Содержание.
Введение.________________________________________________________
2.
1.Структура и функции ВТО. _______________________________________
3.
2. Выгоды России от присоединения к ВТО.
_________________________ 5.
3. Проблемы и перспективы вступления России
в ВТО. _______________ 12.
Заключение. ___________________________________________________ 17.
Список использованной литературы. _____________________________
19.
Введение.
В последнее время тематика Всемирной
торговой организации (ВТО) и присоединения
к ней России стала преобладать в публичных
дискуссиях в нашей стране. В обсуждение
этого вопроса вовлечены чиновники, государственные
деятели, парламентарии, бизнесмены. Всех
интересует один вопрос: к чему же Россия
присоединяется и зачем она это делает?
Защитники членства в ВТО утверждают,
что без участия во Всемирной торговой
организации Россия не сможет продолжать
экономические реформы, на равных участвовать
в международной торговле и получать связанные
с этим участием выгоды. Их оппоненты считают,
что присоединение к ВТО нанесет непоправимый
ущерб целым отраслям промышленности,
лишит Правительство возможности принятия
нужных экономических решений, а наиболее
радикально настроенные полагают, что
членство в ВТО «угробит миллионы россиян».
Присоединение России к ВТО – сложный
и длительный переговорный процесс. Его
результатом должно стать полноправное
участие России в системе мировой торговли,
реализация преимуществ международного
разделения труда и кооперации, совершенствование
экономического сотрудничества России
со странами мира.
Курс на создание открытой
экономики, провозглашенный в России
с началом перестройки, предусматривал,
прежде всего, развитие торгово-экономических отношений
с Западом, откуда предполагалось получить
необходимые для модернизации экономики
технологию, кредиты, инвестиции в обмен
на экспортные товары - не только традиционные
топливно-сырьевые ресурсы, но и продукцию
перерабатывающей промышленности, в том
числе наукоемкую. Эта задача была главной
и в процессе формирования стратегии внешнеэкономической
деятельности России, ее децентрализации
и либерализации, политического и институционального
обеспечения. Между тем процесс формирования
новой глобальной структуры мирохозяйственных
отношений, основанной, прежде всего, на
существенно обновленной (в результате
“уругвайского” раунда Генерального
Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ)
многосторонней системе международной
торговли, продолжается и ускоряется.
Абстрагирование России от участия в этом
процессе способно лишь усугубить ее и
без того трудное положение. Поэтому в
рамках осуществляемой в стране экономической
реформы одной из важнейших задач является
присоединение России к системе ГАТТ/ВТО.
1. Структура и функции ВТО.
ВТО – это и организация, и одновременно
комплекс правовых документов, своего
рода многосторонний торговый договор,
определяющий права и обязанности правительств
в сфере международной торговли товарами
и услугами. Правовую основу ВТО составляют
Генеральное соглашение о торговле товарами
(ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное
соглашение о торговле услугами (ГАТС)
и Соглашение о торговых аспектах прав
интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Соглашения ВТО ратифицировались парламентами
всех стран-участниц. Некоторые документы
ВТО уточняют и дополняют статьи ГАТТ,
сохранившие свое главенствующее положение
среди всех документов ВТО. Подавляющее
число этих документов является обязательным
для стран-членов ВТО и лишь четыре соглашения
обязательны для стран, выразивших заинтересованность
в них участвовать.
Решения принимаются всеми государствами-участниками
обычно методом консенсуса, что является
дополнительным стимулом к укреплению
согласия в рядах ВТО. Принятие решения
большинством голосов тоже возможно, но
в ВТО такой практики пока не было; в рамках
работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие
единичные случаи имели место.
Решения на высшем уровне в ВТО принимает
Министерская конференция, состоящая
из представителей государств-членов,
которая собирается как минимум один раз
в два года. В подчинении Министерской
конференции находится Генеральный совет,
который отвечает за выполнение текущей
работы и собирается несколько раз в год
в штаб-квартире в Женеве в составе представителей
членов ВТО, обычно послов и глав делегаций
стран-участниц. В ведении Генерального
совета также находятся два специальных
органа: по анализу торговой политики
и по разрешению споров. Также Генеральному
совету подчиняются комитеты по торговле
и развитию; по ограничениям, связанным
с торговым балансом; по бюджету, финансам
и административным вопросам. Как было
сказано выше, существует четыре соглашения
ВТО, обязательные только для заинтересованных
стран: о торговле гражданской авиатехникой,
о правительственных закупках по молочным
продуктам и говядине. Они привели к созданию
особых органов управления, подотчетных
Генеральному совету.
Генеральный совет делегирует функции
трем основным органам, находящимся на
следующем уровне в структуре ВТО: Совету
по торговле товарами, Совету по торговле
услугами и Совету по торговым аспектам
прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле товарами ведет
наблюдение за применением и действием
соглашений, касающихся торговли товарами.
В деятельности ему оказывает помощь ряд
специализированных комитетов и других
органов, занимающихся вопросами доступа
на товарные рынки, мерами по санитарии
и фитосанитарии, проблемами, связанными
с торговыми аспектами инвестиций, вопросами
субсидий и компенсаций, оценки таможенных
пошлин, технических барьеров в торговле,
антидемпинговой практики, лицензирования
импорта, мониторинга торговли текстилем.
Совет осуществляет контроль за соблюдением
принципов ВТО и выполнением соглашений
ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговле услугами осуществляет
контроль за выполнением соглашения ГАТС
(Генеральное соглашение по торговле услугами).
Совет сосредотачивает усилия на вопросах
телекоммуникационных средств, передвижения
физических лиц, услуг по морским перевозкам.
В его составе находятся Комитет по торговле
финансовыми услугами и Рабочая группа
по профессиональным услугам.
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной
собственности, помимо осуществления
контроля за выполнением соответствующего
соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами
предотвращения возникновения конфликтов,
связанных с международной торговлей
поддельными товарами.
Многочисленные специализированные комитеты
и рабочие группы занимаются отдельными
соглашениями системы ВТО и решением вопросов
в таких областях, как защита окружающей
среды, проблемы развивающихся стран,
процедура присоединения к ВТО и региональные
торговые соглашения.
Секретариат ВТО базируется в Женеве,
имеет около 500 штатных сотрудников; его
возглавляет генеральный директор. Секретариат
ВТО, в отличие от подобных органов других
международных организаций, не принимает
решений, так как эта функция возлагается
на сами страны-члены. Секретариат ВТО
несет ответственность за обеспечение
деятельности органов ВТО в том, что касается
ведения переговоров, осуществления соглашений
и предоставления технической поддержки
различным советам и комитетам, а также
Министерской конференции, оказание технического
содействия развивающимся странам, проведение
анализа мировой торговли и разъяснение
положений ВТО общественности и средствам
массовой информации. Секретариат также
обеспечивает некоторые формы правовой
помощи в процессе разрешения споров и
консультирует правительства стран, желающих
стать членами ВТО.
Годовой бюджет ВТО составляет 134 млн.
швейцарских франков. Он формируется за
счет взносов членов и используется главным
образом для обеспечения работы секретариата.
Секретариат не имеет права принятия решений:
все решения, касающиеся деятельности
организации, принимаются ее членами.
Функции ВТО:
– контроль за выполнением торговых соглашений,
заключенных между членами ВТО,
– организация и обеспечение торговых
переговоров среди членов ВТО,
– наблюдение за торговой политикой членов ВТО,
– сотрудничество с другими международными
организациями,
– прием новых членов,
– разрешение торговых споров между членами.
2. Выгоды России от присоединения к ВТО.
Преимущества системы
ВТО доказывает не только тот факт,
что практически все крупные торговые нации сейчас являются ее членами.
Помимо чисто экономических выгод, которые
достигаются путем снижения барьеров
для свободного товарообмена, эта система
положительно влияет на политическую
и социальную ситуацию в странах-членах,
а также на индивидуальное благосостояние
граждан. Преимущества торговой системы
ВТО проявляются на всех уровнях – отдельного
гражданина, страны и мирового сообщества
в целом.
Выгоды ВТО
для потребителей:
Самая очевидная выгода
свободной торговли для потребителя
– это понижение стоимости жизни за счет снижения
протекционистских торговых барьеров.
За 50 лет существования организации было
проведено восемь раундов переговоров,
и на данный момент торговые барьеры во
всем мире ниже, чем они были когда-либо
за всю историю современной торговли.
В результате снижения торговых барьеров
дешевеют не только готовые импортируемые
товары и услуги, но и отечественная продукция,
в производстве которой используются
импортные компоненты.
Система ВТО, поощряет конкуренцию и понижает
торговые барьеры, в результате чего потребители
выигрывают.
Более широкий выбор товаров и услуг –
также несомненное преимущество свободной
торговой системы для потребителя. Помимо
готовой иностранной продукции, речь здесь
идет и об отечественных товарах и услугах,
ассортимент которых расширяется ввиду
снижения цен на импортные материалы,
компоновочные части и оборудование. Импортная
конкуренция стимулирует максимально
эффективное отечественное производство
и, следовательно, косвенно снижает цены
и повышает качество выпускаемой продукции.
Кроме того, в результате более активного
товарообмена развиваются новые технологии,
как это произошло, к примеру, с мобильной
связью. Увеличение экспорта
отечественной продукции также повышает
доходы производителей, налоговые поступления
в казну и, следовательно, доходы и благосостояние
населения в целом.
Выгоды ВТО для экономики
страны в целом: Экономические выгоды:
- повышение доходов.
Невозможно провести четкую грань между
воздействием свободной торговли на потребителей,
производителей и государство. Так, понижение
торговых барьеров способствует росту
торговли, что приводит к повышению как
государственных, так и личных доходов.
Эмпирические данные свидетельствуют:
после Уругвайского раунда в результате
перехода на новую систему торговых сделок
мировой доход увеличился со 109 до 510 миллиардов
долларов. Единый рынок на территории
Европейского Союза также способствовал
повышению доходов и благосостояния.
Повышение государственного дохода за
счет деятельности успешных экспортеров
позволяет перераспределить получаемые
дополнительные ресурсы и помочь другим
компаниям, сталкивающимся с иностранной
конкуренцией, повысить производительность,
расширить масштабы производства, улучшить
свою конкурентоспособность или же переключиться
на новые виды деятельности - повышение
занятости. Развитие торговли ведет
в долгосрочной перспективе к повышению
занятости, особенно в экспортных отраслях
экономики. Однако в краткосрочной перспективе
потери рабочих мест в результате конкуренции
отечественных предприятий с импортными
производителями практически неизбежны.
Протекционизм не может решить эту проблему.
Напротив, повышение торговых барьеров
вызывает снижение эффективности производства
и качества отечественной продукции, что
при ограничении импорта приводит к повышению
цен на нее и негативно отражается на объемах
продаж, а в конечном итоге и на количестве
рабочих мест.
Повышение эффективности
внешнеэкономической деятельности: Применение принципов
ВТО позволяет повысить эффективность
внешнеэкономической деятельности государства
за счет, прежде всего, упрощения системы
таможенных пошлин и других торговых барьеров.
Как следствие, предсказуемость и прозрачность
экономики привлекают партнеров и повышают
товарооборот. Недискриминационный подход,
прозрачность, большая определенность
условий торговли и их упрощение – все
это способствует понижению расходов
компаний, оптимизации их деятельности
и созданию благоприятного климата для
торговли и инвестиций.
В свою очередь, приток капитала в страну,
в частности, в форме прямых иностранных
инвестиций, создает дополнительные рабочие
места и повышает благосостояние населения
в целом.
Политические
выгоды:
Помимо экономических выгод от более свободной
внешней торговли, государство получает
и определенные политические выгоды
- защита от лоббирования.
У правительства появляется больше возможностей
защищать себя от действий лоббистских
групп, так как торговая политика осуществляется
в интересах экономики в целом.
Проводимая государством политика протекционизма
для отдельных отраслей подразумевает
определенное политическое влияние представителей
этих сфер производства. В первые десятилетия
20-го века усиление политики торговых
ограничений привело к торговой войне,
победителей в которой не было, ведь, в
конечном счете, от подобных ограничений
страдают даже сектора, требующие защиты,
замедляется экономический рост и падает
общее благосостояние.
Присоединение к системе ВТО помогает
избежать подобных ситуаций, так как проводимая
государством политика ориентируется
на развитие всех отраслей экономики,
а не отдельных ее частей, что помогает
избежать искажений конкурентной среды.
Борьба с коррупцией:
Система свободной торговли также создает
предпосылки для принятия разумных политических
решений, борьбы с коррупцией и привнесения
позитивных изменений в законодательную
систему, что, в конечном счете, способствует
притоку инвестиций в страну. Применение
некоторых форм нетарифных ограничений,
к примеру, импортных квот, неизбежно сопряжено
с опасностью коррупции среди чиновников,
распределяющих эти квоты и, следовательно,
получения сверхприбыли компаниями-импортерами
- т.н. “квотной ренты”. Сейчас в ВТО ведется
работа по сокращению и устранению многих
еще существующих квот, особенно на текстильные
изделия.
Прозрачность и гласность, т.е. обеспечение
доступности всей информации по правилам
торговли для общественности; более четкие
критерии по правилам, охватывающим вопросы
безопасности и стандарты на продукцию;
применение принципа недискриминации
также оказывают положительное влияние
на политическую обстановку, сокращая
возможность произвольного принятия решений
и обмана.
Выгода системы ВТО
для взаимоотношений между странами:
- обеспечение равных шансов для всех участников.
Система ВТО уравнивает шансы всех членов,
предоставляя право голоса небольшим
странам, ограничивая, таким образом, возможности
экономического диктата более крупных
государств, что было бы неизбежно при
двусторонних переговорах. Более того,
объединяясь в союзы, небольшие страны
способны добиваться большего успеха
на переговорах. В то же время крупные
государства-участники освобождаются
от необходимости вести переговоры по
торговым соглашениям с каждым из своих
многочисленных торговых партнеров, так
как согласно принципу недискриминации
достигнутые в ходе переговоров уровни
обязательств автоматически распространяются
на всех участников ВТО.