Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:27, контрольная работа
Как показывает история экономической науки, классификация экономических систем может производиться на основе различных критериев. В основе этой множественности лежит объективное многообразие свойств экономических систем. В современных курсах по экономической теории обычно выделяют рыночную, традиционную, административно-командную и смешанную экономику. Лучше всего изучена рыночная экономика, которая характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.
Границами, отделяющими экономические системы друг от друга, являются промышленная и научно-техническая революции. Внутри каждой из этих систем возможна более подробная типология, что позволяет наметить пути для синтеза формационного и цивилизационного подходов.
Таким образом, поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.
Целью этой работы является классификация и анализ национальных хозяйственных систем и их моделей. Работа состоит из введения, четырех вопросов, заключения и списка использованной литературы.
Введение_______________________________________________________2
1.Понятие и классификация национальных хозяйственных систем_____3-4
2.Модели национальных хозяйственных систем:
европейская, американская, японская__________________________5-7
3.Государственное регулирование как атрибут современного функционирования экономики___________________________________8-9 4.Основные черты белорусской модели хозяйствования___________ 10-12
Заключение__________________________________________________ 13
Список использованных источников______________________________ 14
Трудовые отношения до сих пор складываются с принятием во внимание многовековых традиций. Так, например, в Японии популярен принцип пожизненного найма, когда работник, придя в какую-либо компанию, остается в ней до выхода на пенсию. Уровень заработной платы варьируется в зависимости от стажа, причем быстрее всего он растет при достижении работником среднего возраста. Рабочий день японцев существенно длиннее, чем в Европе или США и составляет около 60 часов в неделю. Налоговая система построена таким образом, что позволяет держать уровень заработной платы примерно одинаковым для представителей разных социальных групп.[2,C.158]
3.Государственное
регулирование как атрибут
Государственное управление и регулирование есть система, включающая разнородные элементы: цели, методы, инструменты и т.д. Чем удачнее сочетание разных элементов системы, а также чем раньше она и ее структура соответствует сложившейся экономической сфере, тем эффективнее решаются социально-экономические проблемы, неподвластные рынку.[4,C.144]
Государство в рыночной экономике обеспечивает благополучие нации в целом, охрану ее интересов, стабильность и укрепление экономического строя внутри страны и за рубежом. Этим и определяются цель государственного регулирования экономики и роль государства в рыночной экономике. Государственное регулирование является объективной необходимостью в условиях современной рыночной экономики.
Однако масштабы государственного регулирования рыночной экономики, глубина его проникновения в социально-экономические процессы имеют определенные границы, обусловленные, с одной стороны, интересами собственников и с другой – возможностями самого государства. Совпадение интересов государства с интересами собственников позволяет существенно расширить границы государственного регулирования, и наоборот, если они расходятся, эти границы сужаются.[3,C.125]
Опыт зарубежных стран подтверждает, что чем острее экономическая ситуация в стране, тем выше роль прямых административных методов в государственном управлении экономикой, чем стабильнее положение, тем выше роль рыночных методов и косвенных регуляторов (налоги, кредит, цены и др.). Роль государственного управления и регулирования связана с тем, что сами по себе рыночные методы могут привести к противоречиям и диспропорциям во вред воспроизводственным процессам. При всех обстоятельствах, как бы ни менялась на разных этапах роль государственного вмешательства, она не должна выходить за определенные рамки. Установление пределов этих ограничений является актуальной практической и теоретической задачей.
Помимо развития рыночного хозяйствования, обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась потребность в значительных инвестициях малорентабельных или нерентабельных, с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; создание инфраструктуры (транспортной, информационной) и логистики как таковой, внедрение единых мировых стандартов качества, внедрение современных технологий создания конкурентоспособной продукции (CALS-технологии и др.), создание глобальных рынков капитала, технологий, труда.
Объективная возможность проводить государственное регулирование экономики (ГРЭ) появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрация производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в реальность, заключается в нарастании проблем по совершенствованию механизма самоподдерживаемого технического и экономического прогресса. Поэтому в современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.[4,C.152]
Наиболее развитый и эффективный механизм регулирования сложился в развитых странах Европы, Америки, ряде быстро развивающихся стран Азии.
Особенно важна роль ГРЭ в развивающихся странах, создающих независимую экономику.
Масштабы государственного регулирования рыночной экономики имеют определенные границы, обусловленные, с одной стороны, интересами собственников и с другой – возможностями самого государства. Совпадение интересов государства с интересами собственников позволяет существенно расширить границы государственного регулирования, и наоборот, если они расходятся, эти границы сужаются. Невмешательство государства в экономику иногда может принести больше пользы, чем строгое регулирование. Оно не может учитывать все особенности развития страны, а это негативно отражается на экономике. Поэтому предоставление свобод предпринимателям очень существенно.
4.Основные черты белорусской модели хозяйствования.
Белорусская модель развития
формируется в течение
Общность определяется прежде всего едиными для всех стран цивилизационными целями и факторами (включая науку, образование, культуру, технику, экономику) и направленностью изменений следующих структурных компонентов, базовых блоков экономической системы:
- политическим устройством
государства (ростом
- отношениями (правами) собственности (укреплением института частной собственности, плюрализма форм собственности);
- типичным поведением
экономических субъектов (
- ролью государства
в экономике (усилением регулир
- характером управления
(регулирования)
- характером внутреннего
рынка (укреплением рынка "
- социальным фактором (степенью защиты принципов социальной справедливости и стабильности, различной в разных странах, но более высокой в социальном рыночном хозяйстве). [ 5,C.78 ]
В основу построения социальной рыночной экономики Беларуси положены такие общепризнанные подходы, как: создание правовых гарантий личных прав и свобод граждан, обеспечение приоритетного стремления человека к приумножению личного благосостояния своим трудом; создание системы сильной социальной защиты; обеспечение свобод предпринимательства и либерализация всех различных сфер экономической деятельности в рамках, не противоречащих устойчивому развитию; развитие конкурентной среды и противодействие недобросовестной деятельности на рынке; равное и единое отношение ко всем формам собственности; создание равных благоприятных условий жизнедеятельности населения на всей территории страны; содействие международному разделению труда и поддержке продвижения белорусских товаров и услуг на мировой рынок; рациональное вмешательство государства в экономические процессы – применение методов прямого государственного регулирования только в тех сферах, где рыночная саморегуляция неэффективна или рыночные критерии принципиально неприемлемы; развитие финансовой и кредитно-денежной системы в направлении максимального обеспечения ей роста социально-экономической эффективности народного хозяйства; создание механизмов ускоренного научно-технического развития страны и привлечения внешних и внутренних инвестиций; проведение глубокой коммерциализации и реструктуризации предприятий; обеспечение экономической безопасности страны путем последовательного создания системы защиты национальных экономических интересов. [ 5,C.112 ]
Развитие идеи социальной ориентации белорусской экономики получило в НСУР – 2005 и в НСУР – 2010. В ней увязывается достижение целей устойчивого развития с необходимостью решения экологических проблем в Беларуси, что обусловлено тем, что к началу экономических реформ экономика Беларуси оказалась с деформированной производственной структурой, изношенными основными фондами и экологически вредными технологиями. Негативное воздействие производства на окружающую среду в Беларуси оказалось намного выше, чем в технологически развитых странах, что сказалось на качестве жизни населения и будет сказываться в дальнейшем.
Этот документ содержит постановку проблем и определяет цели и приоритеты долгосрочного социально-экономического развития, потенциал и средства их реализации, дает научно-обоснованные рекомендации правительству, неправительственным структурам, общественным организациям, которые должны их учитывать при принятии и реализации решений. Наиболее важной идеей НСУР – 2010 является признание социально ориентированной модели рыночной экономики в качестве системного условия устойчивого развития. В данном документе особенно глубоко и разносторонне раскрыта роль государства в социально ориентированной рыночной экономике. [ 5,C.148 ]
Перед государственными органами управления ставятся такие крупные цели, как обеспечение роста благосостояния народа, финансовой стабилизации, высокой занятости, благоприятности для жизни окружающей среды. При этом указывается, что в условиях переходного периода к рынку роль государства не снижается. Для обеспечения устойчивого развития страны свое функционирование государство должно направлять на слежение за социальными, экологическими и экономическими индикаторами, на смягчение возникающих негативных явлений и процессов, на содействие экономическому и социальному развитию в целях обеспечения потребностей нынешних и будущих поколений населения Беларуси при обязательном учете интересов других государств.
Выбор модели – это не заимствование зарубежного опыта, а стратегическое решение, основанное на учете специфических особенностей Беларуси, ее истории, национального характера и менталитета народа, истории государства и общества, традиций хозяйствования и, конечно, опыта развитых рыночных стран. Ключевую роль в выборе сыграли следующие факторы:
- длительная принадлежность
к социалистической системе
- историческая вера
в необходимость сильного
- традиционная сдержанность, терпеливость, осмотрительность народа Беларуси обусловили взвешенный подход к рыночным реформам, выбор эволюционного (а не "шокового") пути преобразований;
- неприятие народом
ложных ценностей определило
отказ от массовой
Социально ориентированная
модель рыночной экономики требует
последовательного
Заключение
Смешанная
экономика является наиболее
эффективной и совершенной
Одним из
главных ее достоинств
Информация о работе Понятие и классификация национальных хозяйственных систем