Политический строй Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:56, доклад

Описание работы

Основные принципы независимости и политического строя Казахстана были провозглашены в первой Конституции , принятой в январе 1993 г., и закреплены в новой Конституции, одобренной всенародным референдумом в августе 1995 г.

Работа содержит 1 файл

О Казахстане.docx

— 114.66 Кб (Скачать)
О Казахстане - Политический строй
Политический  строй

Основные  принципы независимости и политического  строя Казахстана были провозглашены  в первой Конституции , принятой в январе 1993 г., и закреплены в новой Конституции, одобренной всенародным референдумом в августе 1995 г.

В соответствии с Законом Казахской ССР "Об учреждении поста Президента Казахской  ССР и внесении изменений и  дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР" в стране в 1990 г. был учрежден институт президентства. Конституция Казахстана гласила, что  главой республики является Президент  Казахской ССР, избираемый сроком на шесть лет (позже этот срок был  продлен до семи лет). Первые выборы Президента Казахстана осуществлялись на основе Закона Казахской ССР "О выборах Президента Казахской ССР". 24 апреля 1990 г. Верховным Советом республики первым Президентом Казахстана был избран Нурсултан Абишевич Назарбаев. 1 декабря 1991 г. Н.А.Назарбаев был избран главой государства на первых в истории Казахстана демократических выборах Президента республики. 16 декабря 1991 г. Казахстан провозгласил свою независимость. По итогам общенационального референдума, состоявшегося 29 апреля 1995 г., были продлены до 2001 г. полномочия Президента Н.А.Назарбаева. В январе 1999 г. на первых альтернативных выборах Президента Казахстана Н.А.Назарбаев был избран главой государства. 4 декабря 2005 г. Н.А.Назарбаев на альтернативной основе был вновь избран Президентом Республики Казахстан, получив 91,15 процента голосов избирателей. 3 апреля 2011 года Н.А.Назарбаев на внеочередных выборах был избран Президентом Республики Казахстан, получив 95,55 процентов голосов избирателей.

Высший  представительный орган страны с  законодательными функциями - Парламент  Казахстана - состоит из двух палат - Сената (47 мест) и Мажилиса (107 мест, из них 98 депутатов избираются по партийным  спискам, остальные избираются от Ассамблеи  народа Казахстана). Выборы в нижнюю палату проводятся путем прямого, тайного  и всеобщего голосования. Сенат  образуют депутаты, избираемые по два  человека от каждой области, Алматы и  Астаны. Срок полномочий Сената - 6 лет, Мажилиса - 5 лет. Последние парламентские  выборы в Мажилис состоялись в  Казахстане в августе 2007 г. Главой исполнительной власти в республике является Премьер-Министр, возглавляющий правительство республики, которое в своей деятельности ответственно перед Президентом  и подотчетно Парламенту в части  заслушивания, одобрения или отклонения Программы Правительства.

Принятый 21 мая 2007 года Закон «О внесении изменений  и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» ознаменовал собой начало нового этапа демократического развития и политической модернизации суверенного  Казахстана и вызвал положительный  резонанс у отечественной и международной  общественности. Поправки в Конституцию  позволили сделать серьезный  шаг к переходу от президентской  формы правления к президентско-парламентской  системе. Произошло существенное расширение полномочий Парламента, увеличение его  численности, принципиально изменен  порядок выборов в Мажилис, снят запрет на государственное финансирование политических партий и иных общественных объединений и т.д. Существенные изменения произошли в сфере  защиты прав человека. Некоторые конституционные  новеллы уже апробированы на практике, в частности, по пропорциональной системе прошли выборы в Мажилис Парламента. Также Правительством впервые был поставлен вопрос о доверии перед вновь избранным Мажилисом Парламента.

В целях  обеспечения неукоснительного выполнения Конституции Республики Казахстан  создан Конституционный Совет. Верховный  суд - высший юридический орган Республики по гражданским, уголовными хозяйственным  делам. С провозглашением суверенитета Президентом Республики Казахстан  были решены и наиболее острые вопросы  сохранения территориальной целостности  и обеспечения национальной безопасности страны. В соответствии с указом главы государства в 1991 г. был  закрыт Семипалатинский ядерный  полигон, а в мае 1992 г. состоялось подписание Лиссабонского протокола  о демонтаже ядерного оружия, находящегося на территории Казахстана. В 1994 г. был  подписан Будапештский меморандум о  гарантиях безопасности Казахстану со стороны России, США и Великобритании. Такие же гарантии были получены от Франции и Китайской Народной Республики. В 2009 г. Генеральная Ассамблея  ООН поддержала инициативу Казахстана об об объявлении 29 августа Международным Днем действий против ядерных испытаний.

В истории  государства особое место занимает перенос столицы из Алматы в Акмолу, в 1998 году переименованной Указом Президента в Астану. За кратчайший срок провинциальная Акмола стала современной Астаной, сделав за последние годы скачок в  своем развитии, чего ей не удалось  за 170-летнюю историю города.

 

Казахстан и Россия имеют самую протяженную в  мире сухопутную границу, которая по состоянию на 2011 год полностью  де лимитирована. В 2011 году вступило в  силу соглашение о таможенном союзе, ежегодный товарооборот между странами регулярно увеличивается. В России проживает около миллиона этнических казахов, которые являются коренными  жителями РФ, в Казахстане проживают  около 4 млн. русских, которые в свою очередь являются коренными жителями Казахстана, что также обуславливает  тесное добрососедское сотрудничество двух стран. Российская Федерация делает основную ставку в азиатской региональной политике на отношения с казахами, как наиболее близким к русским  тюрко-азиатским народом.

Основные  показатели внешней  торговли Республики Казахстан по странам
за январь - июль 2011 года
            (тысяч долларов  США)
Наименование  континента, страны и группы стран Товарооборот Экспорт Импорт
всего удельный вес страны в общем объеме товарооборота, % всего удельный вес страны в общем объеме экспорта, % всего удельный вес страны в общем объеме импорта, %
ВСЕГО, 
в том числе:
71 488 996,1 100,0 49 963 774,7 100,0 21 525 221,5 100,0
  Страны  СНГ 19 728 023,4 27,6 7 347 063,0 14,7 12 380 960,3 57,5
    Страны  ЕврАзЭС 16 983 655,5 23,8 5 731 473,6 11,5 11 252 181,8 52,3
РОССИЯ 14 958 032,4 20,9 4 599 950,5 9,2 10 358 081,9 48,1
БЕЛАРУСЬ 386 628,4 0,5 62 663,6 0,1 323 964,8 1,5
КИРГИЗИЯ 368 296,5 0,7 252 146,5 0,6 116 150,0 1,1
ТАДЖИКИСТАН 201 181,0 0,4 178 497,6 0,4 22 683,4 0,2
УЗБЕКИСТАН 1 069 517,1 1,9 638 215,4 1,4 431 301,7 4,0

Доля торговли с  традиционными партнёрами — странами СНГ и Балтии — велика: на них приходится около 59 % экспорта и до 63 % импорта. При этом основным торговым партнёром остаётся Россия

В структуре казахстанского экспорта:

  • нефть и нефтепродукты — 35 %
  • цветные металлы — 17 %
  • чёрные металлы — 16 %
  • руды — 12 %
  • зерновые культуры — 9 %
  • другое — 11 %

Основной импортируемой продукцией являются машины и оборудование, средства транспорта, приборы и автоматы, химическая продукция, топливо минеральное, продовольственные товары, готовые изделия и товары народного потребления.

Казахстан в первом квартале этого года по сравнению  с аналогичным  периодом 2010 года увеличил со странами Таможенного  союза экспорт  на 57,2 проц, импорт - на 46,7 проц.

"Экспорт  со странами Таможенного союза  составил 1955,2 млн долларов или на 57,2 проц больше, чем в январе-марте 2010 года", - сообщает агентство по статистике республики.

Импорт со странами Таможенного в сравниваемые периоды увеличился на 46,7% проц до 3,169 млрд долларов. В целом внешнеторговый оборот Казахстана увеличился в I квартале 2011 года на 33,2 проц и составил 25 млрд долларов. Экспорт увеличился на 36 проц до 18,3 млрд долларов, импорт - на 26 проц до 6,7 млрд долларов. 

Население (на 1.09.2011г., тыс. человек) 16 594
 
 

КРИЗИС В КАЗАХСТАНЕ

Действия правительства

В 2007 г. Создан фонд развития предпринимательства «Даму».[180]

2007 год Правительство утвердило программу «Прорывные проекты».[181]

  • 3 июля 2007 года «30 корпоративных лидеров»[182]

По указу Назарбаева осенью 2008 г. создан фонд Самрук-Казына.

22.10.08 — уставный капитал АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов» увеличен с 30 млрд тенге до 100 млрд тенге[183]

В начале ноября 2008 года учрежден Фонд стрессовых активов.

13 января 2009 — Выпущено Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 января 2009 года № 6 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Плана совместных действий Правительства Республики Казахстан,Национального Банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009—2010 годы.»[184]

10 декабря 2009 — Первый транш в объёме 20 млрд. тенге для завершения строительства нескольких объектов корпорации Куат выделен Казкоммерцбанку.[115] через Фонд стрессовых активов.

По итогам 2009 года из Нацфонда на антикризисную программу потрачено 10 млрд долларов.[146]. Стоимостной объём мероприятий в рамках фискального антикризисного пакета правительства РК в 2009 году составил 2,3 трлн тенге (около $16 млрд) или 15 % ВВП 2009 года.[185]

Разработанная Правительством Республики Казахстан программа  антрикризисных мероприятий была сконцентрирована на на пяти основных направлениях: - стабилизации финансового сектора; - решении проблем на рынке недвижимости; - поддержке малого и среднего бизнеса; - стимулировании агропромышленного комплекса; - реализации индустриальных и инфраструктурных проектов.

Одной из наиважнейших задач антикризисной программы  Республики Казахстан стала социальная защита населения страны. Так социальная составляющая программы преодоления  кризиса по большей части была ориентирована на сдерживание инфляции и как следствие рост цен на основные продукты питания, повышение  заработной платы работникам бюджетной  сферы, повышение социального обеспечение  незащищенных слоев населения: пенсионеров, инвалидов, сирот, путем повышения  пенсий по возрасту, пенсий по инвалидности, пособий по утере кормильца.

Особое место в  программе отведено борьбе с безработицей, в рамках которой государством сохранение рабочих мест за счет субсидий. Большую  работу проделали региональные представительства  служб занятости: были введены в  действие горячие линии по вопросам трудоустройства, была проведена массовая информационная компания, позволившая  множеству безработных трудоустроиться. Все эти акции позволили сдержать безработицу на уровне докризисных  показателей.[186]

[править]Критика действий правительства

Поддерживаемые правительством «прорывные» проекты имеют мало общего с диверсификацией экономики.[187] Исполнители проектов стараются получить финансирование, потратить деньги и красиво отрапортовать к юбилею президента.[188] Прорывной проект по развитию биопроизводства в Акмолинской области остался на бумаге, а 600 млн тенге исчезли.[189] «Кластерная программа» и программа «30 корпоративных лидеров» оказались пустым звуком.[190]Прорывный проект — Карагандинский завод «Силициум Казахстан» ($60 млн.), помпезно презентованный в феврале 2009, спустя год так и не заработал, более того, ему отключили электроэнергию.[191]

Поддерживаемые правительством социально-предпринимательские корпорации (СПК) за время своего существования  не смогли реализовать ни одного успешного  проекта.[192]

Фонд  стрессовых активов оказался «мертворожденным ребенком», он так и не приступил к выкупу сомнительных кредитов казахстанских БВУ по причине их возможного обесценивания.[193]

Средства, выделенные на «Дорожную карту», использованы с многочисленными нарушениями.[194] Безработные, прошедшие обучение по программе «Дорожная карта», не могут трудоустроиться.[195]

Информация о работе Политический строй Казахстана