Рис.2.3 Предложение нового                   

                                                                  жилья [2 , с.655]

 

При изменении спроса на жилье меняется равновесное значение цены жилья, что, в свою очередь, сказывается  на инвестициях в жилищное строительство. Кривая спроса на жилье может сместиться в силу многих причин. Экономический бум увеличивает национальный доход и, соответственно, спрос на жилье. Значительное увеличение населения, например, в силу эмиграции, также увеличивает спрос на жилье. На рис. 2.4 показано, что сдвиг кривой спроса вправо увеличивает равновесное значение цены. На рис. 2.5 показано, что повышение цены жилья увеличивает инвестиции в жилищное строительство. [2, с. 656]

Рис. 2.4 Рынок жилья [2, с. 656] Рис. 2.5 Предложение нового           

                                                                  жилья[2, с. 656]

 

Одним из важнейших факторов, определяющих спрос на жилье, является реальная ставка процента. Многие люди берут ссуды под заклад строящегося  дома для финансирования расходов на его строительство; ставка процента выступает в качестве издержек по погашению ссуды. Даже те немногие люди, которым не приходиться занимать для того, чтобы купить себе дом, отреагируют на изменение ставки процента, так как ставка процента выступает в качестве альтернативных издержек при решении вопроса о том, стоит ли вложить свои деньги в жилье или держать их в банке. Таким образом, снижение ставки процента увеличивает спрос на жилье цены на жилье и инвестиции в жилищное строительство. [2, с. 656-657]

2.3. Инвестиции в запасы.

 

Инвестиции в запасы  - один из самых небольших компонентов расходов. Вместе с тем, его значительная изменчивость придает ему определенную важность. Во время спада обычно более половины сокращения расходов связано с сокращением инвестиций в запасы.

Запасы служат многим целям. Одной из причин создания запасов  является сглаживание колебаний  объема производства. Рассмотрим фирму, которая переживает временные взлеты и падения объема продаж. Вместо того, чтобы менять объем производства в соответствии с колебаниями объема продаж, может быть более выгодным стабильно производить определенное количество товаров. Когда объем продаж низкий, фирма производит больше, чем продает, а избыточные товары формируют запас. Когда объем продаж высок, фирма производит меньше, чем продает и извлекает товары из запаса. Такой мотив образования запасов получил название предотвращения колебания производства.

Вторая причина образования запасов заключается в том, что запасы могут позволить фирме функционировать эффективнее. Розничные магазины, например, могут эффективнее распродать товар, когда они непосредственно располагают товаром, который можно показать потребителю. Производственные фирмы имеют определенное количество запасных частей, чтобы сократить время простоя сборочной линии из-за поломки оборудования. В некотором смысле мы можем рассматривать запасы как фактор производства: чем большими запасами располагает фирма, тем больше она может произвести готовой продукции.

Третья причина образования  запасов – возможность избежать нехватки товаров при неожиданно большом объеме продаж. Фирмам часто приходиться принимать решения, касающиеся производства, не зная, на какой объем будет предъявлен спрос. Например, издатель решает, сколько выпустить экземпляров новой книги, не зная, окажется ли она популярной или нет. Если спрос превысит объем производства, то в течении определенного времени товара не будет в наличии, и фирма потеряет сбыт и прибыль. Наличие запасов может не допустить этого. Такой мотив получил название защиты от исчерпания запаса.

Четвертый мотив образования  запасов диктуется самим процессом  производства. Многие товары проходят несколько этапов производства, поэтому  на их изготовление уходит время. Когда производство товара не закончено, его компоненты учитываются как часть запасов фирмы. Этот вид запасов получил название незавершенного производства. [2, с. 660-661]

Как и другие составляющие инвестиций, инвестиции в запасы зависят от реальной ставки процента. Когда фирма имеет запас товара и продает его не сегодня, а завтра, она отказывается от процента, который могла бы получить между сегодняшним днем и завтрашним. Таким образом, реальная ставка процента представляет собой альтернативные издержки хранения запасов. При повышении реальной ставки процента хранение  запасов становиться более дорогостоящим, поэтому рационально поступающие фирмы стремятся сократить свои запасы. [2, с. 664]

Информация о работе Понятие и виды инвестиций