Планирование транспортного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 10:11, реферат

Описание работы

Внутризаводской транспорт является не только средством перемещения грузов, но и орудием труда, организующим работу подразделений предприятия в заданном ритме или графике. Например, внутрицеховой транспорт является неотъемлемым элементом технологического процесса производства. Им осуществляется перемещение обрабатываемых изделий между рабочими местами, участками и отделениями цеха в последовательности и ритме, заданных технологическим процессом. Транспортно-конвейерные устройства автоматических и поточных линий существенно влияют на ритмичность их работы и длительность производственного цикла. Велико значение транспорта и в своевременном обеспечении предприятия материальными ресурсами, а также в реализации готовой продукции.

Работа содержит 1 файл

Планирование транспортного хозяйства.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

 

 

Введение

 

      Внутризаводской транспорт является не только средством  перемещения грузов, но и орудием труда, организующим работу подразделений предприятия в заданном ритме или графике. Например, внутрицеховой транспорт является неотъемлемым элементом технологического процесса производства. Им осуществляется перемещение обрабатываемых изделий между рабочими местами, участками и отделениями цеха в последовательности и ритме, заданных технологическим процессом. Транспортно-конвейерные устройства автоматических и поточных линий существенно влияют на ритмичность их работы и длительность производственного цикла. Велико значение транспорта и в своевременном обеспечении предприятия материальными ресурсами, а также в реализации готовой продукции.

      Процесс изготовления продукции  на предприятиях различного типа сопровождается перемещением большого количества разнообразных грузов: сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива, готовой продукции, отходов. В течение производственного цикла все эти грузы подвергаются многочисленным перемещениям и погрузочно-разгрузочным операциям, многократно увеличивающим объем транспортных работ. На каждую технологическую операцию приходится несколько транспортных операций.

 

1. Задачи транспортного хозяйства

     Задачи  транспортного хозяйства  - осуществление бесперебойной транспортировки всех грузов в соответствии с производственным процессом, содержание транспортных средств в исправном и работоспособном состоянии, снижение издержек на транспортные и погрузо-разгрузочные работы.

     Рациональная  организация транспортного хозяйства  служит предпосылкой снижения себестоимости  продукции. В зависимости от особенностей технологических процессов и типов производств на предприятии применяются различные транспортные средства.

Классификация транспортных средств предприятия приведена в табл. 1.

Таблица 1. Классификация транспортных средств предприятий

Признак Характеристика
1. Зона  применения 1.1. Внешний транспорт (для связи предприятия с внешними транспортными системами): 
- железными дорогами; 
- аэропортами; 
- речными и морскими портамии др. предприятиями. 
1.2. Внутризаводской — для перемещения грузов между цехами, участками, рабочими местами. Он состоит: 
- из межцехового транспорта; 
- внутрицехового транспорта (для перемещения грузов между участками и рабочими местами); 
- межоперационного транспорта (для перемещения грузов между рабочими местами).

 

2. Вид транспортного  
среды
2.1. Колесный транспорт 
      Железнодорожный 
      Автомобильный 
      Автопогрузчики 
      Электротранспорт (электрокары, вильчатые     погрузчики, электротягачи) 
2.2. Транспортные конвейеры 
2.3. Монорельсовые дороги (в т. ч. с автоматическим адресованием грузов) 
2.4. Трубопроводный транспорт 
2.5. Пневмотранспорт 
2.6. Роботы и роботрейлеры

     Структура транспортной службы предприятия зависит  от особенностей производстваственного  процесса, типа производства и объемов  выпуска продукции.

     Примерная структура транспортной службы машиностроительного (приборостроительного) предприятия  приведена на рис.9.5.

Рис.1. Структура транспортной службы предприятия

 

2.Функции транспортной службы предприятия

Функции транспортной службы предприятия:

     - разработка нормативов, касающихся транспортной службы;

    - планирование потребностей всех видов транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота;

     - планирование ППР транспортных средств;

     - планирование потребности приобретения запчастей;

     - оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами транспорта;

     - обеспечение производстваственных процессов транспортными средми;

     - организация осмотров и ремонта транспортных средств;

     - организация безопасности движения;

     - организация обслуживания транспортных средств (заправка ГСМ, мойка и т.д.);

     - организация приобретения новых транспортных средств, их регистрации в государственных органах, получения лицензий на перевозку грузов и людей, списания и утилизации транспортных средств.

 

3.Планирование потребности в транспортных средствах

3.1 Определение грузооборота и грузопотоков

     Для эффективного планирования потребности  ТС определяются грузооборот предприятия и грузопотоки.

     Грузооборот - это сумма всех грузов, перемещаемых на предприятии за определенный промежуток времени (или сумма всех грузопотоков предприятия).

     Грузопоток - количество грузов (т, шт, кг), перемещаемых в определенном направлении между цехами и складами за определенный промежуток времени.

Грузопотоки рассчитываются на основании:

     - видов перемещаемых грузов;

     - пунктов отправления и доставки;

     - расстояний между пунктами;

     - объемов перемещаемых грузов;

     - частоты и регулярности перевозок.

     Расчеты по грузообороту и грузопотокам предприятия  и его цехов оформляются в  виде шахматной ведомости (таблицы). В ней показаны все перемещения  грузов, осуществляемые на заводе, что  позволяет определить внешний грузооборот  и соответствующие внешние грузопотоки прибытия и отправления, все внутренние (межцеховые) грузопотоки и общий грузооборот завода.

Рис. 3. Шахматная ведомость грузопотоков предприятия

     В этой ведомости отражаются все перемещения грузов. По вертикали перечислены цехи - отправители и склады, а по горизонтали в том же порядке указаны цехи-получатели и склады.

     Каждый  цех и склад представлен графой и строкой. Итоги граф показывают общее поступление грузов в данный цех, итоги строк - величину отправления грузов. Сумма итогов граф или строк по всем цехам и складам отражает величину внутренних грузопотоков.

      Расчеты работы транспорта ведутся  преимущественно  по наибольшему суточному грузообороту Qсут с учетом коэффициента неравномерности Кнер поступления и отправления грузов: 

      Qсут =

, 

      где Qг – годовой грузооборот; D – число рабочих дней в году. Коэффициент неравномерности перевозок показывает отношение максимально возможного грузооборота к среднерасчетному за определенный период времени (Кнер = 1,1¸3,0).

3.2 Выбор и расчет транспортных средств

     Количество  транспортных средств рассчитывается как по межцеховым перевозкам, так  и по внутрицеховым и межоперационным  транспортным системам.

     Основными направлениями совершенствования транспортного хозяйства на предприятиях являются:

     - механизация и автоматизация транспортных операций в сочетании с высокой их организацией;

     - применение унифицированной тары (в том числе и оборотной);

     - внедрение единой производстваственно-транспортной (комплексной) технологии;

     - специализация средств межцехового транспорта по роду перевозимых грузов;

     - организация контейнерных перевозок;

     - внедрение автоматизированных систем управления транспортом.

      Выбор вида транспортных средств зависит от объема грузооборота, габаритов и физико-химических свойств грузов, расстояний и состояния дорог, направлений перемещения грузов и способа их погрузки и выгрузки, назначения транспорта, конструкции и планировки зданий, рельефа территории завода.

      При выборе транспортных средств необходимо также решать вопросы, связанные с применением грузоподъемного оборудования и оборотной тары. Выбранные средства должны предполагать сквозной метод транспортировки на основе единой транспортно-технологической схемы, обеспечивающей стыковку и преемственность отдельных звеньев транспортной сети предприятия. В данном случае межцеховой транспорт передает грузы в стандартной таре на внутрицеховой транспорт с минимальными перегрузками.

      Техническая характеристика выбранных транспортных средств дополняется расчетом их экономической целесообразности с использованием следующих показателей: часовой производительности транспорта, себестоимости перевозки 1 т груза, затрат на один рейс, коэффициента использования пробега, среднетехнической скорости и др. Выбранный вид транспортных средств должен соответствовать конкретным условиям производства, обеспечивать согласованную работу всех подразделений предприятия в установленном ритме при минимальных затратах на приобретение и эксплуатацию транспорта.

      Расчет  количества транспортных средств с в общем виде производится исходя из суточного грузооборота Qсут, грузоподъемности транспортной единицы q, коэффициента использования грузоподъемности Кq и числа рейсов в сутки Np: 

      c =

. 

      Расчет  количества транспортных средств можно  производить исходя из часовой Рч или суточной Рс производительности: 

      с =

или с =
,

      где Fн – плановое время работы транспортного средства в сутки. 

      Число транспортных средств  прерывного (циклического) действия: 

      wтр = Qc / qтр.е,

      где Qс – суточный грузооборот, т; qтр.е – суточная производительность единицы транспортного оборудования, т. 

      Суточная  производительность единицы транспортного  оборудования прямо пропорциональна числу рабочих циклов mц и производительности за один цикл qц, т.е. 

      Qc = qцmц; mц = Fд.с. / Tц.т.,

      где Fд.с – суточный фонд времени работы транспортного оборудования, мин; Тц.т – транспортный цикл, мин (в общем случае Тц.т = Тпр + Тпр, где Тпр – время пробега, Тп – время погрузки и Тр – время разгрузки). 

      Тогда wтр = QсТц.т / (Fд.сqц). 

      Число средств непрерывного транспорта, необходимых  для данного грузопотока, например, транспортеров: wтр.н = Qч / qч, где Qч – часовой грузооборот, т; qч – часовая производительность транспортера, т.

 

3.3 Планирование  и организация  транспортных работ

 

      Планирование  работы транспортного  хозяйства заключается  в составлении годового (квартального) плана производственно-хозяйственной деятельности с разбивкой основных показателей по месяцам. Этот план предусматривает расчет производственной программы (план перевозок), объемов погрузочно-разгрузочных работ, количества транспортных средств и механизмов, численности рабочих, фонда заработной платы, сметы затрат и других показателей работы транспортного хозяйства.

Информация о работе Планирование транспортного хозяйства