Платежный баланс Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 15:41, контрольная работа

Описание работы

Цель работы. Определить роль и значение платежного баланса в формировании денежно-кредитной политики Республики Казахстан.
Задачи:
Рассмотреть сущность, структуру платежного баланса, указать факторы, определяющие его роль и значение в денежно-кредитной политике государства.
Изучить правовые основы составления и функционирования платежного баланса в Республике Казахстан.
3. Анализировать роль и значение Платежного баланса Республики Казахстан за 2010 год в экономике государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
I Глава. Платежный баланс страны, его роль и значение……………………..4
1.1 Сущность и структура платежного баланса…………………………………4
1.2 Факторы платежного баланса………………………………………………...6
1.3 Роль и значение платежного баланса в формировании денежно-кредитной политики…………………………………………………………………………...8
II Глава. Правовая основа платежного баланса республики Казахстан……10
2.1 Основные правила предоставления информации в Платежном балансе
Республики Казахстан…………………………………………………………...10
2.2 Соблюдение стандартов и кодексов при составлении Платежного баланса страны…………………………………………………………………………….12
III Глава. Роль и значение Платежного баланса в экономике РК…………...14
3.1 Экономическое развитие Казахстана в 2010 году…………………………14
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы……………………………………………………………....20

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа .doc

— 305.00 Кб (Скачать)

     В платежном балансе учитываются  такие операции, как экспорт и  импорт товаров и услуг, доходы, трансферты, прямые инвестиции и участие в уставном капитале, займы и кредиты, резервные активы.

     Платежный баланс Республики Казахстан, как и  любой сводный статистический отчет, формируется на основе первичной  государственной статистической отчетности предприятий, банков, министерств и ведомств.

     В 1999 году по рекомендации Международного Валютного Фонда функции по статистическому  обследованию предприятий по операциям  Платежного Баланса Республики Казахстан  Национальный Банк принял на себя. Он несет полную ответственность за формирование платежного баланса страны.

     Ежеквартально Платежный баланс Национальным Банком представляется на рассмотрение Президенту и Правительству, а также международным  финансовым организациям.

     Правительство и Национальный Банк Республики Казахстан использует платежный баланс для оценки текущей экономической ситуации в стране и разработки мер экономической политики, в том числе в области денежно-кредитной, валютной и внешнеторговой политик, политики обменного курса национальной валюты.

     Итак, платежный баланс издавна является одним из объектов государственного регулирования. Это обусловлено  следующими причинами.

     Во-первых, платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и  крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других.

     Во-вторых, после отмены золотого стандарта3 в 30-х годах ХХ в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий.

     В-третьих, в условиях интернационализации  хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе  государственного регулирования экономики.

     Материальной  основой регулирования платежного баланса служат:

  1. государственная собственность, в том числе официальные золото-валютные резервы;
  2. возрастание доли  национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет;
  3. непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов кредитора, гаранта, заемщика;
  4. регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.

     Государственное регулирование платежного баланса  – это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо.

 

 

Глава II.  Правовая основа платежного баланса Республики Казахстан

2.1 Основные правила предоставления информации в Платежном балансе Республики Казахстан

 

     Данные  платежного баланса распространяются в миллионах долларов США, охватывают все трансакции в целом по экономике  Казахстана и состоят из следующих  данных:

     1) текущий счет:

  • экспорт и импорт товаров и услуг (транспорт, поездки, и др.);
  • чистый доход;
  • чистые текущие трансферты.

     2) счет операций с капиталом  и финансовый счет:

  • чистые капитальные трансферты;
  • чистые прямые инвестиции;
  • чистые портфельные инвестиции;
  • другие инвестиции,
  • нетто;
  • и изменения в резервных активах.

     Основные  источники данных:

  • таможенная статистика;
  • отчеты банков, других финансовых и нефинансовых организаций;
  • ежемесячный балансовый отчет Национального Банка РК;
  • данные, предоставляемые Министерством финансов РК, а также другими министерствами и ведомствами;
  • данные пограничных служб.

     Пользователи  вне НБК не имеют доступа к  данным до их официальной публикации. В выпуске данных не содержится каких-либо комментариев со стороны министерств.

     В настоящее время, составители счетов внешнего сектора  трактуют все филиалы иностранных компаний, за исключением филиалов, предоставляющих строительные и буровые услуги, как резидентов4 Республики Казахстан.

     Данные  также распространяются для обеспечения  статистических перекрестных проверок и подтверждения обоснованности данных.

     Ежемесячный «Статистический бюллетень» Национального Банка Казахстан публикует квартальные данные платежного баланса в аналитическом представлении, данные по валовому внешнему долгу и индикаторы внешнего долга. «Годовой отчет» Национального Банка Казахстан также включает данные платежного баланса и внешнего долга.

     Статистическую  отчетность по платежному балансу в  Национальный Банк обязаны представлять предприятия, осуществляющие внешнеэкономические  операции, в том числе совместные и иностранные предприятия; филиалы и представительства иностранных компаний, осуществляющие свою деятельность в Республике Казахстан, независимо от форм собственности.

     Одновременно  обращается внимание руководителей  и главных бухгалтеров предприятий  и организаций, что согласно статье 381 Кодекса Республики Казахстан  об административных правонарушениях  от 30 января 2001 года установлена административная ответственность.

 
 
 
 
 
 

2.2 Соблюдение  стандартов и кодексов при  составлении Платежного баланса

 

     Применяемые в Казахстане практические механизмы  распространения данных оценивались  на соответствие требованиям ОСРД. Метаданные ОСРД были впервые размещены  в Бюллетене стандартов на распространение данных  22 мая 2000 года. В августе 2001 года соответствующие ведомства представили уточненные данные, отражавшие изменения в практике составления и распространения статистики, а также обновленные планы совершенствования макроэкономической статистики.

     Макроэкономическая  статистика Казахстана составляется и  распространяется следующими тремя  ведомствами: Агентство РК по статистике (АРКС) отвечает за статистику национальных счетов и цен; Министерство финансов (Минфин) РК отвечает за статистику государственных финансов; и Национальный Банк РК (НБК) отвечает за денежно-кредитную статистику и статистику платежного баланса.

     По параметрам данных Казахстан перевыполняет рекомендации ОСРД по базовым комплексным структурам данных и рекомендованным к распространению показателям.

     Обзор практики распространения данных в  Казахстане в сопоставлении с  требованиями ССРД к параметрам данных и календарем выпуска статистических данных в плане доступности показывает, что Казахстан отвечает большинству  этих требований.

     Качество  макроэкономической статистики в Казахстане значительно улучшилось за последние  несколько лет. Соответствующие ведомства хорошо себя проявляют в реализации рекомендаций предыдущих проверок, предоставлявших техническую помощь по вопросам статистики, и демонстрируют свою решимость выполнять дальнейшие планы и программы по совершенствованию своей статистики.

     Все три основные ведомства Казахстана, занимающиеся составлением статистических данных, располагают достаточными правовыми  и институциональными предпосылками обеспечения высокого качества статистических данных и демонстрируют понимание важного значения качества данных как одного из основных принципов статистической деятельности. Имеющиеся ресурсы в основном удовлетворяют потребности статистических программ5 Казахстана, хотя необходимо провести дополнительную подготовку специалистов по составлению статистики национальных счетов и государственных финансов .

     Приняты меры по стимулированию эффективного использования ресурсов:

     1) беспристрастность: все три ведомства проявляют профессионализм, а их сотрудники руководствуются хорошо знакомым им кодексом этики государственных служащих.;

     2) чистота методологии: концепции, определения, охват, классификация, разбивка по секторам и основа учета во всех областях статистики в основном соответствуют международным общепринятым стандартам статистики.;

     3) точность и надежность: исходные данные в основном обеспечивают адекватную основу для составления статистики по всем наборам данных, рассмотренным членами миссии.;

     4) практическая пригодность: официальная статистика по всем секторам охватывает актуальную информацию.;

     5) доступность: официальная статистика по всем секторам в целом представлена в четком и понятном виде.

     Макроэкономическая  статистика и статистическая база Казахстана позволяют вести эффективный контроль.

 

Глава III.  Роль и значение Платежного баланса в экономике Республики Казахстан

3.1 Экономическое развитие Казахстана в 2010 году

         По оценке платежного баланса,  профицит счета текущих операций  за первый квартал 2010 года составил 3 миллиарда долларов в сопоставлении  с дефицитом в 1,2 миллиарда  долларов в первом квартале 2009 года. (рис. 1)

(рис. 1)

         По данным Нацбанка, торговый баланс за 1 квартал 2010 года сложился с положительным сальдо в 8,1 миллиарда долларов, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в четыре раза.

        Экспорт товаров за первый  квартал составил 13,6 миллиарда долларов, увеличившись на 66,7% по сравнению с 2009 годом. Официальный экспорт превысил 13,5 миллиарда, в том числе 8,6 миллиарда долларов приходится на экспорт нефти и газового конденсата.

          Стоимость экспорта черных металлов  увеличилась на 32%, цветных металлов - на 69%. При этом количественные поставки нефти и газового конденсата остались на уровне первого квартала 2009 года.

          Импорт товаров оценивается в  5,4 миллиарда долларов. При этом  снижение импорта обусловлено  преимущественно сокращением импорта инвестиционных товаров - на 35%. По остальным товарным группам основной номенклатуры наблюдается увеличение импорта. Импорт товаров промежуточного промышленного потребления, составивших в первых квартале 2010 года наибольшую долю в стоимости импорта, увеличился по сравнению с первым кварталом 2009 года на 17%, потребительских товаров - на 5%. В структуре потребительского импорта суммарный ввоз продовольственных и непродовольственных потребительских товаров вырос на 9% и 2% соответственно.

          Дефицит баланса услуг за первый квартал 2010 года оценивается в 1,5 миллиарда долларов, увеличившись по сравнению с первым кварталом 2009 года на 33,0%.

         Сложившийся по предварительной  оценке дефицит баланса доходов  в 3,7 миллиарда долларов обеспечен  преимущественно выплатами доходов прямым иностранным инвесторам - 3,1 миллиарда долларов в первом квартале.

            По счету операций с капиталом  и финансами нетто-приток, по предварительной  оценке, составил 2,9 миллиарда долларов. Чистое поступление иностранных прямых инвестиций  в Казахстан составило 3,0 миллиарда долларов, а нетто-отток по прямым инвестициям за рубеж составил около 0,3 миллиарда долларов.

          По оценке Национального банка,  сумма аннулированной внешней  задолженности составила 2,5 миллиарда долларов.

         Нацбанк также отмечает, что замена  эмитента еврооблигаций с ПСН  на головные казахстанские банки  привела к росту обязательств  банковского сектора по портфельным  инвестициям на сумму около  3,6 миллиарда долларов. Помимо замены эмитентов, увеличение обязательств банков по портфельным инвестициям на 4,3 миллиарда долларов обусловлено вышеуказанными новыми выпусками в первом квартале текущего года еврооблигаций АО «Альянс Банк», которые были распределены среди его кредиторов. Соответственно, данные операции в общей сумме около 7 миллиардов долларов составляют большую часть уменьшения долгосрочных обязательств банков по другим инвестициям на 7,3 миллиарда долларов.

           Сальдо платежного баланса в  2011 году, вероятно, останется положительным, что будет поддерживать стоимость тенге.   (рис. 2)

Информация о работе Платежный баланс Казахстана