Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 14:04, реферат
Традиционная система. Традиции, передающиеся от поколения к поколению, определяют, какие товары и услуги, как и для кого производить. Перечень благ, технологии производства и распределение базируются на обычаях, освященных временем. Экономические потребности индивидуумов определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Технический прогресс проникает в эти системы с большими трудностями, так как он вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя.
Введение
1. Понятие и структура экономической системы
2. Типы экономических систем
3. Общая характеристика рыночного хозяйства
Заключение
Список используемой литературы
3. государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно - распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.
Полное
В странах с командно-
Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными целями и критериями, на основе централизованного планирования.
Значительная часть
ресурсов в соответствии с господствующими
идеологическими установками
Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредствам повсеместно применяемой тарифной системы и посредством централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда
Отличительной особенностью распределения продукции в командно-административной системе являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты.
Рыночная система пришла на смену традиционной и командно-административной системам.
Основу этой системы составляют:
1) право частной собственности;
2)
частная хозяйственная
3)
рыночная организация
Право частной собственности - это признаваемое и защищаемое законом право отдельного человека владеть, пользоваться и распоряжаться определенным видом и объемом ограниченных ресурсов (например, участком земли, месторождением угля или фабрикой), а значит, и получать от этого доходы.
Поначалу право
частной собственности
Частная хозяйственная инициатива - это право каждого владельца производственных ресурсов самостоятельно решать, каким образом и в какой мере их использовать для получения дохода. При этом благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке ресурс, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, собственноручно изготовленные изделия, собственный земельный участок, продукцию своей фабрики или умение организовывать коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в борьбе за деньги покупателей и открывает себе дорогу к росту благосостояния.
И, наконец, собственно рынки, то есть определенным образом организованная деятельность по обмену товарами.
Рыночная система имеет свои достоинства и недостатки.
Достоинства:
1.
Конкурентная рыночная система
направляет ресурсы в
2.
Диктует применение наиболее
эффективных методов
3.
Способствует разработке и
4.
Делает ставку на роль личной
свободы, т.е. рыночная
Недостатки:
1. Угасание конкуренции. Критики полагают, что существует два основных источника ослабления конкуренции:
В результате, по мере ослабления конкуренции подрывается также суверенитет потребителя, рыночная система теряет свою способность распределять ресурсы в точном соответствии с желаниями потребителей.
2. Неравное распределение дохода.
Смешанная система. Если говорить о командно-административной или рыночной экономической системе, то в чистом виде их можно найти только на страницах научных трудов. Реальная жизнь, напротив, всегда представляет собой смесь элементов различных экономических систем.
Современная экономическая
В такой экономической системе основой является частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах (Франция, Германия, Великобритания и др.) существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству (например, немецкая авиакомпания «Люфтганза»), но которые:
а) не получают от государства планов;
б) работают по рыночным законам;
в) вынуждены на равных условиях конкурировать с частными фирмами.
В этих странах главные
экономические вопросы в
3.
Общая характеристика
рыночного хозяйства
Рынок – это взаимодействие независимых продавцов и покупателей.
Сущность рынка наиболее полно проявляется в его элементах.
Первым элементом рыночной экономики выступают производители и потребители. Одни производят товар, другие – потребляют его. Они формируют спрос и предложение. Спрос выступает на рынке в виде потребности, обеспеченной деньгами. Предложение – это результат применения наиболее экономных методов производства и эффективного использования ресурсов при производстве пользующихся спросом товаров. Спрос и предложение обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.
Вторым элементом рыночной экономики выступают цены. Цены складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры.
Третий важнейший элемент рыночного механизма – конкуренция. Это соперничество с точки зрения фирм и расщепление экономической власти с точки зрения общества. Адам Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цена, норма прибыли, процент и т.д.
Существуют следующие виды конкуренции:
Республики Казахстан «О недобросовестной конкуренции» к ней относят любые действия физического, юридического лица или государственного органа, препятствующие конкуренции. Это могут быть такие действия, как горизонтальные слияния, сговоры, разглашение коммерческой тайны, копирование чужого товарного знака, распространение недостоверных сведений о продавце и его товарах и т.д.
К
несовершенной конкуренции
А. Чистая монополия – ситуация, когда имеют место один продавец, диктующий цену товара, товар уникальный (не имеющий заменителей), есть барьеры для вступления в отрасль новых фирм. Чистые монополии сейчас существуют, в-основном, в виде естественных монополий. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О естественных монополиях» - это сферы отдельных видов коммунальных услуг (электро-, водо- и теплоснабжение), услуги городской телефонной связи (компания АО «Казахтелеком»), услуги почты (АО «Казпочта»), портов и аэропортов, железной дороги (АО «КазахстанТеміржолы»), магистральные газо- и нефтепроводы.
Б. Олигополия. Эта рыночная структура имеет место, когда несколько крупных, взаимозависимых продавцов, используя различные способы ценообразования, продают однородный или неоднородный (дифференцированный, т.е. имеющий разновидности), товар, есть барьеры. Это, как правило, рынки тяжелых отраслей, а также табачных изделий, бытовой техники.
В. Монополистическая конкуренция. Для монополистической конкуренции характерны наличие множества мелких независимых продавцов; разнородный товар; нет барьеров для вступления в отрасль новых фирм. В этой отрасли используют неценовую конкуренцию. Принято относить к таким рынкам отрасли потребительских товаров и услуг.
Кроме этого, неотъемлемым элементом рыночной экономики является рыночная инфраструктура. Рыночная инфраструктура - это институты, способствующие эффективному функционированию рынка, снижению трансакционных издержек. Рынок требует создания и функционирования товарных бирж, структур оптовой и розничной торговли, банковской системы, страховых организаций.
Виды рынков.
В зависимости от различных критериев рынки можно разделить:
1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений: рынки товаров и услуг, рынки ресурсов;
2)
по товарным группам: рынки
продовольственных и
3) по территориальному признаку: местные (локальные), территориальные (областные), национальные (республиканские) и мировые (международные) рынки;
4)
по степени ограничения
Информация о работе Понятие и структура экономической системы