Платежеспособный спрос

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:07, контрольная работа

Описание работы

Исследование термина «платежеспособный спрос» и факторы, влияющие на платежеспособный спрос. Изучить понятие коэффициента эластичности. Изучение эластичности спроса и предложения.

Содержание

Введение 3
1. Платежеспособный спрос и факторы на него влияющие 5
2. Понятие коэффициента эластичности 11
Задача 1 16
Задача 2 17
Задача 3 18
Задача 4 20
Задача 5 21
Список использованной литературы 22

Работа содержит 1 файл

Экономика.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение  3

1. Платежеспособный  спрос и факторы на него  влияющие  5

2. Понятие коэффициента  эластичности  11

Задача 1 16

Задача 2 17

Задача 3 18

Задача 4 20

Задача 5 21

Список использованной литературы  22 
 
 

 

      Введение 

     В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.

     Все это требует глубоких экономических  знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь, тот кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.

     Актуальность  темы заключается в том, что изучение спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени. “Клиент всегда прав” – этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как рыночный спрос.

     Целью контрольной работы является изучение эластичности спроса и предложения.

     Исходя  из цели, формируются задачи контрольной работы:

  • исследовать термин «платежеспособный спрос»
  • рассмотреть факторы, влияющие на платежеспособный спрос;
  • изучить понятие коэффициента эластичности;
  • применить полученные знания при решении задач,
 
 

 

      1. Платежеспособный  спрос и факторы  на него влияющие 

     Платежеспособный  спрос населения, форма проявления личных потребностей людей, обеспеченных денежными средствами, которые используются для покупки товаров и оплаты услуг. Возникает с появлением простого товарного хозяйства и, следовательно, товарно-денежных отношений. Платежеспособный спрос обусловливается социально-экономической природой, структурой совокупного общественного продукта, размерами национального дохода и характером его распределения, благосостоянием народа; обеспечивается достигнутым уровнем развития экономики и культуры. В экономическом смысле реальность Платежеспособный спрос определяется наличием денежных средств у населения. К. Маркс отмечал: «Что касается спроса, то он действителен только при том условии, если имеет в своем распоряжении средства обмена. Эти средства, в свою очередь, суть продукты, меновые стоимости» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 79). Платежеспособный спрос противостоит «...предложение, т. е. продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на него» (там же, т. 25, ч. 1, с. 203). Спрос и предложение воздействуют друг на друга. В их противоположности находит выражение противоположность между стоимостью и потребительной стоимостью товара, а также между двумя стадиями процесса обмена — продажей и куплей. Продажа товаров осуществляется в форме предложения потребительных стоимостей, купля — в форме реализации платежеспособного спроса.

     Спрос — это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание его купить. Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене. Исходя из этого, следует говорить не об абсолютном, а о платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос характеризует не только желание, но и возможность купить товар.

     Спросом называется количество товара, которое  будет куплено за приемлемую цену и в определенный промежуток времени.

     Механизм  рынка позволяет удовлетворять  только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним прежде всего относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами.

     В обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется посредством реализации спроса.

     На  величину спроса, его структуру и  динамику влияют многочисленные факторы экономического, социального и технологического характера. Спрос на товар, например, может увеличиваться в результате рекламы, изменения моды или вкусов покупателей. Несмотря на это, необходимо отметить, что покупатель в первую очередь интересуется тем, сколько стоит товар, который он хочет купить, соизмеряя свои желания со своим доходом. Это означает, что спрос на определенное благо в основном зависит от цен на товары и от дохода, выделяемого покупателем на потребление.

     Количество  вещей, покупаемых людьми, всегда зависит  от цен на товары. Чем выше цена товара, тем меньше его покупают. И наоборот, чем ниже его цена, тем больше единиц этого товара будет куплено при прочих равных условиях.

     Между рыночной ценой товара и тем его  количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обусловливает возрастание спроса. Эту взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товара можно отразить на графике.

     Предположим, что при цене 5 долл. за единицу  товара всеми потребителями будет куплено на рынке 9 единиц товара, при цене 4 долл. — 10 единиц, при цене 3 долл. — 12 единиц, при цене 2 долл. — 15 единиц и при цене 1 долл. — 20 единиц.

     Если  цены за единицу товара (Р) отложим  на оси ординат, а количество товара, на которое предъявляется спрос (Q)}, — по оси абсцисс, то получим следующий график (рис. 1). 

     

     Рисунок 1. – Взаимосвязь спроса и цены товара 

     Такое изображение соотношения между  рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на него называется графиком спроса, или кривой спроса (D — от слова «demand» — спрос). На графике кривая DD отлого опускается. Эта кривая иллюстрирует закон падающего спроса. Суть этого закона состоит в том, что если цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка, то спрос на этот товар уменьшается. Или, что то же самое, если на рынок поступает большее количество товаров, то при прочих равных условиях цена на него уменьшается. Другими словами, величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены.

     Спрос не остается неизменным. При этом необходимо различать изменения величины спроса, или объема опросов, и изменение спроса (характера спроса). Величина спроса меняется тогда, когда меняется только цена данного товара. Характер спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, которые принимались ранее постоянными.

     Графически  изменения объема спроса выражаются в «движении по кривой спроса». Изменение же спроса выражается в «движении самой кривой спроса», в ее смещении. Это можно представить следующим образом (рис. 2).

     

     Рисунок 2. - Изменение объема спроса 

     При изменении цены с Р1, до Р2 когда все факторы, кроме цены, постоянны, движение осуществляется вниз по кривой спроса, увеличивая количество покупаемого товара от (Q1 до Q2. Изменение же спроса (сдвиг кривой спроса D1 D1, вправо в положение D2 D2) показывает, что покупатели приобретают больше продукции при каждой цене. Так, при той же цене P1, покупатель будет приобретать уже количество товара, равное Q1 ˃ Q2.

     Сдвиг кривой спроса обусловлен многими факторами. К их числу относятся изменения величины доходов, цен товаров, являющихся заменителями или дополняющих данный товар в потреблении, вкусов и предпочтений потребителей, ожидания относительно будущих цен на данный товар или степени его дефицитности, сезонные колебания, изменение численности и состава населения.

     Спрос на различные товары различается по степени чувствительности к изменению факторов, определяющих их.

     Спрос населения во многом зависит от таких  факторов, как:

     1) размер денежных средств, находящихся  на руках населения, в сберкассах;

     2) различные выплаты и наследство;

     3) размер рынка;

     4) цена;

     5) полезность и качество товаров;

     6) субъективные вкусы и предпочтения.

     Итак, к неценовым факторам, сдвигающим кривую спроса, относятся такие, как  вкусы и предпочтения потребителей, цены на другие товары, число покупателей, доходы населения и размеры накопленного имущества, инфляционные ожидания. Остановимся на них более подробно.

     Вкусы и предпочтения потребителей. Вполне очевидно, что изменения во вкусах, предпочтениях, моде оказывают существенное воздействие на величину спроса на товар или услугу. Возраст и пол, семейное и социальное положение, а также некоторые другие моменты формируют вкусы и запросы покупателей. Иногда вкусы меняются быстро (например, в таких областях, как популярная музыка, одежда и другое). В этом случае кривая спроса совершает сдвиги очень быстро как в сторону увеличения, так и в обратную сторону. В других случаях изменение вкусов происходит медленно, но постоянно.

     Цены  на другие товары. По характеру воздействия на спрос на какой-то данный товар разграничивают изменения цен на 3 вида товаров: а) товары-заменители (субституты, конкуренты); б) товары-взаимодополнители (комплементы); в) товары, относительно независимые друг от друга.

     Рассмотрим, например, ситуацию с двумя товарами-конкурентами - прохладительными напитками «Pepsi» и «Coca-Cola». При увеличении цены на любой из них спрос части потребителей переключится на потребление большего количества неподорожавшего товара. Обратное явление произойдет, если один из товаров-конкурентов подешевеет. Для взаимодополняющих товаров ситуация иная. Возьмем, к примеру, бензин и автомобили. Резкое вздорожание бензина способно существенно снизить спрос на автомобили, и наоборот. Влияние изменения цен на относительно независимые товары на спрос на них относительно опосредовано и часто неочевидно.

     Размер  рынка. Чем больше покупателей, тем больший совокупный спрос они предъявляют.

     Доходы  населения и размеры накопленного имущества. Чем богаче население, тем больше спрос, и кривая движется вправо и вверх. Если доходы уменьшаются, то движение кривой происходит в обратном направлении. Причем следует отметить, что с ростом доходов увеличивается спрос не на все товары, а, главным образом, на товары более высокого качества. Hа товары низкого качества спрос в этом случае снижается. Однако сказать, какая структура распределения богатства между группами населения - равномерная или поляризованная - создает больший спрос, достаточно сложно.

     Инфляционные  ожидания. Довольно часто увеличение спроса на товар, по причине ожидания скорого и быстрого роста цен на него, принимают за нарушение закона спроса, хотя в данном случае речь идет об изменении функции спроса (сдвиг кривой спроса вправо - вверх). 

 

      2. Понятие коэффициента  эластичности 

     Эластичность (англ. elasticity) — численная характеристика изменения одного показателя (например: спроса или предложения) к другому показателю (например: цене, доходу) и показывающая, на сколько процентов изменится первый показатель при изменении второго на 1%.

Информация о работе Платежеспособный спрос