Платежный баланс

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:13, реферат

Описание работы

Платёжный баланс — это «статистический отчёт, где в систематизированном виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами мира за определённый период времени»[1]. Платежный баланс является важным показателем и инструментом, позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле, международных экономических связях, установить ее платёжеспособность. Особенностью данного понятия является то, что первоначальное и современное определения данного термина имеют принципиальные отличия, что нередко вводит в заблуждение.

Содержание

1. Понятие платежного баланса……………………………………….3стр.
2. Структура платежного баланса…………………………………….4-8стр.
2.1Торговый баланс………………………………………………....4-5стр.
2.3 Баланс услуг………………………………………......................5-6стр.
2.3 Баланс движения капиталов и кредитов……………………….6-8стр.
3. Факторы, влияющие на состояние платежного баланса ………... 9-12стр.
4. Методы регулирования платежного баланса……………………..13-18стр.
5. Приложения…………………………………………………………19-20стр.
6. Заключение ………………………………………………………… 21стр.
7. Список используемой литературы…………………………………22стр.

Работа содержит 1 файл

Реферат по мировой экономике.docx

— 56.50 Кб (Скачать)

Странами, c дефицитным платежным балансом, обычно предпринимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов.

1. Дефляционная политика. Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы. В условиях экономического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсирующие меры.

2. Девальвация. Понижение курса национальной валюты направлено на стимулирование экспорта и содержание импорта товаров. Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке.

Удорожая импорт, девальвация может привести к  росту издержек производства импортных  товаров, повышению цен в стране и последующей утрате полученных с ее помощью конкурентных преимуществ  на внешних рынках. Поэтому хотя она может дать стране временные  преимущества, но во многих случаях  не устраняет причины дефицита платежного баланса.

3. Валютные ограничения. Блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.

4. Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика.

5. Специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей - торгового баланса, «невидимых» операций, движения капитала. [2, c. 250]

Важным объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное  регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных  льгот, изменение валютного курса  и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в  вывозе товаров и освоении внешних  рынков государство предоставляет  целевые экспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации  основного капитала, предоставляет  им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять  определенную экспортную программу.

В целях регулирования  платежей и поступлений по «невидимым»  операциям платежного баланса принимаются  следующие меры:

- ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;

- прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;

- содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье «Транспорт»;

- расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.

- регулирование миграции рабочей силы. В частности, ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих.

- регулирование движения капиталов направлено, с одной стороны, на поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой - на уравновешивание платежного баланса путем стимулирования притока иностранных и репатриации национальных капиталов. Этой цели подчинена деятельность государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии по инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска.

При активном платежном  балансе государственное регулирование  направленно на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С  этой целью рассмотренные выше методы - финансовые, кредитные, валютные и  другие, а также ревальвация валют  используются для расширения импорта  и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в том  числе кредитов и помощи развивающимся  странам) и ограничения импорта  капиталов. Обычно применяется компенсационное  регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных  комплексов мероприятий: ре-стрикционных (кредитные ограничения, в том  числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров и др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и  т.д.). Государство осуществляет регулирование  не только отдельных статей, но и  сальдо платежного баланса.

В поисках источников погашения дефицита платежного баланса  промышленно развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке капиталов  в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. В этой связи  активно участвуют коммерческие банки (особенно евробанки) в покрытии дефицита платежного баланса. Преимуществом  банковских кредитов по сравнению с  кредитами международных валютно-кредитных  и финансовых организаций являются их большая доступность и не обусловленность  стабилизационными программами. Однако банковские кредиты относительно дорогие  и труднодоступны для стран, имеющих  крупную внешнюю задолженность.

К временным  методам покрытия дефицита платежного баланса относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии  иностранной помощи.

В связи с  активным привлечением иностранных  кредитов для балансирования платежного баланса внешняя задолженность  стала глобальной проблемой. Окончательным  методом балансирования платежного баланса служит использование официальных  валютных резервов.

В современных  условиях золото как всеобщее платежное  средство используется: во-первых, в  ограниченных размерах и лишь в последнюю  очередь, когда исчерпаны все  другие возможности; во-вторых, в опосредствованной  форме путем его предварительной  реализации на мировых рынках золота в обмен на национальные кредитные  деньги, в которых принято заключать  торговые и кредитные соглашения и осуществлять международные расчеты.

Главным средством  окончательного балансирования платежного баланса служат резервы конвертируемой иностранной валюты. После второй мировой войны США и Великобритания погашали дефициты своих платежных  балансов национальной валютой, так  как Бреттонвудское соглашение придало доллару и фунту стерлингов статус резервной валюты. Благодаря Этой привилегии США смогли сохранить половину своего огромного золотого запаса, накопленного в годы войны и после нее.

С 70-х годов  для приобретения иностранной валюты, необходимой для покрытия дефицита платежного баланса, стали применяться  СДР путем перевода их со счета  одной страны на счет другой в МВФ. Однако эмиссия СДР незначительна, их доля в международных ликвидных  резервах невелика (2,4%). [3, c. 112]

С 1979 г. страны - члены ЕВС для покрытия временного дефицита платежного баланса применяют  также ЭКЮ. Вспомогательным средством  балансирования платежного баланса  является продажа иностранных и  национальных ценных бумаг на иностранную  валюту. Например, США частично покрывают  пассивное сальдо своего платежного баланса, размещая облигации казначейств  в центральных банках других стран.

Окончательным средством погашения дефицита платежного баланса служит также иностранная  помощь в форме субсидий и даров. Например, в 1947 г. 75% совокупного дефицита платежных балансов стран Западной Европы были покрыты за счет помощи США ценой экономических и  политических уступок. В современных  условиях привлечение помощи особенно характерно для большинства развивающихся  стран, платежные балансы которых, как правило, дефицитны.

Активное сальдо платежного баланса используется государством для погашения (в том числе  досрочного) внешней задолженности  страны, предоставления кредитов иностранным  государствам, увеличения официальных  золотовалютных резервов, вывоза капитала в целях создания второй экономики  за рубежом.

Новым явлением стало межгосударственное регулирование  платежного баланса с середины 70-х  годов. Оно возникло как следствие  интернационализации хозяйственных  связей и недостаточной эффективности  национального регулирования. С  возрастанием роли внешних факторов воспроизводства длительное не равновесие платежного баланса усиливает диспропорции в экономике отдельных стран  и в мировом хозяйстве. Поэтому  ведущие страны разрабатывают методы коллективного регулирования платежного баланса. К межгосударственным средствам  регулирования платежных балансов относятся: согласование условий государственного кредитования экспорта; двухсторонние  правительственные кредиты, краткосрочные  взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах по соглашениям «своп»; кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ.

Превышение допустимой в мировом сообществе нормы задолженности  страны ставит проблемы экономического, а затем политического характера. Поскольку рынки ограничивают кредиты  таким странам, покрытие дефицита ее платежного баланса возможно лишь за счет условных кредитов, в частности  МВФ, предусматривающих стабилизационные программы, а также вмешательство  кредиторов и международных организаций  в экономику и политику стран-заемщиц. Поэтому в целях уменьшения риска подобной зависимости страны-должники, в том числе промышленно развитые, переориентируют экономическую политику в целях уменьшения внешнего государственного долга. Эффективным средством оздоровления платежного баланса является сокращение военных расходов, в том числе зарубежных.

Мировой опыт регулирования  платежного баланса свидетельствует  о трудностях одновременного достижения внешнего и внутреннего равновесия национальной экономики. Это усиливает  две тенденции - партнерство и  разногласия - во взаимоотношениях стран  с активным и пассивным платежным  балансом.[4, c. 222] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложения

Платежный баланс Российской Федерации  за январь-июнь 2010 года 
(аналитическое представление)
 
(млн. долл. США)  

 

  I квартал II квартал январь-июнь 2010 г.
Счет  текущих операций 33 538 18 710 52 248
Торговый  баланс 46 576 39 387 85 962
Экспорт 92 266 97 578 189 844
сырая нефть 31 394 34 064 65 458
нефтепродукты 16 980 17 911 34 891
природный газ 13 573 9 832 23 405
прочие 30 318 35 773 66 091
Импорт -45 690 -58 192 -103 881
Баланс  услуг -4 511 -5 704 -10 215
Экспорт 9 189 11 121 20 310
транспортные  услуги 2 956 3 743 6 699
поездки 1 618 2 309 3 927
прочие  услуги 4 616 5 069 9 685
Импорт -13 701 -16 825 -30 526
транспортные  услуги -2 144 -2 888 -5 032
поездки -4 482 -6 285 -10 767
прочие  услуги -7 075 -7 653 -14 727
Баланс  оплаты труда -1 784 -2 307 -4 091
Баланс  инвестиционных доходов -6 070 -11 723 -17 793
Доходы  к получению 8 876 7 947 16 823
Доходы  к выплате -14 946 -19 671 -34 616
Федеральные органы управления 145 -311 -166
Доходы  к получению 617 159 776
Доходы  к выплате -472 -470 -942
Субъекты  Российской Федерации (доходы к выплате) -14 -27 -41
Органы  денежно-кредитного регулирования 1 306 1 192 2 499
Доходы  к получению 1 311 1 198 2 509
Доходы  к выплате -5 -5 -10
Банки -732 -524 -1 257
Доходы  к получению 1 887 1 922 3 809
Доходы  к выплате -2 619 -2 447 -5 066
Прочие  секторы -6 774 -12 054 -18 828
Доходы  к получению 5 061 4 668 9 729
Доходы  к выплате -11 835 -16 722 -28 557
Баланс  текущих трансфертов -672 -943 -1 615
Счет  операций с капиталом  и финансовыми  инструментами -10 318 7 988 -2 329
Счет  операций с капиталом 177 42 219
Финансовый  счет (кроме резервных  активов) -10 495 7 946 -2 549
Обязательства ( '+' - рост, '-' - снижение) 2 759 10 231 12 990
Федеральные органы управления -853 4 477 3 624
Портфельные инвестиции -555 4 749 4 193
выпуск 0 5 104 5 104
погашение -1 294 -103 -1 397
корпусов -554 0 -554
купонов -739 -103 -843
реинвестирование  доходов 433 430 863
вторичный рынок 305 -682 -377
Ссуды и займы -288 -669 -957
Просроченная  задолженность -10 410 400
Прочие  обязательства 0 -12 -12
Субъекты  Российской Федерации 600 226 827
Органы  денежно-кредитного регулирования -2 234 141 -2 093
Банки 1 863 -4 405 -2 542
Прямые  инвестиции 1 402 297 1 700
Ссуды и депозиты 996 -1 848 -853
Прочие  обязательства -535 -2 854 -3 389
Прочие  секторы 3 383 9 791 13 175
Прямые  инвестиции 6 888 10 545 17 433
Портфельные инвестиции 531 -158 373
Ссуды и займы -3 955 -2 397 -6 352
Прочие  обязательства -80 1 801 1 721
Активы, кроме резервных ('+' - снижение, '-' - рост) -13 254 -2 285 -15 538
Органы  государственного управления -420 -336 -757
Ссуды и займы 164 314 478
Просроченная  задолженность -615 -181 -796
Прочие  активы 30 -469 -439
Органы  денежно-кредитного регулирования -100 -36 -136
Банки -1 028 11 163 10 135
Прямые  инвестиции -203 -342 -545
Ссуды и депозиты -2 071 8 250 6 179
Прочие  активы 1 246 3 254 4 500
Прочие  секторы -11 706 -13 075 -24 781
Прямые  и портфельные инвестиции -9 098 -12 274 -21 372
Наличная  иностранная валюта 3 612 6 687 10 299
Торговые  кредиты и авансы -852 -252 -1 104
Задолженность по поставкам на основании межправительственных соглашений 839 -210 629
Своевременно  не полученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в  счет переводов денежных средств  по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными  бумагами -6 577 -5 917 -12 494
Прочие  активы 371 -1 109 -738
Чистые  ошибки и пропуски -6 622 -584 -7 206
Изменение валютных резервов ('+' -снижение, '-' -рост) -16 599 -26 115 -42 713

Информация о работе Платежный баланс