Понятие и формы внешнеэкономических связей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 08:11, реферат

Описание работы

Цель данной работы: всестороннее изучение и характеристика внешнеэкономических связей: их сущность и классификация, а также формы внешнеэкономических связей.

Работа содержит 1 файл

реферат ВЭД.docx

— 36.11 Кб (Скачать)

     Одной из форм внешнеэкономического сотрудничества между странами является лизинг, т.е. долгосрочная аренда машин и оборудования. Преимущество лизинга как формы  предоставления во временное пользование  определенных видов машин и оборудования заключается в том, что позволяет  арендатору получать необходимые ему  технические средства до выплаты  полной стоимости, избегать расходов на ремонт и в условиях растущих темпов морального износа осуществлять замену арендованного оборудования на новое.

     В создавшихся условиях лизинг является выгодной формой сбыта для изготовителя и финансирования капитальных вложений. Лизинг можно назвать «движущей  силой» современного бизнеса, так как  он способствует более быстрому обороту  орудий труда и, таким образом, обеспечивает успех предприятия.

     Важное  место в развитии экономики и  внешнеэкономических связей занимает формирование банковской системы и  кредитования. Развитые страны устанавливают тесные контакты с основными международными финансовыми институтами - Международным валютным фондом, Мировым банком, Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР).

     Новым направлением в развитии внешнеэкономических  связей является сотрудничество в области  информационных услуг.

     Важную  роль во внешнеэкономических связях играет торговля. Одной из главных  задач во внешнеторговых отношениях является расширение торговых отношений  и совершенствование структуры  внешнеторгового товарооборота  между странами.

     Приграничная  торговля является одной из традиционных форм региональных экономических связей, основывающихся на сбалансированном товарообмене продукцией приграничных регионов соседних стран. Место и роль приграничной и прибрежной торговли в системе  внешнеэкономических связей страны определяются социальными, политическими  и экономическими задачами. При всей важности экономических стимулов развития приграничной торговли, ее приоритетной функцией является содействие в решении  социально-экономических задач регионального  развития. Необходимо учитывать и  общегосударственные политические задачи этой торговли. Ее ориентация на соседние государства, на определенную часть делового мира призвана способствовать налаживанию и поддержанию дружеских  отношений между народами близлежащих  стран.  
 

     2. Механизм регулирования  внешнеэкономических связей.

 

     Механизм  регулирования внешнеэкономических связей представляет собой определенную систему принципов, инструментов и методов управления отношениями, в которые вступают субъекты внешнеэкономической деятельности. Эта система включает три основных блока: принципы управления; совокупность конкретных методов и инструментов регулирования; институционно-правовые структуры.

     Принципы  управления внешнеэкономическими связями  характеризуют подход к международным  экономическим отношениям. Различают  два главных принципа международного сотрудничества, которые определяют характер и формы регулирования  внешнеэкономических связей: протекционизм  и свобода торговли.

     Протекционизм - это защита внутреннего рынка  от иностранной конкуренции. Проводится через высокие ставки таможенного  тарифа на ввозимые из-за рубежа товары, а также через такие нетарифные ограничения, как количественные и  валютные ограничения импорта товара. Чрезмерный протекционизм может  привести к падению эффективности  производства национальных предприятий, снижению конкурентоспособности производимых товаров.

     Свобода торговли - означает устранение ограничений  во внешнеэкономических отношениях. В своем крайнем выражении  для стран с развивающейся  экономикой это может привести к  поглощению национальной экономики  конкурентами из стран с развитой экономикой. Поэтому извечной проблемой  является дилемма: протекционизм - свобода  торговли, в рамках которой и колеблется внешнеторговая политика, осуществляется комбинация двух подходов.

     Совокупность  конкретных экономических методов и инструментов государственного регулирования включает: таможенные тарифы; экспортные и импортные квоты и лицензии; субсидии; валютные курсы; систему установления цен на экспортно-импортные товары.

     Институционно-правовые структуры составляют: различные международные и национальные акты, договора, соглашения, нормы, правила, обычаи и т.д., которые регулируют порядок осуществления международного экономического сотрудничества.

     Эффективность механизма регулирования внешнеэкономических  связей может быть оценена с помощью  следующих критериев:

     - эффективность использования и  распределения имеющихся национальных  экономических ресурсов с точки  зрения обеспечения потребления  товаров и услуг населением  страны;

     - влияние системы регулирования  на рост экономического потенциала, привлечение инвестиций;

     - обеспечение занятости населения;

     - распределение доходов между  субъектами внешнеэкономической  деятельности как на международном, так и на национальном уровне;

     - стабильность цен;

     - качество жизни в обществе;

     - экономическая безопасность страны.

     Механизм  регулирования международных экономических  отношений состоит из двух взаимосвязанных  элементов: национального и международного. Поэтому механизм государственного регулирования внешнеэкономических  связей находится под определенным влиянием международных рычагов  и инструментов. Тяжесть этого  влияния зависит от степени интеграции национального воспроизводственного потенциала в мирохозяйственные  связи, места и роли национальной экономики в мировом хозяйстве.

     Рассматривая  государственное регулирование  как определенную систему, при изучении ее структуры целесообразно выделить четыре основных элемента:

     Важнейшим элементом, определяющим эффективность  функционирования всей системы, является выработка и реализация внешнеэкономической  политики.

     В основе внешнеэкономической политики стран-участниц международного разделения труда лежит перманентный (постоянный, непрерывный) процесс сложного приспособления структур национальных экономик (отраслевой, технологической, организационной  и т.д.) к более динамичной по своей  природе структуре мирового хозяйства .

     Основной  двуединой задачей, на решение которой  должна быть направлена современная  внешнеэкономическая политика Украины, является проникновение на мировые  рынки и адаптация национальной экономики в мировую экономику. Для этого необходимо:

     - сформировать собственный экспортный  потенциал, способный предложить  конкурентоспособные товары, услуги  и технологии;

     - улучшить структуру и пропорции  внешнеэкономического обмена за  счет импорто-замещения, увеличения части наукоемких товаров и услуг в экспорте;

     - переходить к прогрессивным формам  международного сотрудничества.

     Реализация  основной задачи создаст благоприятные  условия для развития экономики  Украины, укрепления ее международных  позиций.

     “Технологическим” элементом системы регулирования  внешнеэкономических связей являются экономические инструменты. В зависимости  от способа действия они могут  быть подразделены на инструменты прямого  и непрямого действия.

     К инструментам прямого действия относятся: целевые государственные затраты (например, на создание инфраструктуры в свободной экономической зоне); непосредственный контроль государства  за внешнеэкономическими процессами (регулирование  количественных объемов экспорта-импорта, установление валютных курсов, регулирование цен на экспорт-импорт и т.д.); законодательное регулирование.

     Инструменты непрямого действия влияют на стоимостные  пропорции народного хозяйства. Например, через величину налогов  можно влиять на объемы производства и платежеспособность населения; рост процентной ставки в сбербанке стимулирует  рост сбережений, ведет к росту  объема отложенного спроса; девальвация  национальной валюты создает интерес  в экспорте товаров.

     В качестве инструментов регулирования  государство обычно использует следующие  экономические категории:

     Экспортная  лицензия - документ, контролирующий вывоз  из страны товаров, услуг и объектов, представляющих стратегическую, историческую или культурную ценность. Она выдается в форме разрешения, подписанного специальными правительственными органами;

     Экспортная  субсидия - дотация производителю  или продавцу экспортного товара, возмещающая часть его издержек производства или обращения и  повышающая конкурентоспособность  товара на внешнем рынке. Экспортная субсидия - одна из форм стимулирования развития экспорта, предоставляется  в различных формах. Среди них  наиболее распространены: прямое финансирование НИОКР при разработке конкурентоспособных  экспортных товаров, финансирование модернизации производства, снижение налогообложения  экспортного производства, включая  введение повышенных норм амортизации, финансирование маркетинговых исследований, предоставление благоприятных кредитов на развитие экспортного производства, гарантирование экспортных кредитов и  т.д.

     Экспортные  премии - экономические рычаги финансового  и ценового характера, используемые государством (а также монополиями, предприятиями, организациями и  фирмами) для поощрения вывоза определенных видов продукции и предоставления услуг иностранным партнерам. Они используются для расширения экспорта, овладения внешними рынками, создают благоприятные ценовые условия для реализации товаров на зарубежных рынках. Обычно экспортные премии выступают в форме полного или частичного освобождения фирм-экспортеров от уплаты тех или иных налогов, импортных пошлин, возврата акцизных сборов или в виде прямого субсидирования экспорта.

     Импортная квота - это нетарифные количественные (стоимостный или натуральный) способы  ограничения ввоза определенных товаров. Они устанавливаются с  целью защиты национального товаропроизводителя  или уменьшения импорта для улучшения  платежного баланса страны.

     Добровольное  ограничение экспорта - своеобразный аналог импортных квот, один из методов  государственного регулирования внешней  торговли. Он означает обязательство  одного из партнеров по внешнеэкономическим  связям ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта. Обязательство  может быть принято в результате официального или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товаров. Часто добровольное ограничение  экспорта вызывается угрозой страны-контрагента  применить санкции или является уступкой в обмен на экономическую, техническую или военную помощь.

     Антидемпинговая пошлина. Валютный демпинг-экспорт  товаров по ценам ниже мировых, что  становится возможным вследствие падения  курса национальной валюты в большей  степени, чем уменьшается ее покупательная  способность внутри страны. Экспортеры, приобретая в стране товары по низким ценам, реализуют их на внешнем рынке  за более твердую валюту, которую  затем обменивают по заниженному  курсу на национальную валюту, получая  вследствие этого большую прибыль  за счет курсовой разницы. Антидемпинговая  пошлина - это дополнительная импортная  пошлина, которой облагаются товары, экспортируемые по ценам ниже “нормальных” цен мирового рынка или внутренних цен импортирующей страны. В ряде стран, в т.ч. и на Украине, законодательством  установлены предельные отклонения от нормальных цен, превышение которых признается демпингом.

     Инструментом  регулирования экспорта-импорта  являются также акциз и налог  на добавленную стоимость.

Информация о работе Понятие и формы внешнеэкономических связей