Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:28, курсовая работа
Эффективность туризма означает получение экономического результата от:
- организации туризма;
- туристского обслуживания;
- производственно-обслуживающего процесса туристского предприятия.
Показатели развития
туризма
Эффективность
туризма означает получение
- организации туризма;
- туристского обслуживания;
-
производственно-
Экономическая
эффективность туризма является составным
элементом общей эффективности общественного
труда.
Экономическая эффективность развития туризма на микроуровне характеризуется системой экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону:
- объем туристского потока;
- величина туристских расходов;
-
состояние и развитие
-
показатели финансово-
-
показатели развития
К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся: общее количество туристов (в том числе организованных и самодеятельных), количество туродней (ночевок, койко-дней), среднемесячное количество туродней.
Общее число туристов измеряется количеством человек, которые приняли участие в путешествиях. Этот показатель характеризует масштабы охвата населения туристскими мероприятиями и определяется путем суммирования количества туристов за определенный период, принятых на обслуживание по дням регистрации, то есть в первый день обслуживания.
Количество
туродней измеряется в человеко-днях
и определяется путем умножения общего
количества туристов на среднюю продолжительность
(в днях) пребывания одного туриста в стране
(регионе):
Д = Ч х tcp,
где Д
— количество туродней, чел.-дней; Ч
— количество туристов, чел; tcp—
средняя продолжительность пребывания
одного туриста в данном регионе, дней.
Величина суммарных туристских расходов P в данном регионе определяется следующим образом:
Однако туристский поток — явление неравномерное. Для характеристики неравномерности туристского потока применяют коэффициенты неравномерности, которые рассчитываются тремя способами.
где Дmax, Дmin—
число туродней в месяце максимального
и минимального туристского потока соответственно,
чел.-дней; Дгод, Дсм
— годовое и среднемесячное число туродней
соответственно, чел.-дней.
Среднемесячное количество туродней определяется путем деления годового количества туродней на 12 месяцев.
Дсм=Дгод/12.
Материальной
основой воспроизводственной
В состав материально-технической базы туризма входят:
- туристские фирмы и агентства;
- гостиницы;
- туристские базы;
- предприятия питания и торговли;
- автотранспортные предприятия;
-
пункты проката туристского
-
бюро реализации туристских
- контрольно-спасательные службы (посты);
-
туристские клубы, станции и
т. п.
Показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы туризма, определяют ее мощность в данной стране (регионе).
К ним относятся:
- коечный фонд домов отдыха, пансионатов, турбаз, гостиниц, санаториев и т. п.;
- число коек, предоставляемых местными жителями;
- число мест в торговых залах предприятий питания для туристов;
-
число мест в театрах,
-
число ванн в водолечебницах
для туристов и т. д.
Мощность коечного фонда определяется по формуле:
где Мк
— общее количество койко-мест, ед.; Кг
— число койко-мест круглогодичного использования;
Кс — число койко-мест
сезонного использования, ед.; tc—
число дней сезонного использования, дней.
Показатели финансово-экономической деятельности туристского предприятия включают:
-
выручку от реализации
-
показатели использования
-
показатели использования
- показатели производительности труда и фонда заработной платы;
-
показатели финансового
Выручка от реализации туристского продукта является важным показателем. Она должна покрыть все произведенные затраты и обеспечить получение прибыли. Выручка от реализации туристского продукта определяется:
-
при расчетах наличными
- при безналичных расчетах — по мере поступления денежных средств на расчетный счет предприятия в учреждение банка за купленный туристский продукт.
Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма. К ним относятся:
- количество туристов, посетивших зарубежные страны (определяется по числу пересечений государственной границы);
-
количество трудодней по
- суммарные
денежные затраты,
Показатели развития туризма важны для анализа как экономической деятельности туристского предприятия, так и состояния туристского рынка, анализа тенденций и выработки стратегии и тактики деятельности на туристском рынке.
Эффективность туризма означает получение
экономического результата от:- организации
туризма;
- туристского обслуживания;
- производственно-обслуживающего процесса
туристского предприятия.
Экономическая эффективность туризма
является составным элементом общей эффективности
общественного труда.
Экономическая эффективность развития
туризма на микроуровне характеризуется
системой экономических показателей,
которые отражают количественный объем
реализации туристских услуг и их качественную
сторону:
- объем туристского потока;
- величина туристских расходов;
- состояние и развитие материально-технической
базы;
- показатели финансово-экономической
деятельности;
- показатели развития международного
туризма.
К показателям, характеризующим объем
туристского потока, относятся: общее
количество туристов (в том числе организованных
и самодеятельных), количество туродней
(ночевок, койко-дней), среднемесячное
количество туродней.
Общее число туристов измеряется количеством
человек, которые приняли участие в путешествиях.
Этот показатель характеризует масштабы
охвата населения туристскими мероприятиями
и определяется путем суммирования количества
туристов за определенный период, принятых
на обслуживание по дням регистрации,
то есть в первый день обслуживания.
Количество туродней измеряется в человеко-днях
и определяется путем умножения общего
количества туристов на среднюю продолжительность
(в днях) пребывания одного туриста в стране
(регионе):
Д = Ч х tcp,
где Д — количество туродней, чел.-дней;
Ч — количество туристов, чел; tcp— средняя
продолжительность пребывания одного
туриста в данном регионе, дней.
Величина суммарных туристских расходов
P в данном регионе определяется следующим
образом:
Становление и развитие туризма как отрасли характеризуются системой определенных экономических показателей, отражающих количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону, а также экономические показатели производственно-обслуживающей деятельности туристских хозяйствующих субъектов. Система показателей туризма включает: — объем туристского потока; — состояние и развитие материально-технической базы; — показатели финансово-экономической деятельности турфирмы; — показатели развития международного туризма. Туристский поток — это постоянное прибытие туристов в страну. К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся: общее количество туристов (в том числе организованных и самодеятельных); — количество туродней (ночевок, койко-дней); — средняя продолжительность пребывания туристов в стране. Количество туродней определяется: Показатели финансово-экономической деятельности турфирмы включают: объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма, показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда и др.), показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств и др.), себестоимость услуг туризма, прибыль, рентабельность, показатели финансового состояния турфирмы (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.). Развитие туризма и увеличение объема услуг туризма требуют взвешенного подхода, так как очень высоки социальные последствия принимаемых решений. Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма: количество туристов, посетивших зарубежные страны (определяется по числу пересечений государственной границы); количество туродней по иностранным туристам; суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок. Универсальность форм туристского общения позволяет давать следующую расширенную трактовку понятия туризма как «особого рода межличностной деятельности, которая в условиях интернационализации жизни превратилась: в форму использования свободного времени, в средство межличностных связей в процессе политических, экономических и культурных контактов, в один из факторов, определяющих качество жизни». Современное определение туризма, принятое ООН, заключается в том, что туризм — это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства. Итак, туризм — это удовольствие, связанное с путешествием в целях отдыха, лечения, участия в культурных, научных или деловых встречах и т. д. Туризм как товар реализуется в форме услуг. Услуга туризма есть действие определенной потребительской стоимости, которое выражается в полезном эффекте, удовлетворяющем ту или иную человеческую потребность. Услуги туризма могут иметь дело с потребительским спросом (материальные, или производственные услуги) или непосредственно направляться на человека. Тур — это комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия. Кроме услуг туристы могут покупать товары туристского назначения. Совокупность таких товаров и услуг образует «туристский продукт». С точки зрения производства туристский продукт представляет собой совокупность определенного количества и качества товаров и услуг в основном рекреационного характера. По действующему законодательству, туристский продукт — право на тур, предназначенное для реализации туристу. Туристский продукт включает: 1) туры, определенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные); 2) туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение, питание, транспорт и т.д.); 3) товары туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, сувениры, книги, туристское снаряжение и др.). Туризм можно импортировать в страну или экспортировать из нее. Туристский импорт — это ввоз в страну туристских впечатлений, который сопровождается одновременным вывозом туристом денег из данной страны. Туристский экспорт — это вывоз из страны туристских впечатлений, который сопровождается одновременным ввозом туристом денег в данную страну. Под туристским впечатлением понимается комплекс положительных эмоций и душевного состояния туриста, возникающий или достигнутый им в результате потребления туристского продукта. Туристские впечатления складываются от экскурсий, посещений красивых природных ландшафтов, аттракционов, ресторанов и др. При экспорте услуг туризма производится прежде всего «вывоз» капитала: расходов на подготовку кадров, научное и рекламно-информационное обеспечение продвижения национального турпродук-та на мировом рынке до налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций, развитие внутреннего и въездного туризма. Туристская политика государства базируется на стратегии и тактике. Туристская стратегия определяет действия государства в области реорганизации и развития туризма. Она направлена на выработку общей концепции развития и целевых программ, для реализации которых требуются время и большие финансовые ресурсы. Туристская тактика — это конкретные меры и приемы достижения поставленной цели в конкретных условиях. Туристской тактикой выступает создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей граждан в туристских услугах и значительный вклад в развитие экономики страны, в том числе за счет увеличения количества рабочих мест, налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия. Туристская политика государства затрагивает временной и пространственный аспекты, представляет собой комплекс двух политик — текущей и долговременной. Текущая туристская политика заключается в оперативном регулировании туристского рынка. Долговременная туристская политика направлена на решение крупномасштабных задач по развитию туристской индустрии, поэтому охватывает достаточно продолжительный период времени и часто затрагивает структурные изменения сферы туризма и его хозяйственного механизма в перспективе. В конечном итоге туристская политика государства направлена на укрепление экономики туризма.