Понятие и структура экономической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 14:04, реферат

Описание работы

Традиционная система. Традиции, передающиеся от поколения к поколению, определяют, какие товары и услуги, как и для кого производить. Перечень благ, технологии производства и распределение базируются на обычаях, освященных временем. Экономические потребности индивидуумов определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Технический прогресс проникает в эти системы с большими трудностями, так как он вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя.

Содержание

Введение
1. Понятие и структура экономической системы
2. Типы экономических систем
3. Общая характеристика рыночного хозяйства
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Экономические системы.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

         3.  государственный  аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно - распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

         Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим  масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок  техники и технологии.  Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

         В странах с командно-административной системой решение общеэкономических  задач имело свои специфические  особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

         Централизованное  распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с  заранее выбранными целями и критериями, на основе централизованного планирования.

         Значительная часть  ресурсов в соответствии с господствующими  идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

         Распределение созданной  продукции между участниками  производства жестко регламентировалось центральными органами посредствам повсеместно применяемой тарифной системы и посредством централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда

         Отличительной особенностью распределения продукции в командно-административной системе  являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты.

   Рыночная  система пришла на смену традиционной  и командно-административной системам.

   Основу  этой системы составляют:

   1) право частной собственности;

   2) частная хозяйственная инициатива;

   3) рыночная организация распределения  ограниченных ресурсов общества.

         Право частной собственности - это признаваемое и защищаемое законом право отдельного человека владеть, пользоваться и распоряжаться определенным видом и объемом ограниченных ресурсов (например, участком земли, месторождением угля или фабрикой), а значит, и получать от этого доходы.

         Поначалу право  частной собственности защищалось лишь силой оружия, а собственниками были только короли и феодалы. Но затем, пройдя долгий путь войн и революций, человечество создало цивилизацию, в которой стать частным собственником смог каждый гражданин, если его доходы позволяли приобрести собственность.

         Частная хозяйственная инициатива - это право каждого владельца производственных ресурсов самостоятельно решать, каким образом и в какой мере их использовать для получения дохода. При этом благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке ресурс, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, собственноручно изготовленные изделия, собственный земельный участок, продукцию своей фабрики или умение организовывать коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в борьбе за деньги покупателей и открывает себе дорогу к росту благосостояния.

         И, наконец, собственно рынки, то есть определенным образом  организованная деятельность по обмену товарами.

         Рыночная система имеет свои достоинства и недостатки.

         Достоинства:

   1. Конкурентная рыночная система  направляет ресурсы в производство  тех товаров и услуг, в которых  общество  больше всего нуждается.

   2. Диктует применение наиболее  эффективных методов комбинирования  ресурсов для производства.

   3. Способствует разработке и внедрению  новых, более эффективных технологий  производства.

   4. Делает ставку на роль личной  свободы, т.е. рыночная система  координирует экономическую деятельность  без принуждения, предоставляет  свободу предпринимательства и выбора.

         Недостатки:

   1. Угасание конкуренции. Критики  полагают, что существует два  основных источника ослабления  конкуренции:

    • критика больше всего досаждает индивидуальному производителю своей безжалостной действительностью;
    • сам технический прогресс, который рыночная система поощряет, способствует упадку конкуренции.

         В результате, по мере ослабления конкуренции подрывается  также суверенитет потребителя, рыночная система теряет свою способность  распределять ресурсы в точном соответствии с желаниями потребителей.

   2. Неравное распределение дохода.

   Смешанная система. Если говорить о командно-административной или рыночной экономической системе, то в чистом виде их можно найти только на страницах научных трудов. Реальная жизнь, напротив, всегда представляет собой смесь элементов различных экономических систем.

         Современная экономическая система  большинства развитых стран мира  носит именно смешанный характер. Смешанной экономической системой  мы можем назвать такую систему,  в которой перемешиваются  свойства всех трёх вышеперечисленных систем в приблизительно равных пропорциях.

         В такой экономической  системе основой является частная  собственность на экономические  ресурсы, хотя в некоторых странах (Франция, Германия, Великобритания и  др.) существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству (например, немецкая авиакомпания «Люфтганза»), но которые:

   а) не получают от государства планов;

   б) работают по рыночным законам;

   в) вынуждены на равных условиях конкурировать  с частными фирмами.

         В этих странах главные  экономические вопросы в основном решаются рынками. Они же и распределяют преобладающую часть экономических  ресурсов. Вместе с тем часть этих ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов в целях компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов.

           

   3. Общая характеристика  рыночного хозяйства 

   Рынок – это взаимодействие независимых  продавцов и покупателей.

   Сущность рынка наиболее полно проявляется в его элементах.

   Первым  элементом рыночной экономики выступают  производители и потребители. Одни производят товар, другие – потребляют его. Они формируют спрос и  предложение. Спрос выступает на рынке в виде потребности, обеспеченной деньгами. Предложение – это результат применения наиболее экономных методов производства и эффективного использования ресурсов при производстве пользующихся спросом товаров. Спрос и предложение обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.

   Вторым  элементом рыночной экономики выступают  цены. Цены складываются в результате спроса и предложения, соотношение  которых колеблется в зависимости  от действующей конъюнктуры.

   Третий  важнейший элемент рыночного  механизма – конкуренция. Это соперничество с точки зрения фирм и расщепление экономической власти с точки зрения общества. Адам Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цена, норма прибыли, процент и т.д.

   Существуют  следующие виды конкуренции:

  1. Честная и недобросовестная конкуренция. В соответствии с Законом

   Республики  Казахстан «О недобросовестной конкуренции» к ней относят любые действия физического, юридического лица или  государственного органа, препятствующие конкуренции. Это могут быть такие  действия, как горизонтальные слияния, сговоры, разглашение коммерческой тайны, копирование чужого товарного знака, распространение недостоверных сведений о продавце и его товарах и т.д.

  1. Ценовая и неценовая конкуренция. При ценовой конкуренции соперники поэтапно снижают цену, чтобы расширить рынки сбыта. При неценовой конкуренции конкурируют качеством, дополнительным обслуживанием, товарным знаком.
  2. Совершенная (чистая) и несовершенная конкуренция. Для совершенной конкуренции характерны наличие множества мелких независимых продавцов; однородный (стандартный) товар, т.е. товар, не имеющий разновидности; одна фирма принимает рыночную цену; нет барьеров для вступления в отрасль новых фирм; совершенная информация. Принято относить к таким рынкам отрасли сельского хозяйства, фондовые и валютные рынки.

   К несовершенной конкуренции относятся:

   А. Чистая монополия – ситуация, когда  имеют место один продавец, диктующий  цену товара, товар уникальный (не имеющий  заменителей), есть барьеры для вступления в отрасль новых фирм. Чистые монополии сейчас существуют, в-основном, в виде естественных монополий. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О естественных монополиях» - это сферы отдельных видов коммунальных услуг (электро-, водо- и теплоснабжение), услуги городской телефонной связи (компания АО «Казахтелеком»), услуги почты (АО «Казпочта»), портов и аэропортов, железной дороги (АО «КазахстанТеміржолы»), магистральные газо- и нефтепроводы.

   Б. Олигополия. Эта рыночная структура  имеет место, когда несколько  крупных, взаимозависимых продавцов, используя различные способы ценообразования, продают однородный или неоднородный (дифференцированный, т.е. имеющий разновидности), товар, есть барьеры. Это, как правило, рынки тяжелых отраслей, а также табачных изделий, бытовой техники.

   В. Монополистическая конкуренция. Для  монополистической конкуренции  характерны наличие множества мелких независимых продавцов; разнородный  товар; нет барьеров для вступления в отрасль новых фирм. В этой отрасли используют неценовую конкуренцию. Принято относить к таким рынкам отрасли потребительских товаров и услуг.

   Кроме этого, неотъемлемым элементом рыночной экономики является рыночная инфраструктура. Рыночная инфраструктура - это институты, способствующие эффективному функционированию рынка, снижению трансакционных издержек. Рынок требует создания и функционирования товарных бирж, структур оптовой и розничной торговли, банковской системы, страховых организаций.

   Виды  рынков.

   В зависимости от различных критериев  рынки можно разделить:

   1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений: рынки товаров и услуг, рынки ресурсов;

   2) по товарным группам: рынки  продовольственных и непродовольственных  товаров, рынки услуг;

   3) по территориальному признаку: местные  (локальные), территориальные (областные), национальные (республиканские) и мировые (международные) рынки;

   4) по степени ограничения конкуренции  монопольный, олигопольный, межотраслевой;

Информация о работе Понятие и структура экономической системы