Понятие банковской системы. Виды и типы систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 10:00, реферат

Описание работы

Банки - неотъемлемый элемент современной экономической системы. Сущность банковского дела состоит в извлечении дохода из распоряжения временно свободными денежными средствами. Поэтому банки стремятся привлечь максимальное число вкладчиков, согласных за определенную плату передать деньги банку во временное пользование, а затем предоставить эти средства за более высокую плату и на определенный срок тем, кто в них нуждается (разница в сумме этих двух плат и составляет прибыль банка). Возможности привлечения средств для банков в настоящее время, с одной стороны, ограничены слабым доверием клиентов к банковской системе, с другой стороны, малочисленностью и неконкурентоспособностью предоставляемых услуг

Содержание

2) Введение 3
3) Понятие банковской системы 3
4) Виды банковских систем 7
5) Типы банковских систем 10
4) Заключение 13
5) Список литературы 14

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

    Банк  Франции обладает монополией на эмиссию банкнот, но его задачи как банка государства ограничены, так как многие банковские операции выполняет само Казначейство Франции.

    История развития банковского дела знает  и такой тип банковской системы, как централизованная монобанковская. По этому типу была построена банковская система СССР и многих других социалистических стран. Банковская система СССР складывалась из трех государственных банков (Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк) и системы сберегательных касс. Госбанк СССР, помимо эмиссионной и рас четно-кассовой деятельности, выполнял функции кредитования различных отраслей народного хозяйства (предоставление краткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связи и долгосрочных — сельскому хозяйству). Стройбанк осуществлял долгосрочное кредитование и финансирование капитальных вложений в различные отрасли народного хозяйства (кроме сельского хозяйства). Внешторгбанк проводил кредитование внешней торговли, занимался международными расчетами, операциями с иностранной валютой, золотом и драгоценными металлами. Сберегательные же кассы привлекали денежные вклады населения, осуществляли оплату коммунальных других услуг. Монополия трех государственных банков приводила к тому, что кредиты зачастую выполняли роль второго бюджета. В этих условиях не использовался эффективный потенциал кредитного механизма, не было возможности проводить активную денежно-кредитную политику теми инструментами, которые известны в странах с рыночной экономикой.

    Помимо  двухуровневой структуры банковской системы, существует децентрализованная Федеральная Резервная Система (ФРС США). Ее возглавляют 12 федеральных резервных банков в различных регионах страны, задачей которых является контроль за деятельностью банков - членов ФРС и определение кардинальных направлений монетарной политики США. Членами ФРС являются 40% всех коммерческих банков. Остальные коммерческие банки работают «на свой страх и риск».

    Курс  на развитие рыночных отношений потребовал создания качественно новой системы  банков. В середине 80-х годов началось проведение банковской реформы, в результате которой на тот момент были организованы крупные отраслевые специализированные банки: Госбанк СССР, Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк и Внешэкономбанк. Однако реально такая реформа привела к тому, что монополия трех государственных банков была заменена монополией реорганизованных специализированных банков.

    Первые  коммерческие банки были созданы  в августе 1988 г. После принятия закона СССР «О кооперации» в 1988 г. объединениям кооперативов предоставлялось право  создавать кооперативные банки. В конце 1988 г. было создано 25 кооперативных банков. В апреле 1989 г. было разрешено создание акционерных коммерческих банков и коммерческих банков на паевых началах.

    Основными преимуществами создаваемых коммерческих банков по сравнению с государственными специализированными банками являлись предоставленная свобода в выборе методов ведения банковских операций и прямая зависимость в привлечении клиентов на договорной основе.

    В конце 1990 г. были приняты Законы СССР «О государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности». Вскоре были приняты соответствующие законы и в Российской Федерации. В соответствии с Законом РФ «О банках и банковской деятельности» учредителями коммерческих банков могу быть не только юридические, но и физические лица, а такие иностранные участники. С принятием этих законов начался более интенсивный процесс организации новых коммерческих банков.

    Перестройка банковской системы путем создания второго уровня в виде самостоятельных  коммерческих банков была названа реформой банковской системы начала 90-х годов. И если на начало 1990 г. было около 200 коммерческих банков, то к началу 1995 г. — уже 2,5 тысячи коммерческих банков. Для сравнения: в США, чтобы создать 1 тысячу банков, потребовалось около 80 лет (1781—1860 гг.).

 

     Типы банковских систем.

    Банковская  система специфична, она выражает свойства, характерные для нее  самой, в отличие от других систем, функционирующих в народном хозяйстве. Специфика банковской системы определяется ее составными элементами и отношениями, складывающимися между ними.

    Когда рассматривается банковская система, то, прежде всего, имеется в виду, что она в качестве составного элемента включает банки, которые как денежно-кредитные институты дают “окраску” банковской системе.

    Вместе с тем это не следует понимать так, что сущность банковской системы есть сложение сущностей ее элементов. Сущность банковской системы - это не арифметическое действие, а проникновение в новую более широкую сущность, охватывающую сущность не только отдельных элементов, но и их взаимосвязь. Сущность банковской системы обращена не только к сущности частных, составляющих элементов, но и к их взаимодействию.

    Из  этого следует, что сущность банковской системы влияет на состав и сущность ее отдельных элементов.

    Международная практика знает несколько типов  банковских систем: распределительную  централизованную банковскую систему; рыночную банковскую систему; банковскую систему переходного периода.

    Распределительная (централизованная) банковская система: государство — единственный собственник, Монополия государства на формирование банков, Одноуровневая банковская система, Политика единого банка, Государство отвечает по обязательствам банков, Банки подчиняются правительству и зависят от его оперативной деятельности, Кредитные и эмиссионные операции сосредоточены в одном банке, Руководитель банка назначается центральной или местной властью вышестоящими органами управления. В противоположность распределительной (планово-административной) системе банковская система рыночного типа характеризуется отсутствием монополии государства на банковскую деятельность. Эмиссионные и кредитные функции разделены между собой. Эмиссия наличных денег сосредоточена в центральном банке, кредитование предприятий и населения осуществляют различные деловые банки - коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные и др. Коммерческие банки не отвечают по обязательствам государства, так же как государство не отвечает по обязательствам коммерческих банков, деловые банки подчиняются своему Совету, решению акционеров, а не административному органу государства.

    Различия  между этими двумя типами системы  представлены в таблице:

Распределительная (централизованная) банковская система Рыночная  банковская система
I. По типу собственности
Государство - единственный собственник на банки Многообразие  форм собственности
II. По степени монополизации
Монополия государства на формирование банков Монополия государства  на банки отсутствует, любые юридические и физические лица могут образовать свой банк
III. По количеству уровней системы
Одноуровневая банковская система Двухуровневая банковская система
IV. По характеру системы управления
Централизованная (вертикальная) схема управления Децентрализованная (горизонтальная) схема управления
V. По характеру банковской политики
Политика  единого банка Политика множества  банков
VI. По характеру взаимоотношений банков с государством
Государство отвечает по обязательствам банков Государство не отвечает по обязательствам банков, так  же как банки не отвечают по обязательствам государства
VII. По характеру подчиненности
Банки подчиняются правительству, зависят  от его оперативной деятельности Центральный банк РФ подотчетен парламенту, коммерческие банки подотчетны своим акционерам, наблюдательному Совету, а не правительству
VIII. По выполнению эмиссионной и кредитной операции
Кредитные и эмиссионные операции сосредоточены в одном банке (кроме отдельных банков, которые не выполняют эмиссионные операции) Эмиссионные операции сосредоточены только в Центральном банке РФ; операции по кредитованию предприятий и физических лиц выполняют только коммерческие банки
IX. По способу назначения руководителей банка
Руководитель  банка назначается центральной  или местной властью, вышестоящими органами управления Руководитель ЦБ РФ утверждается парламентом. Председатель (Президент) коммерческого банка назначается его Советом
 

    Современная банковская система России представляет собой систему переходного периода. Она выступает как рыночная модель; разделена на два яруса: первый ярус охватывает учреждения Центрального банка РФ, осуществляющего выпуск денег в обращение (эмиссию), его задачей является обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков. Второй ярус состоит из различных деловых банков, задача которых - обслуживание клиентов (предприятий, организаций, населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и др.).

    Банковская  система находится в стадии переходной системы: она содержит компоненты рыночной банковской системы, однако их взаимодействие еще недостаточно развито. Известно, что та или иная система так или иначе происходит из предшествующей, поэтому содержит “родимые пятна” прошлого. Рыночная система, возникшая из централизованной системы, проходя становление в условиях переходного периода, должна быть в условиях России еще “наполнена” рыночной идеологией. В составе элементов банковской системы и их взаимодействии должны полнее учитываться особенности и условия рыночной экономики.

 

      Заключение

     В заключении можно отметить, что современные  банки не только торгуют деньгами, одновременно они являются аналитиками рынка. Рынок неизбежно выдвигает банк в число основополагающих, ключевых элементов экономического регулирования.

     Число банков сокращается, но вместе с тем  увеличиваются их размеры, возрастает объем операций.

     В настоящее время в России становление  двухуровневой банковской системы  идет по двум направлениям: с одной  стороны, созданы коммерческие банки  и различные финансовые организации, выполняющие кредитные функции, а с другой - устанавливается роль контролирующего и регулирующего их деятельность Центрального Банка, который работает не с хозяйствующими субъектами, а с коммерческими банками.

     При написании реферата, я убедилась в том, что в банковском секторе остается нерешенным ряд проблем. Но при успешном осуществлении мероприятий, предусмотренных Стратегией, роль банковского сектора в экономике существенно повысится, постепенно приближаясь к показателям банковских систем стран с переходной экономикой, наиболее преуспевших в построении современных рыночных отношений.

     По  моему мнению, болезненность кризисных  процессов в современной российской банковской системе усугубляется во многом недостаточным уровнем стратегического планирования и управления банковским капиталом.

     Обобщая международную практику и учитывая уровень и специфику развития национальной банковской системы, можно сделать вывод о том, что процесс управления собственным капиталом должен быть непрерывным и включать следующие основные этапы:

     - анализ   процесса формирования  собственных средств банка в  предшествующем периоде;

     - оценка реального размера собственного  капитала;

    - определение и реализация дивидендной  политики.

     В итоге я сделал следующий вывод, что решение соответствующих задач позволит сохранить достигнутые темпы развития банковской системы, обеспечить дальнейшее повышение ее функциональной роли в экономике. Есть основания надеяться, что будет сделан шаг вперед к более полному удовлетворению потребностей экономики в банковских услугах.

 

     Список литературы

    1. А. Н. Азрилиян «Большой экономический словарь».- М.: Фонд «Правовая культура», 2006

    2. Г. М. Гамидов «Банковское и кредитное дело».- М.: Банки и биржи, 2005

    3. А. М. Донских «Повышение эффективности банковской системы России». // Банковское дело, 2007,  № 7

    4. М. В. Ключников «Четыре этапа развития банковской системы Российской Федерации»//Финансы и кредит, 2004 №7

    5. В. И. Колесников, Л. П. Кроливецкая «Банковское дело», М.: Финансы и статистика, 2006

    6. О. И. Лаврушин «Банковские операции. Часть 1.», М.: Инфра-М, 2004

    7. А. Маршал «Принципы экономической науки».-М.:Прогресс, 2000

    8. В. М. Супрунович «Современные тенденции развития банковского бизнеса России». // Финансы и кредит, 2007, № 36

    9. Э. А. Уткин «Банковский маркетинг».- М.: Инфра-М, 2004

    10. Н. Д. Эриашвили «Банковское право». М.: «Финансы и статистика», 2007 

Информация о работе Понятие банковской системы. Виды и типы систем