Платежный баланс страны, его роль и назначение

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы невозможно преувеличить, т.к. платежный баланс (ПБ) является зеркальным отражением экономического состояния страны. В современных условиях трудно прогнозировать или активно участвовать в международной валютно-финансовой системе, если четко и реально не сбалансирован ПБ. Объективно обусловленные тенденции к росту взаимосвязей и взаимовлияний экономики развитых стран требует тщательного подхода к разработке ПБ страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………..с.3
1. Понятие платежного баланса………………………………………………………………….с.4
Структура платежного баланса…………………………………………………………...с.5
Сальдо платежного баланса и погашение дефицита платежного баланса…………….с.7
2. Анализ платежного баланса…………………………………………………………………...с.9
3. Проблемы и особенности платежного баланса России……………………………………..с.17
Заключение……………………………………………………………………………………………..с.19
Список литературы………………………………………………………………………………….…с.20
Приложение…………………………………………………………………………………………….с.21

Работа содержит 1 файл

Платежный баланс страны, его роль и назначение.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

Решающую роль в операциях между  резидентами и нерезидентами, которые  относятся в платежном балансе  к разделу "ссуды и займы", по-прежнему играет деятельность Правительства  России по управлению государственным  внешним долгом и государственными внешними активами.

По предоставленным государственным  кредитам нерезидентами было погашено всего около 0,5 млрд. долларов из подлежащих к выплате по графику 10,8 млрд. долларов (общая сумма погашенных основного  долга и процентов без учета  взаимозачета финансовых требований между Россией и Польшей). При этом государства - бывшие республики СССР в счет погашения задолженности перед Россией фактически перечислили в I полугодии 1997 года около 0,2 млрд. долларов. В этой связи необходимо упомянуть, что, начиная с 1996 года, учитывая практическую неспособность государств СНГ осуществлять выплаты на

условиях кредитных соглашений 1993-1994 годов, Россией были подписаны  соглашения о реструктуризации этой задолженности с большинством стран  СНГ. Перенос задолженности в  соответствии с новыми соглашениями нашел свое отражение в платежном балансе за I полугодие 1997 года.

В отчетном периоде Россия предоставила иностранным государствам кредитов на сумму менее 0,1 млрд. долларов.

По привлеченным государственным  кредитам в I полугодии 1997 года Россией было фактически погашено около 2,9 млрд. долларов из подлежащих погашению 6,4 млрд. долларов (сумма основного долга и процентов). Наличие просроченных платежей по внешнему долгу объясняется главным образом тем, что окончательное соглашение между Россией и Лондонским клубом по долгам бывшего СССР в I полугодии еще не было подписано.

За отчетный период сектором государственного управления было использовано кредитов на сумму 3,2 млрд. долларов. Основными  кредиторами России выступали международные финансовые организации - Международный валютный фонд (МВФ) и Мировой банк (по их линии привлечено 2,6 млрд. долларов). При этом отметим, что начинает снижаться роль кредитов МВФ при одновременном усилении значения средств Мирового банка. Последнее можно считать положительным моментом, поскольку займы Мирового банка предоставляются обычно на более льготных условиях.

Мировой банк предоставил России в I полугодии 1997 года два крупных займа: заем на структурную перестройку  экономики (использована полная сумма 0,6 млрд. долларов) и поддержку реформ в социальном секторе (во II квартале использовано 0,3 млрд. долларов, в целом предполагается выделение по этой линии 0,8 млрд. долларов). Для сравнения, за весь 1996 год Мировой банк предоставил России около 0,7 млрд. долларов.

По двусторонним соглашениям в  январе - июне 1997 года Россия получила порядка 0,6 млрд. долларов. В I полугодии 1996 года аналогичная сумма составила  около 3,1 млрд. долларов.

В целом можно констатировать, что  происходит сокращение государственных заимствований в виде кредитов и переориентация на прямой выход на международные финансовые рынки.

Кроме операций федеральных органов  власти, впервые синдицированный  кредит на сумму 0,2 млрд. долларов был  получен в отчетном периоде Правительством г. Москвы (кредит на 3 года, процентная ставка - libor + 3,5 %).

Что касается операций коммерческих банков России с ссудами и займами, то необходимо отметить, что в I полугодии 1997 года продолжался начавшийся еще  в 1996 году процесс присвоения крупнейшим российским коммерческим банкам международных рейтингов. По состоянию на 1 июля 1997 года уже более 20 российских коммерческих банков получили кредитные рейтинги специализированного банковского агентства Thomson Bank Watch, а некоторые из них - и крупнейших мировых рейтинговых агентств IBCA, Moody's.

В итоге банки получили дополнительную возможность привлечения ресурсов мировых финансовых рынков. Основной формой такого привлечения выступили  кредиты. Показатели риска вложений в банк, рассчитанные международными рейтинговыми агентствами, прямо влияют на стоимость получаемых российскими банками кредитов: средний уровень - libor + 4,5 процента.

Увеличение задолженности сектора  нефинансовых предприятий составило  в январе - июне 1997 года почти 3,7 млрд. долларов. Крупнейшие российские предприятия активно начинают напрямую привлекать средства нерезидентов для финансирования инвестиционных проектов. Однако, кроме того, необходимо признать, что одной из причин резкого роста объемов привлекаемых из-за рубежа средств во II квартале было использование российскими предприятиями иностранных источников для погашения задолженности перед федеральным бюджетом.

Усилившийся в январе - июне 1997 года приток иностранного капитала на фоне сохраняющегося, хотя и несколько  сократившегося в I полугодии 1997 года положительного сальдо по счету текущих операций привел к значительному превышению предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке над спросом.

Избыточное предложение было "нейтрализовано" Банком России в рамках проводимой им политики обменного курса - наклонного валютного коридора.

В целом по состоянию на 1 июля 1997 года международные золотовалютные резервы страны достигли рекордного уровня в 24,5 млрд. долларов. За I полугодие 1997 года они увеличились в результате операций, отражаемых в платежном балансе, на 9,5 млрд. долларов. При этом запасы монетарного золота увеличились незначительно.

По состоянию на конец I полугодия  накопленный уровень золотовалютных резервов позволял профинансировать 3,7-месячный импорт товаров и нефакторных услуг, при общепринятом в мировой практике трехмесячном критерии достаточности международных резервов.

В заключение отметим, что в отчетном году отдельные секторы российской экономики играли различную роль с точки зрения накопления иностранных активов и обязательств.

 

 

  1. Проблемы и особенности платежного баланса России.

 

Проблемы составления  платежного баланса в России.

В настоящее  время ответственность за составление  платежного баланса России возложена  на Центральный банк РФ (Банк России) и Госкомстат РФ. Характер отчетности, представляемой в Банк России, позволяет его специалистам сосредоточить усилия на составлении финансового счета. В Госкомстате большое внимание уделяется составлению счета текущих операций. В настоящее время на квартальной основе составляют два платежных баланса — с дальним зарубежьем и ближним зарубежьем. Хотя некоторые источники информации, необходимой для составления платежного баланса, уже сформировались, основной проблемой остается несовершенство информационной базы.

Недавно начала формироваться  таможенная статистика: таможенным комитетом РФ  был опубликован первый бюллетень, содержащий данные об экспортно-импортных операциях за первый квартал 1994 г. Однако эти данные расходятся с соответствующими данными из других источников, например, из отчетности, представляемой в Госкомстат РФ. Причины таких расхождений пока никто не выясняет. Кроме того, данные Таможенного комитета РФ не охватывают и не могут охватить все экспортно-импортные операции.

Много "белых пятен" в платежном балансе с ближним зарубежьем. Например, практически нет достоверной информации об экспорте (импорте) услуг, прямых инвестициях. Если совсем недавно клиринговые и расчетные операции российских резидентов с партнерами ближнего зарубежья осуществлялись через центральные банки стран, то в настоящее время их стали осуществлять коммерческие банки. Пока еще не введена полноценная отчетность по таким операциям.

Отсутствуют данные об оплате труда, выплаченной нерезидентам и  полученной от них. Более того, миграционные службы не располагают достоверной информацией даже о числе граждан иностранных государств, временно находящихся на территории России, и их трудоустройстве. По непроверенным данным, только в Москве число иностранных граждан, которые должны классифицироваться как нерезиденты России, превышает 100000 человек. Численность сезонных иностранных рабочих в приграничных районах тоже велика (например, в Приморском крае).

Нет данных о нераспределенных прибылях совместных предприятий в  России. Согласно методологии платежного баланса считается, что часть таких прибылей, соответствующая доле, принадлежащей прямому иностранному инвестору в общем объеме собственного капитала предприятия, выплачивается иностранному инвестору, который сразу же ее реинвестирует. Условные выплаты доходов классифицируются как доходы от инвестиций и отражаются в счете текущих операций, в то время как их реинвестирование отражается в финансовом счете по статье "Прямые инвестиции".

Отсутствует информация и о нераспределенных прибылях иностранных предприятий, в которые российские резиденты осуществили прямые инвестиции. Эти обстоятельства приводят к деформации структуры счета текущих операций в платежном балансе России.

К сожалению, определение  понятия резидентства в законодательстве России расходится с определением,  данным в Руководстве. В частности, в соответствии с нашим законодательством, филиалы и представительства российских предприятий и банков, расположенные на территории других стран и действующие там более года, рассматриваются как резиденты России. Аналогично филиалы и представительства иностранных компаний и банков считаются нерезидентами России. В Руководстве используется прямо противоположная трактовка. Более того, определение понятия резидентства, приведенное в законодательстве России, сформулировано нечетко и не дает возможности отчитывающимся единицам однозначно применять его.

Серьезной проблемой  остается несовершенство плана бухгалтерских  счетов. Используемый в настоящее время план не позволяет отделять операции с нерезидентами от операций с резидентами, не дает основы для четкой классификации активов и пассивов по виду финансового инструмента. Это существенно затрудняет составление отчетности об иностранных активах и пассивах коммерческих банков. Пока не определена стандартная форма отчетности о финансовых взаимоотношениях с нерезидентами для единиц сектора нефинансовых предприятий. Очень трудно отслеживать движение наличной иностранной валюты по секторам российской экономики, особенно в секторе домашних хозяйств. Очевидно, данные о приросте наличной валюты на руках у населения позволили бы уменьшить чистые ошибки и пропуски.

 

Особенности платежного баланса России.

В странах с закрытой экономикой ПБ рассматривается как категория  с двойным «сс», то есть совершенно секретно. В частности, в СССР сведения о ПБ были опубликованы в последний раз в 1936 году и то не по всем статьям и вплоть до 1991 года фактически оставались тайной за семью печатями. После распада Советского Союза первый российский ПБ был опубликован в 1993 году за 1992 год и до настоящего времени публикуется в мае-июне каждого текущего года за предыдущий год.

Впервые ПБ для СССР и России был  рассчитан за 1990 и 1991г.г. с выделением трех групп стран, с которыми СССР имел различные системы расчетов- в переводном рубле (со странами СЭВ), в свободно конвертируемой валюте и путем валютного клиринга.

Особенность составления ПБ РФ состоит  в том, что за 1992, 1993 и 1994 годы его  разработчиками являлись лишь Центральный  банк России и Госкомстат РФ. При  этом в баланс за указанные годы не вошли операции с нерезидентами из стран-республик бывшего Советского Союза, а сам ПБ составлялся в разрезе сокращенной номенклатуры показателей, что во всей совокупности не позволяло глубоко анализировать сложившуюся систему внешнеэкономических связей страны.

Отдельно за 1994 год дано впервые  аналитическое представление ПБ страны.

По мере включения России в мирохозяйственные  связи, открытости ее

экономики, неизбежным и закономерным становится и насыщенность нейтрального представления ПБ страны через механизм основных агрегатов. Особенно показательным является градация нейтрального представления ПБ страны по кварталам. До 1995 года, то есть за 1992, 1993 и 1994 года, данные касались лишь годового результата. С 1997 года обобщенные характеристики ПБ России нашли свое продолжение в аналитическом представлении в детализированных компонентах, которые в совокупности с нейтральным представлением получили название консолидированного ПБ.

Особенностью ПБ за 1996г. является перелом  в динамике экспортно-импортных операций, выразившийся во втором полугодии в опережающем росте экспорта по сравнению с увеличением импортных поставок. Характерной особенностью ПБ России явилось увеличение притока иностранных инвестиций в страну. Анализ ПБ России показал, что в последние годы идет явная «утечка» валюты из России. Следовательно, необходимо принять ряд действенных мер по прекращению «утечки» валюты.

Отличительной особенностью России от других стран с транзитивной экономикой является ее огромный ресурсный потенциал, который позволяет поддерживать активным текущий ПБ, главным образом за счет положительного торгового баланса. Для России более актуальным является финансирование дефицита счета движения капитал платежного баланса, нежели текущего платежного баланса. Однако, это нельзя назвать плюсом для экономики, так как положительное сальдо счета текущих операций является отражением низкой инвестиционной привлекательности России. Отсутствие взаимосвязи между крупными положительными сальдо ПБ России по текущим операциям и снижением валютного курса рубля- все это отражает особый статус рубля как замкнутой валюты имеющей хождение только в пределах России. Текущий ПБ России в разрезе сбережения-инвестиции при положительном сальдо является следствием чрезвычайно низкого уровня внутренних инвестиций, а не высоких национальных сбережений, хотя бы вследствие огромного и хронического бюджетного дефицита.

Информация о работе Платежный баланс страны, его роль и назначение