Понятие и сущность институтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 01:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить и охарактеризовать понятие, типы, сущность и функции институтов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Понятие и сущность институтов…………...………………………………....4
Понятие институтов……….........................................................................4
Сущность институтов……………………..................................................6
Функции институтов………………………………..…………...…………….9
Типы функций…………………………………………………………..…9
Типы институтов…………………………………………………………..…15
Естественный и искусственный институты…………………………….15
Формальные и неформальные институты……………………………16
Внутренние и внешние институты……………………………………...16
Заключение………………..………………………………………………….......19
Список использованных источников…...………………...….………………....21

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 58.26 Кб (Скачать)

Среди институтов, которые решают проблемы дележа и распределения, особый интерес представляют аукционы (торги). Обычно они проводятся по четким, заранее  оговоренным правилам, обязательным для всех участников, являя тем  самым редкий пример взаимодействий в рамках намеренно создаваемых правил. От этого, в конечном счете, зависит эффективность аукционов.

Некоторые институты ставят одних  игроков в более выгодное положение по сравнению с другими. В силу этого в обществе возникает группа, которая стремится такой институт сохранить, и группа, которая стремится его реформировать. Кто победит в этой борьбе, определяется не только и не столько эффективностью данного института, сколько переговорной силой противоборствующих сторон. [7]

Кроме разнообразных специфических  распределительных последствий  любой институт характеризуется  и некоторым общим, «типовым»  распределительным эффектом: ограничивая множество возможных способов действий, он либо непосредственно переключает ресурсы на их разрешенное подмножество, либо как минимум увеличивает издержки осуществления запрещенных способов действий, за счет включения в их состав ожидаемого ущерба от применения наказания (санкций) к нарушителю правила.

Масштабы распределительных последствий  действия института могут варьировать  в очень широких пределах, причем связь этих масштабов с содержанием нормы, с ее « близостью» к процессам функционирования экономики, далеко не прямая.

Например, обсуждавшиеся зимой 2001-2002 гг. изменения правил русского языка могли, в случае их принятия, принести серьезный экономический ущерб, породив значительные дополнительные издержки у практически всех экономических агентов, отвлекая их ресурсы на изучение новых правил, перепечатку сводов законов, официальных бланков, текстов инструкций и т.п., обрекая выпускников средних школ на переучивание выученных правил, отвлекая их внимание от других предметов, требуя перепечатки всех учебников, изданий классиков литературы и др. А, существовавший в СССР запрет на предпринимательскую деятельность, с одной стороны, перераспределял предпринимательскую инициативу в теневую составляющую экономики, с другой стороны, переключал ее в сферу управленческой деятельности, существенно видоизменив всю структуру предпочтений на рынке труда.

К функциям, характеризующим деятельность институциональной среды можно отнести: рамочное регулирование; обеспечение предсказуемости и стабильности; обеспечение свободы и безопасности; минимизацию затрат на обеспечение сделок; переду знаний.

  • Рамочное регулирование.

Как отмечалось ранее, институты ограничивают доступ к ресурсам и разнообразие вариантов их использования, т.е. выполняют  функцию ограничений в задачах принятия экономических решений. Это позволяет минимизировать количество конфликтных ситуаций и добиться более эффективной координации. Координационный эффект институтов реализуется через снижение уровня неопределенности среды, в которой действуют экономические агенты.

  • Обеспечение предсказуемости и стабильности.

Институты выполняют важнейшую  задачу - обеспечивают предсказуемость результатов определенной совокупности действий (социальной реакции на эти действия) и таким образом привносят в экономическую деятельность устойчивость. Действительно, если правила строго выполняются, нет нужды специально затрачивать усилия на то, чтобы предугадать, как поведут себя партнеры: круг их возможных поступков прямо очерчен действующим институтом. Следование тому или иному институту позволяет рассчитывать на некий результат с поддающимися оценке затратами на его достижение.

  • Обеспечение свободы и безопасности.

          Институты обеспечивают свободу и безопасность действий в определенных рамках, что исключительно высоко ценится участникам экономических отношений. Совокупность формальных институтов задает рамки, в пределах которых каждый участник отношений свободен в действиях, и его не накажет закон. Неформальные институты определяют рамки, в пределах которых участник отношений свободен в действиях, и его не накажет общественное мнение.

  • Минимизация затрат на обеспечение сделок.

В интересах участников экономических  отношений минимизировать усилия по поиску партнеров, и институты призваны облегчить им эту задачу. Кроме  того, институты способствуют выполнению обязательств, взятых на себя участниками.

Характерным примером является институт бумажных денег, который полностью  основан на доверии. Действительно, деньги как бумага не имеют собственной  ценности, и граждане пользуются ими  до тех пор, пока их доверие к государству, эти деньги выпустившему, не утрачено. А при его утрате (как, скажем, это произошло в России в начале 1990-х гг.) граждане переходят на неденежные отношения - отношения бартера. Такие отношения связаны с большими издержками, ибо приходится долго искать нужного партнера. Но если в деньги никто не верит, бартер неизбежен.

Другой пример - институт кредита. Человек, желающий получить кредит на развитие собственного бизнеса, знает, что ему нужно, составив бизнес-план, обратиться в банк. Банк, в свою очередь, знает, каким образом оценить план конкретного заемщика, и обладает механизмами мониторинга и контроля за его деятельностью.

  • Передача знаний.

Передача знаний происходит путем  формального или неформального  обучения правилам.

Пример формального обучения правилам - институт высшего образования, чьей главной функцией является обучение, которое осуществляется в разных формах посредством конкретных организаций (МГУ, ТПУ и т.п.).

Пример неформального обучения правилам - институт семьи, одна из функций  которого состоит в том, чтобы  обеспечить начальную социализацию ребенка (неформальное обучение социальным нормам, принятым в обществе). Институты наследуются либо в процессе обучения в рамках специально созданной для этого организации (например, вуза), либо непосредственно в процессе деятельности (например, фирмы). [6]

 

          1. Типы институтов.

 

С точки зрения происхождения  социально-экономические институты  можно разделить на два класса – естественный и искусственный.

 

3.1 Естественный и искусственный  институты

 

Институт является естественным, если его возникновению и формированию не предшествовал во времени тот или иной план – идеальная нормативная модель, существующая в сознании субъекта или зафиксированная в знаковой форме.

К искусственным относят институты, сформированные человеческими действиями, осуществляемыми в соответствии с идеальной нормативной моделью. Иначе говоря, искусственное предполагает предвосхищение действий, а не реакцию на них постфактум. Анализ исторического материала показывает, что базовые экономические институты, такие, как обмен, собственность и т.п., не являются результатом осуществления какой-либо развернутой и продуманной программы. Напротив, будучи совокупностью массовых действий, эти явления лишь тысячелетия спустя после своего возникновения стали объектом научного анализа и были осознаны как институты. Вместе с тем такой массовый тип экономических институтов, как организации, включил в себя искусственные элементы с начала своего возникновения: естественное разделение труда вызвало необходимость организации взаимодействия производителей, выделения учета и контроля и т.д. [2]

Еще один массовый тип института  – контракт. Первые контракты как  устные договоренности о планируемых  обменах можно отнести к естественным институтам, а разработка юридически верных контрактов в современных условиях может рассматриваться как искусственный институт. Это важно для институционального проектирования, целью которого является формирование институтов, эффективно решающих определенные проблемы.

 

3.2. Формальные и неформальные  институты

 

По уровню формальности институты  делятся на формальные и неформальные. Они опираются на формальные и неформальные правила. Формальные институты обязательны для исполнения всеми или определенными гражданами, за их невыполнение власть (государство, руководитель и т.п.) применяет соответствующие санкции. За невыполнение неформальных институтов также могут последовать санкции в виде изменения отношения со стороны других людей, остракизма и др. В структуре формальных институтов имеются политические и экономические институты, институты контрактации и др. Для выполнения функций формальных институтов создаются специальные организации. [5]

По типу возникновения  институты разграничиваются на первичные и вторичные, в частности первичные и вторичные контракты. Это связано с тем, что действие механизма, обеспечивающего соблюдение правил, предполагает набор действий, регламентируемых другим набором правил.

 

3.3 Внутренние и внешние  институты

 

Выделяются внутренние и внешние институты. Основание для этого разграничения состоит в необходимости проведения различий между институтом и организацией при определении одного и того же объекта. Например, характеристики организации в терминах структуры оказываются внутренними институтами, тогда как правила, в рамках которых или по поводу которых осуществляется взаимодействие с другими организациями, могут быть определены как внешние институты.

По сферам функционирования выделяются институты рынка, фирмы, домашних хозяйств, государства, экономики, политики, идеологии, этики и т.д.

По распространенности можно выделить:

1) всеобщие институты  (например, закон о собственности);

2) групповые институты  (например, закон о товарных биржах, правила, распространенные в студенческой  среде, и т.д.);

3) единичные институты  (например, специфический контракт  на покупку особо сложного  изделия).

По степени определенности участников институты можно разделить, во-первых, на ориентированные на конкретных, определенных участников; во-вторых, ориентированные на неопределенных участников – всех, кто может выполнять действия, организуемые данным институтом.

Пересечение этих классификаций  дает четыре типа экономических институтов:

    1) формальная структура для неопределенных участников;

2) формальная структура  для определенных участников;

3) неформальная структура  для неопределенных участников;

4) неформальная структура  для определенных участников (табл. №1).

Таблица №1

Типы экономических  институтов

Структура

Участники

неопределенные

определенные

Формальная 

1. Формальная структура  для неопределенных участников

2. Формальная структура  для определенных участников

Неформальная 

3. Неформальная структура

для неопределенных участников

4. Неформальная структура

для определенных участников


 

К первому типу относятся  конституции, законы и подзаконные  акты, обычное право, постановления, типовые положения и общие  контракты, ко второму – организации, создаваемые для известных будущих  ее членов, единичные контракты под конкретную сделку и др. Третий тип охватывает нормы, обычаи, кодексы, привычки, существующие или «внедряемые» в тех или иных совокупностях экономических агентов. В четвертом рассматриваются неформальные организации, например клубы, а также нормы и заведенные порядки для определенных групп лиц. С учетом основных типов институтов может быть выполнен сравнительный анализ возникающих проблем. [2]

 

Заключение.

Итак, имеется множество определений  понятия «институт».

Различные авторы делают акцент на отдельных  признаках или на тех отдельных формах, в которым данные признаки доступны нашему наблюдению (существуют в действительности).

Институт  представляет собой общественный феномен, источник происхождения, содержание и результат действия которого - социальное взаимодействие между людьми или общественный характер хозяйственной деятельности.

Институты это определенный общественный механизм, представляющий собой определенную совокупность действий одних людей, направленные на поведение других, принуждающие последних к определенному типу поведению и имеющие своим результатом определенную устойчивую социальную структуру или организацию.

Содержание этого механизма  воздействия на поведение включает в себя, в качестве своих общих элементов, во-первых, правило, как желаемую нормативную модель поведения и, во-вторых, механизм контроля за выполнением и соблюдений указанного правила.

В зависимости от источников происхождения, а также формы представления  и существования можно выделить типы правил и механизмов принуждения  к их соблюдению.

Институты реализуются в поведении. Институты действуют, когда имеет  место некое поведение, подчиненное (в той или иной мере) заданным правилам, устойчивое и прогнозируемое.

Следовательно, институты можно  рассмотреть как отношение, на одной стороне которого коллективные действия по контролю за поведением (включая «придуманные людьми» правила и «характеристики принуждения»), а другой стороне - реальное поведение, соблюдающее установленные правила.

Только принимая во внимание реальное поведение и меру подчинения установленным  правилам возможно оценить действующие в обществе институты.

Таким образом, если мы хотим понять и объяснить институты, необходимо показать, каким образом они возникают из социального взаимодействия.

 

Список используемой литературы

1. Аузан А.А. Институциональная экономика Учебник / А.А.Аузан - М.: Инфра-М. 2009. - 415 с.

2. Вольчик В.В.Курс лекций по институциональной экономике Ростов / В.В.Вольчик. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 2008. - 80 с.

3. Кузьминов Я.И. Курс институциональной  экономики: Институты, сети, трансакционные издержки и контракты / Я.И.Кузьминов, К.А.Бендукидзе, М.М.Юдкевич. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. - 442 с.

4. Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Институциональная экономика: Учеб.-метод. пособие. – М.: ГУ-ВШЭ, 2000.– Ч. 1. – С. 56–58.

5. Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 43–45.

6. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. – СПб.: Лениздат; CEV Press, 1996. – С. 688.

Информация о работе Понятие и сущность институтов