Понятие и классификация рисков в транспортной логистике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 13:47, реферат

Описание работы

Для более полной характеристики определения «риск» целесообразно выявить понятие «ситуация риска», поскольку оно непосредственно сопряжено с содержанием термина «риск».
Понятие «ситуация» можно определить как сочетание, совокупность различных обстоятельств и условий, создающих определенную обстановку для того или иного вида деятельности.

Работа содержит 1 файл

Глава 1.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

     Кроме этого, следует различать валютный риск для импортера и риск для  экспортера. Риск для экспортера —  это падение курса иностранной  валюты с момента получения или подтверждения заказа до получения платежа и во время переговоров. Риск для импортера — это повышение курса валюты в отрезок времени между датой подтверждения заказа и днем платежа.

     Таким образом, при заключении контрактов необходимо учитывать возможные изменения валютных курсов. Одним из важнейших видов рисков деятельности предпринимательской фирмы в условиях рыночной экономики является кредитный риск. Кредитный риск связан с возможностью невыполнения предпринимательской фирмой своих финансовых обязательств перед инвестором в результате использования для финансирования деятельности фирмы внешнего займа.

     6. Отраслевой риск

     Отраслевой  риск — это вероятность потерь в результате изменений в экономическом  состоянии отрасли и степенью этих изменений как внутри отрасли, так и по сравнению с другими отраслями. При анализе отраслевого риска необходимо учитывать следующие факторы:

  • деятельность фирм данной отрасли, а также смежных отраслей за определенный (выбранный) период времени;
  • насколько деятельность фирм данной отрасли устойчива по сравнению с экономикой страны в целом;
  • каковы результаты деятельности различных предпринимательских фирм внутри одной и той же отрасли, имеется ли значительное расхождение в результатах.

     Об  уровне внутриотраслевой конкуренции можно судить по следующей информации:

  • степень ценовой и неценовой конкуренции;
  • легкость или сложность вхождения организации в отрасль;
  • наличие или недостаток близких и конкурентоспособных по цене заменителей;
  • рыночная способность покупателей;
  • рыночная способность поставщиков;
  • политическое и социальное окружение.

     Однако  перечисленные условия, в которых  функционирует отрасль, подвержены неожиданным, иногда резким изменениям. Поэтому предпринимательским фирмам необходимо постоянно учитывать отраслевой риск при любых видах деятельности.

     7. Инновационный риск

     Инновационный риск особенно важен в современной  предпринимательской деятельности, которая находится на этапе увеличения капиталов, используемых как для  производства существующих товаров и услуг, так и для создания новых, ранее непроизводимых.

     Инновационный риск — это вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской  фирмой средств в производство новых  товаров и услуг, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке. Инновационный риск возникает в следующих ситуациях:

  • при внедрении более дешевого метода производства товара или услуги по сравнению с уже использующимися. Подобные инвестиции будут приносить предпринимательской фирме временную сверхприбыль до тех пор, пока она является единственным обладателем данной технологии. В данной ситуации фирма сталкивается лишь с одним видом риска — возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар;
  • при создании нового товара или услуги на старом оборудовании. В этом случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия качества товара или услуги в связи с использованием старого оборудования;
  • при производстве нового товара или услуги при помощи новой техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает в себя: риск того, что новый товар или услуга может не найти покупателя; риск несоответствия нового оборудования и технологии необходимым требованиям для производства нового товара или услуги; риск невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не подходит для производства иной продукции, в случае неудачи.

     В литературе по теории бизнеса часто  можно встретиться с терминами  «высокий риск» и «слабый риск». В данном случае речь идет о различных  уровнях риска. Уровень риска зависит от отношения масштаба ожидаемых потерь к объему имущества предпринимательской фирмы, а также от вероятности наступления этих потерь.  

    1. Классификация рисков в транспортной логистике

     В логистике выделяют определенные виды рисков3.

     1.  Риски, подразумевающие возмещение убытков, связанных с потерей или повреждением застрахованного имущества вследствие захвата, ареста, любых военных действий, подрыва бомбы, народных волнений, вооруженных действий злоумышленников.

     2.  Риски, связанные с противоправными действиями с точки зрения норм международного права.

     3. Риски гражданской ответственности. К данной группе относятся риски, связанные с законными претензиями физических и юридических лиц в связи с причинением вреда,

     вызванным источником повышенной опасности (на автомобильном, железнодорожном, воздушном и морском транспорте, ряде химических производств и др.). В этом случае страхуется гражданская ответственность перед третьими лицами.

     4. Объективные риски, т.е. не зависящие от воли страхователя (как то: стихийные бедствия, землетрясения, наводнения и т.п.).

     5.  Риски универсальные, включаемые в объем ответственности страховщика по большинству договоров, например страхование от несчастных случаев и болезней, кражи имущества и т.п.

     6.  Риски технические, связанные с осуществлением страхования, имеют универсальный характер, т.е. защищают объект от множества причин ущерба. Технические риски могут нанести ущерб имуществу, жизни и здоровью людей и финансовым интересам предприятия вследствие перерыва в производстве и сверхнормативных затрат. Подразделяются по видовому составу основных и оборотных фондов, в которых они проявляются:

     1)   промышленные риски;

     2)   строительные (строительно-монтажные) риски;

     3)   электротехнические риски и т.д.

     7.    Транспортные риски подразумевают страхование средств воздушного, наземного, железнодорожного и водного транспорта, страхование каско, грузов, ответственности.

     8.  Специальные риски подразумевают страхование перевозок особо ценных грузов. Содержание специальных рисков оговаривается в особых условиях договора страхования и может быть включено в объем ответственности страховщика.

     9.  Экологические риски, связанные с загрязнением окружающей среды.

     10. Аномальные риски. К данной группе рисков относятся те, которые не позволяют отнести соответствующие объекты к тем или иным видам страхования.

     11. Катастрофические  риски — те которые могут при их наступлении принести значительный ущерб страхователю, и в особо крупных размерах. Немецким ученым Р. Май-ером было разработано следующее разделение катастрофических рисков:

     1)   эндемические риски. Они происходят под воздействием метеорологических факторов и условий;

     2)   риски, которые происходят под воздействием качества земли;

     3)   риски, которые связаны с преобразующей деятельностью человека в процессе присвоения материальных благ. Последняя группа рисков может быть поделена на риски в результате:

     а)    войны, гражданских волнения, революции;

     б)    взрывов;

     в)    падения воздушного судна;

     г)    отравления чем-либо.

     12. Финансовые риски. Страхование финансовых рисков представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации потери доходов (дополнительных расходов) лица, о страховании которого заключен договор (застрахованного лица), вызванных следующими событиями:

     1)   остановкой производства или сокращением объема производства в результате оговоренных событий;

     2)   потерей работы (для физических лиц);

     3)   банкротством;

     4)   непредвиденными расходами;

     5)   неисполнением (ненадлежащим исполнением) договорных обязательств контрагентом застрахованного лица, являющегося кредитором по сделке;

     6)   судебными расходами (издержками), понесенными застрахованным лицом;

     7)   иными событиями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Понятие и классификация рисков в транспортной логистике