Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 20:39, контрольная работа
Концентрация продавцов отражает относительную величину и число фирм, действующих в отрасли. Чем меньше число фирм, тем выше уровень концентрации. При одинаковом числе фирм на рынке чем сильнее отличаются фирмы друг от друга по размеру, тем выше уровень концентрации.
Раздел 1.
Показатели концентрации и монополизации на отраслевом рынке 3
Введение 3
Показатели концентрации и монополизации на отраслевом рынке 3
Заключение 12
Раздел 2. Задача 13
Раздел 3. Тест 14
Список литературы 14
Список литературы 15
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ЛЕСОТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
имени С. М. Кирова»
Учебная дисциплина « Экономика отраслевых рынков »
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
На тему: Показатели концентрации и монополизации
Вариант В
(уск.), гр. № 6
Специальность: 080109
Проверил(а):
С а н к т - П е т е р б у р г
2 0 1 1 - 2 0 1 2 уч. год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел 1. Список литературы 15
Раздел 1.
Концентрация продавцов отражает относительную величину и число фирм, действующих в отрасли. Чем меньше число фирм, тем выше уровень концентрации. При одинаковом числе фирм на рынке чем сильнее отличаются фирмы друг от друга по размеру, тем выше уровень концентрации.
Уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы зависят друг от друга. Результат самостоятельного выбора фирмой объема выпуска и цены продукции определяется ответной реакцией действующих на рынке конкурентов. Уровень концентрации влияет на склонность фирм к соперничеству или сотрудничеству: чем меньше фирм действует на рынке, тем легче им осознать взаимную зависимость и тем скорее пойдут они на сотрудничество. Поэтому можно предположить, что чем выше уровень концентрации, тем менее конкурентным будет рынок.
Для использования показателей концентрации необходимо предварительно ответить на два существенных вопроса:
- каковы границы рынка, который мы анализируем?
-
что служит показателем
Согласно экономической теории, острота конкуренции прямо пропорциональна числу фирм в соответствующей отрасли при равенстве других параметров (таких, как высота барьеров на вход). Наряду с этим может также иметь значение степень неравенства положения фирм. Простой критерий, который отражает неравенство на рынке, подчеркивая позицию крупнейших фирм, — это индекс концентрации рынка, определяемый как доля (процент) от общих продаж отрасли (мощностей, численности занятых, добавленной стоимости или физического объема выпуска продукции), приходящаяся на несколько крупных фирм, ранжированных в соответствии с долей рынка. Наиболее распространенным вариантом в американских исследованиях (называемым индексом концентрации для четырех фирм — СR4 или часто просто индексом концентрации) будет показатель доли (процента) от совокупных продаж отрасли, приходящийся на четыре лидирующие фирмы.
Западные
экономисты, занимающиеся организацией
промышленности, долгое время пытались
привести распределение рыночных долей
фирм к единому индексу, с тем чтобы использовать
его в эконометрическом и антитрестовском
анализе. В результате были определены
следующие индексы концентрации:
1) уровень концентрации m фирм (при m < n, где n — количество фирм в отрасли), который определяется суммой m самых больших долей в отрасли, порядок фирм такой, что a1 > ai >an):
2) индекс Херфиндаля, который равен сумме квадратов рыночных долей:
3) индекс энтропии, который равен сумме произведений рыночных долей на их логарифмы:
Индекс Херфиндаля (называемый также индексом Херфиндаля-Хиршмана) является одним из наиболее популярных обобщающих показателей в Соединенных Штатах. Он учитывает как численность фирм, так и неравенство их положения на рынке. Если отрасль представлена только одной фирмой, то этот индекс достигает максимального значения — 1. Значение индекса снижается с увеличением числа фирм и возрастает с увеличением неравенства между ними при любом их количестве. При возведении в квадрат долей рынка индекс дает более высокий вес показателям крупных фирм, чем мелких. Это означает, что если точные данные о долях рынка маленьких фирм отсутствуют, то итоговая ошибка не будет большой.
Показатели уровня концентрации строятся на основе сопоставления размера фирмы с размером рынка, на котором она действует. Чем выше размер фирм по сравнению с масштабом всего рынка, тем выше концентрация производителей (продавцов) на этом рынке.
Проблема состоит в том, чтобы ответить на вопрос: что можно считать размером предприятия? Существуют четыре основных показателя, характеризующих размер фирмы относительно размера рынка:
- доля продаж фирмы в рыночном объеме реализации;
- доля занятых на предприятии в общей численности занятых в производстве данного продукта;
-
доля стоимости активов фирмы
в стоимости активов всех фирм,
действующих на
-
доля добавленной стоимости на
предприятии в сумме
Результаты расчета показателей концентрации могут существенно зависеть от выбора меры размера фирмы. Например, если крупные фирмы используют более капиталоемкие технологии по сравнению с мелкими, то уровень концентрации, измеренный по стоимости активов, будет больше уровня концентрации для той же отрасли, но измеренного по уровню продаж или занятости. На уровень концентрации, выраженный через добавленную стоимость, будет влиять вертикальная интеграция. Если крупные фирмы интегрированы в большей степени, чем средние и мелкие, то использование добавленной стоимости в качестве показателя размера фирмы даст более высокий уровень концентрации, чем объем продаж. Кроме того, существует проблема диверсификации: для фирм, чья деятельность протекает в разных подотраслях и на разных рынках, трудно выделить занятость, объем продаж или величину добавленной стоимости, которые приходятся на данный рынок.
Иногда размер крупнейших фирм может служить характеристикой концентрации на рынке. Именно этот критерий лежит в основе определения доминирующего положения в России (признаком доминирования служит контроль не менее 35% рынка), в Великобритании (соответственно не менее 25% рынка).
Открытым остается вопрос о том, как использовать индексы концентрации.
Одна из гипотез состоит в том, что они связаны с прибыльностью отрасли. Действительно, Бейн предположил, что концентрация облегчает сговор между фирмами и увеличивает прибыли отрасли. Большинство исследований фактически сосредоточивается на взаимосвязи между индексами концентрации и прибыльностью.
Рассмотрим сначала симметричные фирмы с одинаковыми рыночными долями. Единственной разумной мерой концентрации тогда будет эквивалент числа фирм в отрасли (т. е. индексы концентрации, убывающие с числом фирм в отрасли, например Rm = m/n, RH = 1/n, RE = ln(1/n)).
Когда
фирмы имеют асимметричные
где qi — объем производства i — фирмы;
Q — суммарный объем производства;
e — эластичность спроса;
αi
— доля рынка i — фирмы.
Далее предположим, что потребители тратят фиксированную величину дохода на товар, т. е. эластичность, е, их спроса равна 1: Q = k / p, где k — положительная константа. Тогда:
Таким
образом, индекс Херфиндаля дает точную
меру (с точностью до пропорциональной
константы) отраслевой прибыльности, что
является очень важным при анализе
конкурентного рынка.
Подход к вычислению показателей монопольной власти основан на сравнении реальных рынков с рынком совершенной конкуренции. Насколько рынок приближается к идеалу свободной конкуренции, можно судить по поведению фирм в отношении стоимость и издержек: чем больше назначаемая фирмой цена отклоняется от предельных издержек, тем большей рыночной властью обладает компания, и тем в большей степени рынок становится несовершенным.
При определении доходности на капитал фирмы возникает ряд как теоретических, так и практических проблем. Основной концептуальной проблемой является разграничение бухгалтерской и экономической прибыли.
Большинство показателей монопольной власти прямо или неявно оценивают или величину экономической прибыли, или разницу между ценой и предельными издержками. Для оценки поведения фирмы на рынке и вида рыночной структуры используют следующие показатели:
Коэффициент Бейна показывает экономическую прибыль на один рубль собственного инвестированного капитала. Определяется следующим образом:
где Бпр - бухгалтерская прибыль;
Нпр - нормальная прибыль;
СК - собственный капитал фирмы.
Применение данного показателя
предполагает признание того
базового положения
Коэффициент Лернера как
где МС - предельные издержки;
Ed - ценовая эластичность спроса.
Коэффициент Лернера принимает значения от нуля (на рынке совершенной конкуренции) до единицы (для чистой монополии с нулевыми предельными издержками). Чем выше роль индекса, тем выше монопольная политическая элита и дальше рынок от идеального состояния совершенной конкуренции.
Информация о работе Показатели концентрации и монополизации на отраслевом рынке