Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:04, реферат
Экономическая политика – решение политическими средствами проблем экономики: производства и обмена. Это обусловлено, прежде всего, переходом многих стран к постиндустриальному производству, глобализацией и изменением структуры мирового хозяйства, мощной волной индустриализации и разрушением доиндустриальных производств.
Введение
Соотношение и взаимосвязь политики и экономики (методология проблемы)
Средства и методы политического регулирования экономики
Особенности взаимодействия экономической и политической сфер общества в современной России
Заключение
Библиографический список
Содержание
Введение
Заключение
Библиографический список
Введение
Экономика и политика - проблема
взаимосвязи политики и экономики,
изучаемая политической наукой в
таких главных ее аспектах, как
влияние политики и определенных
политических акций на экономическое
развитие, а также политические последствия
экономических изменений в
Экономическая политика –
решение политическими
Политические решения потребовались, прежде всего, для создания условий эффективного использования высоких технологий, а также регулирования глобализации – растущей взаимозависимости производства и обмена всех стран, экономической интеграции целых регионов и даже континентов.
Без политических решений было бы невозможно изменить структуру собственности, соотношение и взаимодействие ее различных форм – частной, кооперативной, муниципальной ,государственной, транснациональной (см.1, стр. 47).
1 Соотношение и
взаимосвязь политики и
В политической науке и социологии сложились два методологических подхода к рассмотрению проблемы: марксизм отдает первенство экономике, а современные западные теории рассматривают эти сферы в качестве равноправных сторон единого процесса или же считают первичной политику. Поскольку все явления, события, процессы реальной жизни взаимосвязаны, постольку каждое явление есть одновременно и политическое и экономическое. Попытки противопоставить политику и экономику, поэтому, несостоятельны.
Нельзя рассматривать экономику в качестве некой самостоятельной сферы сферой общественной жизни вне связи с политикой, правом и другими областями. «Собственность», «обмен», «производство» - не только экономические, но и социокультурные, политико-юридические явления.
В современной науке преобладают подходы, отвергающие экономический детерминизм. Можно выделить два аспекта взаимодействия экономики и политики:
1) экономика и власть, два
исторических типа их
2) роль государства в экономике и основные модели его экономической политики.
1. Исходной категорией
политики является "власть", а
экономики -"богатство" (под
которым понимается все, что
имеет рыночную ценность и
может быть обменено на деньги
или блага). Власть и богатство,
включая собственность, в
2. Исторически отношения
власти - подчинения возникли раньше,
чем отношения собственности.
В дальнейшем сложились два
основных типа взаимоотношений:
2 Средства и
методы политического
Воздействие политической системы
на экономическую не сводится только
к экономической политике. Оно
гораздо шире. В частности, изменения
в самой политической системе, в
организации политической власти могут
оказать на экономику существенное
влияние, в том числе и отрицательное.
Правительственные кризисы
Воздействие политической системы на экономическую может быть успешным или не очень успешным, но его не может не быть, поскольку оно диктуется объективно необходимыми обстоятельствами. Назовем их.
Первое обстоятельство отражает необходимость государственного "присутствия" в экономической сфере. Обусловлено это тем, что целый ряд отраслей и сфер деловой активности не представляет интереса для частного предпринимательства из-за весьма элементарных причин: они либо вообще не дают прибыли, либо велик риск не получить ее (или получить, но в отдаленном будущем). Вместе с тем без этих отраслей невозможно нормальное функционирование экономической системы в целом. Речь идет прежде всего об отраслях и видах услуг производственной и социальной инфраструктуры. Это услуги, удовлетворяющие общественные нужды: система водоснабжения, городской транспорт, дорожные магистрали, полицейская служба, благоустройство городов. Не интересны или мало интересны для частного предпринимательства организация системы подготовки научных кадров, строительство школ и больниц для малоимущих слоев населения. Развитие космонавтики, фундаментальные научные исследования не вызывают энтузиазма частных инвесторов вследствие не исключенной возможности не получить прибыль. Перефразируя известное суждение К. Маркса в отношении роли акционерной формы собственности для строительства железных дорог, можно с полной уверенностью сказать, что мир до сих пор оставался бы без выдающихся открытий в области космонавтики, атомной энергетики, здравоохранения и т.д., если бы не было государственного содействия развитию производственной и социальной инфраструктуры.
Прежде чем говорить о втором обстоятельстве, делающем необходимым проведение определенной политики государства в отношении экономической системы общества, уместно вспомнить цитату, которую К. Маркс привел в "Капитале": "Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы". (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 770.) Может быть, в этом суждении и содержится элемент преувеличения, но, как показывает мировой опыт, свободная рыночная экономика рождает все новые и новые формы получения прибыли в ущерб развитию экономической системы в целом и отдельных ее частей. Эти формы хорошо известны: заключение негласных договоров о высоких или, наоборот, низких ценах с целью устранить конкурентов (картели); о квотах, предназначенных для продажи товаров; стремление реализовать продукцию низкого качества; попытки затормозить внедрение в производство передовых достижений науки и техники (иногда это бывает выгодно товаропроизводителям); производство продукции, сопровождающееся нанесением ущерба окружающей среде, и многое другое.
Для предотвращения такого рода
явлений исключительную важность обретает
соответствующая
Третье обстоятельство, делающее необходимым проведение государственной политики в экономической сфере, связано с тем, что в каждый конкретный период своего развития человечество в целом и тем более каждая отдельная страна обладают ограниченными ресурсами, необходимыми для удовлетворения потребностей людей. Данное обстоятельство делает необходимым государственное вмешательство в распределение названных ресурсов с учетом интересов всех социальных слоев общества. Выполнение этой задачи становится постоянной функцией политической системы общества. При ограниченности ресурсов очень важно решить комплекс вопросов о поиске наиболее рационального пути их использования. Это входит в задачу институтов политической системы общества, в частности института исполнительной власти.
Четвертое обстоятельство, делающее необходимым политическое воздействие на экономическую систему общества, обусловлено тем, что рыночная экономика, будучи в своей основе самоорганизующейся и саморегулирующейся, далека от совершенства в части обеспечения экономической стабильности. Рыночная экономика сама может решить многие противоречия (перенакопление капитала, экономические кризисы и т.д.), подняться из кризисного состояния, но очень дорогой для общества ценой, жестоко и беспощадно: массовые банкротства, безработица, падение производства и т.д. Стране это обойдется слишком дорого, она будет отброшена на несколько лет назад. О масштабах этой общественной цены человечеству до сих пор не дает забыть глубочайший мировой кризис 1929-1933 гг., который, казалось бы, уже так далеко ушел в прошлое. В этой связи неоценимой является заслуга государственной политики, если не в предотвращении, то уж, несомненно, в существенном смягчении кризисных ситуаций в экономике. Именно благодаря государственной экономической политике человечество больше не испытало столь глубокого экономического потрясения, которое оно пережило в 1929-1933 гг.
Задачи государства и,
следовательно, проводимой им политики
различны. Иногда надо стимулировать
длительный экономический рост, иногда
его важно несколько сдержать.
Необходимые при этом средства также
различны. Все зависит от конкретной
ситуации и конкретных задач. Поэтому
неудивительно, что большинство
современных демократических
Администрация Р. Рейгана
опиралась в своей
И наконец, пятым обстоятельством, отражающим объективную необходимость государственного участия в развитии и регулировании экономической системы общества, является возникновение и развитие в современных демократических государствах гражданского общества, представляющего собой человеческую общность, которую составляют негосударственные структуры (объединения, ассоциации, союзы, центры движений, клубы, фонды и др.), образовавшиеся в разных сферах общественной жизни. Широкая сеть организаций гражданского общества функционирует в экономической сфере. Они образованы негосударственными (промышленными, торговыми, финансовыми и др.) предприятиями и ставят своей целью: защищать интересы и права входящих в эти организации предприятий, содействовать укреплению их экономических позиций на внутреннем и внешнем рынках, следить за соблюдением антимонопольного законодательства и др. Осуществляя эти цели, гражданское общество, существующее автономно от государства, вынуждено обращаться к нему с требованиями, просьбами, пожеланиями. В результате государство через гражданское общество вступает в отношения с сотнями тысяч предприятий экономической сферы. При этом оно, несомненно, проводит определенную политику , отвечающую интересам общества в целом (см.5, стр.263).
Сложность экономической политики как категории и как феномена реальной жизни заключается в том, что, предполагая достижение определенной цели (выход из кризисной ситуации, ускорение темпов экономического развития страны и т.д.), она затрагивает многочисленные хозяйственные сферы: финансы, кредит, денежное обращение, налоговую систему, промышленность, сельское хозяйство, инвестиции и др. В рамках каждого из этих участков общая экономическая политика конкретизируется и реализуется как бюджетно-финансовая, денежно-кредитная, налоговая, структурная, промышленная, аграрная, инвестиционная, внешнеэкономическая и др. Данные направления выступают как подсистемы в общей экономической политике, проводимой государствами с развитой рыночной экономикой.
Как показывает мировой опыт, каждая из подсистем в структуре экономической политики может стать мощным средством воздействия на экономическую систему и на общественную жизнь в целом. В этом отношении невозможно переоценить роль бюджетно-финансовой, денежно-кредитной и налоговой политики. Нельзя не согласиться с мнением известного немецкого экономиста Ф. Ноймарка, который в своей работе "Теория и практика формирования бюджета" отмечает, что бюджет выполняет пять функций: 1) финансово-политическую; 2) политическую; 3) правовую; 4) финансово-контрольную; 5) экономико-политическую. При этом особенно важной он считает политическую функцию бюджета, поскольку с его помощью государство в проведении экономической политики может погасить немало социально-классовых конфликтов, способствовать достижению компромиссов, добиваться политической стабильности.