Понятие и классификация международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 23:06, лекция

Описание работы

Деятельность, имеющая своей целью посредничество между производителями и потребителями при взаимном обмене экономическими благами, носит с экономической точки зрения название торговли. Когда посредничество имеет место между отечественными производителями и иностранными потребителями, или наоборот, — торговля становится внешней (иначе — международной).

Работа содержит 1 файл

т 1 понят межд торгов.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

   Лекция 1. Понятие и классификация  международной торговли

     ( Международная торговля в системе  мирохозяйственных связей – по умк)

 

   1.1. Сущность международной  торговли  
 

   Деятельность, имеющая своей целью посредничество между производителями и потребителями  при взаимном обмене экономическими благами, носит с экономической точки зрения название торговли. Когда посредничество имеет место между отечественными производителями и иностранными потребителями, или наоборот, — торговля становится внешней (иначе — международной).

   Любая предпринимательская, коммерческая, банковская — торговая деятельность — это деятельность, связанная с извлечением торговой прибыли, включая и производство, ориентированное на торговлю. Показательно, что, к примеру, в английском, французском, немецком и иных языках понятие торговля (trade, commerce, der Kommerz) шире, чем обычно понимается в русском языке, включает в себя, кроме торговли в узком смысле (купля-продажа), также и занятия ремеслом, любой иной коммерческого характера деятельностью, в т.ч. и производство. 

   Международная торговля представляет собой куплю-продажу  товаров, услуг, произведенных в  одной стране, покупателями других стран, возникает и развивается  на основе международного разделения труда, специализации отдельных стран на производстве определенной номенклатуры продукции. Международный товарообмен позволяет участвующим в нем странам повышать продуктивность своего производства, поскольку устраняет необходимость самостоятельно производить все потребляемые в них товары и услуги. Благодаря международной торговле страна может специализироваться в тех отраслях производства и сегментах рынка, где ее фирмы относительно более конкурентноспосо6ны, чем иностранные, и ввозить в страну те товары и услуги, по которым ее фирмы уступают зарубежным. 

   Предметом торговли могут быть самые разнообразные ценности, блага, в том числе: 1) материальные ценности, вещи, движимое и недвижимое имущество, т.е. товар в узком смысле слова;

   2) “невидимые” статьи торговли, в  частности услуги, труд;

   3) результаты интеллектуальной деятельности, права на интеллектуальную собственность, информацию;

   4) деньги и ценные бумаги, ибо  на практике и деньги (особенно  “валюта”) могут быть товаром,  ибо ими можно торговать; тем  более это относится к ценным  бумагам. Торговля и валютно-финансовые отношения трудноразделимы. 

   Отношения по торговле одного государства к другому и отношения каждого из них к подданным (гражданам) другого; а также взаимные отношения подданных (граждан) разных государств как частных лиц - есть международное торговое право.  

   Международная торговля — торговля через границы  между странами, обмен товарами и услугами. Разница между странами в их конкурентных преимуществах (или сравнительных преимуществах) при производстве различных продуктов приводит к международному разделению труда (расположение производства) и определяет поток экспорта и импорта между странами. Международная торговля может принести преимущества как в потреблении, так и в производстве. Она способствует повышению жизненного уровня и производственной эффективности. Международная торговля позволяет странам потреблять некоторые товары и услуги дешевле за счет импортирования, а также получить некоторые ресурсы и продукты из других стран, которые были бы недоступны другим способом, поскольку внутренние производители не в состоянии поставить их на рынок (например, редкое сырье или высокотехнологичный продукт). Международная торговля поощряет эффективность производства при помощи перераспределения ресурсов от тех регионов, которые лучше обслуживать при помощи импортирования в те отрасли промышленности, где страна имеет конкурентное преимущество по отношению к торговым партнерам. Вариации в конкурентном преимуществе разных стран отражаются в их различных структурах затрат (т.е. конкурентоспособной цены), а также в различном уровне квалификации (конкурентоспособность по дифференциации продукта). Они в свою очередь в большей мере определяются большими базовыми факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, капиталом) и степенью экономической зрелости (уровень дохода на душу населения, общие уровни издержек и цен, научная и техническая квалификация и т.д.). Наличие ресурсов и квалификации определяет выбор продуктов, которые страна сможет технически производить, в то время как относительные издержки, цена и дифференциация продукции определяет экономическую выгоду от производства продуктов, в которых она имеет относительное преимущество перед другими странами. 

   Наделенность  факторами производства, а следовательно  и конкурентные преимущества фиксированы. С течением времени конкурентные преимущества меняются. Это может случиться в ответ на некоторые виды влияния: 

   1) правительство страны приступает  к выполнению структурных программ, ведущих к перераспределению ресурсов. Например, страна, которая на первый взгляд имеет преимущество в поставке первичных продуктов, таких как хлопок или пшеница, может тем не менее отказаться от них или переместить акцент на индустриализацию и на установление конкурентного преимущества на произведенные товары, где добавленная стоимость всегда выше; 

   2) в ответ на движения капитала  на международном рынке и на  передачу технологий, а также в случае перераспределения производства транснациональными корпорациями. Например, Малайзия имеет конкурентное преимущество в производстве каучука после того, как британские предприниматели основали и инвестировали средства в каучуковые плантации. 

   Принимая  во внимание преимущества международной  торговли, нужно заметить, что оптимизация подобных преимуществ достигается в условиях свободной торговли (т.е. при отсутствии запретов и ограничений на торговлю, таких как тарифы и квоты). Эти взгляды разделяются международным сообществом после вступления в силу генерального соглашения по тарифам и торговле и формирования различных региональных блоков свободной торговли. На практике, однако, преимущества от международной торговли часто неравно распределяются между странами, и это неизбежно приводит к ситуации, когда национальные интересы ставятся выше международных обязанностей. 

   Мировая торговля представляет собой наиболее простую и очевидную форму реализации международного разделения труда. Каждая страна в соответствии с ее природно-географическими условиями и уровнем технико-экономического развития в большей или меньшей степени участвует в мировом обмене товарами и услугами. Ее участие в мировой торговле характеризуется двумя соотношениями: ввозом и вывозом товаров и услуг. 

   Вывоз из страны товаров и услуг и  их реализация на внешних рынках называется экспортом. Экспортная ориентация страны, равно как и объем экспортируемых ею товаров и услуг, предопределяются экономической эффективностью их вывоза, а также рением целого ряда внутренних экономических и социальных проблем. 

   Ввоз  товаров и услуг и их реализация на внутреннем рынке страны называется импортом. Круг импортируемых товаров и услуг определяется получением заметных преимуществ по сравнению с их внутренним производством. Экономия может быть связана как со сравнительными издержками, так и факторным дефицитом в данной стране при выпуске соответствующего товара. Кроме того, с помощью импорта быстро достигается насыщение спроса и удовлетворение потребностей в товарах и услугах, а также освобождение ресурсов, затрачиваемых на производство аналогичных благ. 

   Ввоз  товаров с целью не реализации их на внутреннем рынке, а вывоза в третьи страны называется реэкспортом. Это одна из форм извлечения выгод за счет “посредничества” или один из способов достижения определенной сбалансированности внешней торговли с несколькими странами-партнерами по внешнеэкономической деятельности. К реэкспорту прибегают и в тех случаях, когда хозяйствующие субъекты данной страны не могут выйти на внутренние рынки некоторых стран по тем или иным политическим, военно-стратегическим, экономическим причинам. В этом случае используются каналы внешнеэкономических связей партнеров из тех стран, с которыми существуют нормальные отношения. Реэкспорт может использоваться и для осуществления незаконных внешнеторговых операций. 

   Вся совокупность внешнеторговых операций по экспорту называется внешнеторговым балансом страны, в котором операции по экспорту относятся к активным статьям, а операции по импорту — к пассивным. Общая сумма экспорта и импорта образует внешнеторговый оборот страны. Разность между суммой экспорта и суммой импорта образует сальдо внешнеторгового оборота. Сальдо торгового баланса положительное, если экспорт больше импорта и, наоборот, отрицательное — при превышении импорта над экспортом. 

   Соотношение экспорта и импорта товаров и  услуг открытой экономики оказывает  существенное влияние на экономическую ситуацию в стране. Экспорт, как и потребление инвестиций, вызывает увеличение объема производства внутри страны. 

   В случае увеличения импорта произойдет переориентация части расходов с  потребления и инвестиций на импорт, т.е. услуги, произведенные в других странах. А это уже повлечет сокращение спроса на продукты отечественного производства, свертывание рабочих мест, сокращение доходов.  
 

   1.2. Показатели открытости  национальной экономики  

   Для характеристики степени участия той или иной страны в системе международных экономических связей или степени открытости национальной экономики используется целый ряд показателей. Среди них выделяют экспортную (Кэксп.) и импортную (Кимп.) квоты, удельный вес стоимости экспорта (импорта) в стоимости ВВП (ВНП):

   

   где Qэксп., Qимп. — стоимость соответственно экспорта и импорта. 

   Другим  показателем является объем экспорта, приходящийся на душу населения (Qэксп../ д.н.):

   

   где Чн — численность населения страны. 

   Экспортный  потенциал страны оценивается той долей произведенной продукции, которую может продать страна на мировом рынке без ущерба для собственной экономики, внутреннего потребления:

   

   

   где Эп — экспортный потенциал (коэффициент имеет только положительные значения, нулевое значение указывает на границу экспортного потенциала);

   Дд.н. — предельно допустимый доход на душу населения. 

   Другим  показателем является соотношение доли страны в мировом производстве ВВП (ВНП) и ее доли в мировой торговле. Данный показатель позволяет сопоставить вклад страны в мировое производство благ и ее интегрированность в мировую торговлю. Подобного рода расчеты могут проводиться и в отношении отдельных отраслей производства с учетом их участия в международном обмене. Однако, обращаясь к данному показателю, необходимо быть осторожными в оценках. Крупные страны обладают огромным внутренним рынком и поэтому, как правило, несмотря на значительные абсолютные объемы экспорта, их доля в мировой торговле может быть не столь значительна. Еще в большей степени это верно в отношении доли экспорта в ВВП (ВНП). Напротив, небольшие и средние страны, для которых внешние рынки являются неотъемлемым атрибутом налаживания крупномасштабного производства, как правило, “проигрывают” по доле в мировом производстве и “выигрывают” по доле своего участия в мировой торговле. У таких стран и наиболее высокие показатели доли экспорта в ВВП (ВНП). 

     Э = СИ - СЭ ;

     где: Э - эффект от внешней торговли, 

     СИ - стоимость импортных товаров, если бы они производились внутри страны; 

     СЭ - национальная стоимость экспортируемых товаров.

     Стоимость СИ приобретается в обмен на стоимость СЭ. Если она выше ее, то страна получает дополнительную стоимость в размере Э (экономит общественный труд на данную величину).

Информация о работе Понятие и классификация международной торговли