Планирование и прогнозирование в Южной Корее

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:36, реферат

Описание работы

При всей своей гибкости, умении перенять и освоить лучшее и наиболее подходящее к местным условиям из иностранного опыта цивилизованного развития, южнокорейской модели экономического роста были присущи и крайности, некоторые специфические черты, например, длительное господство военных режимов, опережение экономического развития по сравнению с процессом демократизации общества, определяющее значение кланово-родовых традиций в социальном развитии.

Работа содержит 1 файл

Реферат ПиПЭ.doc

— 56.00 Кб (Скачать)

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧАСТНЫЙ  ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДРИНИМАТЕЛЬСТВА» 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Планирование и Прогнозирование  Экономики 

на тему: «Планирование и прогнозирование в Южной Корее» 
 
 
 

Выполнил:

Студент 2 курса

Парцевский  Алексей

Группа 121-Э 
 
 
 
 
 

МИНСК 2011

     Введение

     Современная социально-экономическая модель Республики Корея сложилась за сравнительно короткий по историческим меркам срок. Всего за три-четыре десятилетия  Южная Корея смогла преодолеть дистанцию  от отсталой аграрной полуколониальной структуры ее хозяйства до современной индустриально развитой экономики.

     В основе бесспорных достижений Республики Корея лежит удачно выбранная  и успешно реализованная стратегия  экономического роста. Взяв в начале своего пути в качестве основополагающего образца пример японского экономического «чуда», Южная Корея дополнила и развила этот опыт за счет всестороннего и выгодного для нее использования открывшихся в 1970-е годы возможностей новоиндустриализма.

     Южнокорейская модель, в сущности, явилась удачным симбиозом японской и новоиндустриальной стратегий экономического подъема, успешно адаптированных в национальных условиях. Наиболее полно в ней воплотились все основные характеристики экспортоориентированной стратегии индустриального развития.

     Ее последовательная реализация привела к тому, что в конце 80-х годов, когда мир заговорил о «маленьких драконах», Южная Корея в их числе выделялась особенно быстрыми темпами хозяйственного подъема, в основе которых лежали ее сильная включенность в мирохозяйственные связи, использование ею своего особого промежуточного положения между развитым и развивающимся миром. Вовлечение Республики Корея в международное разделение труда совпало по времени с оживлением и интенсификацией ее мирохозяйственных связей, а также доступностью «дешевого» международного кредита. Режим наибольшего благоприятствования и максимальные торговые преференции, предоставленные стране ее торговыми партнерами, способствовали продвижению южнокорейской экспортной продукции на рынки развитых стран. Активное подключение к системе международного разделения труда оказалось, при всех издержках этого процесса, весьма эффективным. В этот период начинает возрастать функциональная роль Южной Кореи в системе международных хозяйственных связей, она становится одной из зон интенсивной промышленной, торговой, технологической и валютно-финансовой деятельности.

     Выбор модели экономического развития Республики Корея, последовательность и характер индустриальной перестройки обуславливались сложным комплексом внутренних и внешних факторов. При этом доминирующими среди них все же являлись внутренние факторы, тогда как внешние играли важную инициирующую роль. Многие из этих факторов заложили параметры экономического роста Южной Кореи, а их особое сочетание в значительной мере предопределили уникальность ее опыта.

     Весомые достижения Республики Корея, как и  ошибки, и провалы, в конечном счете, являются результатом сложного взаимодействия целого комплекса внешних и внутренних факторов. К ним можно отнести: выгодное в геополитическом отношении стратегическое положение страны; ее союзнические отношения с США и Японией; обильную в основном по вышеназванным причинам зарубежную экономическую помощь на начальном этапе восстановления и подъема национальной экономики; нарастающие впоследствии объемы иностранных инвестиций в ее экономику; доминирующую роль государства в модернизации национальной экономики; взаимодействие государственно-бюрократического аппарата с крупным и мелким капиталом; роль крупных южнокорейских финансово-промышленных групп в национальном производстве и внешнеэкономической деятельности; политика государства в отношении трудовых ресурсов и развития научно-технического прогресса в стране; открытость и глубокая интеграция южнокорейского национального комплекса в мировое хозяйство.

     Естественно, что выработка эффективной хозяйственной  политики и ее   реализация   зависели   от   состояния   всего   комплекса   социально-экономических  отношений, единства воли и целей  лидирующей группировки, соотношения  политических сил, степени обострения социальных конфликтов.

     При всей своей гибкости, умении перенять и освоить лучшее и наиболее подходящее к местным условиям из иностранного опыта цивилизованного развития, южнокорейской модели экономического роста были присущи и крайности, некоторые специфические черты, например, длительное господство военных режимов, опережение экономического развития по сравнению с процессом демократизации общества, определяющее значение кланово-родовых традиций в социальном развитии.

     В первую очередь следует отметить, что южнокорейский тип экономического развития явился результатом своеобразного  взаимодействия системы государственного регулирования и формировавшегося рыночного механизма.

     Государственное планирование и прогнозирование  в южной Корее

       Как показывает анализ послевоенного развития большинства промышленно развитых стран и особенно новых индустриальных государств Азии, в динамичной рыночной экономике рынок и государство не только благополучно сосуществуют, но и взаимозависимы. Причем эта зависимость носит прямо пропорциональный характер, т. е. чем сильнее развиты рыночные отношения, тем значительнее государственное влияние на формирование рыночных механизмов и регуляторов, создание условий для развития основ рыночной экономики — свободного предпринимательства и правомерной конкуренции.

     В свою очередь, устойчивость экономической системы, прежде всего, определяется наличием в ней механизмов саморегуляции. В рыночной экономике таковыми являются функциональные системы различного уровня, которые создаются государственными, частными и общественными структурами.

     Весьма  показателен в этом отношении  пример Южной Кореи, где государство  играло и играет основную роль в  построении рыночной модели динамичного и устойчивого развития.

     Государственное планирование в Южной Корее началось с так называемого плана Натана, разработанного в 1954 году с привлечением экспертов ООН. Однако этот и последующие планы были весьма несовершенны и не опирались на целостную концепцию экономического развития.

     В начале 60-х годов экспертами американского Агентства международного развития была разработана долгосрочная (на 20 лет) программа развития экономики Южной Кореи. Она опиралась на рекомендации Международного валютного фонда, которые предполагали, что достичь высоких темпов экономического роста и повысить эффективность общественного производства в развивающихся странах возможно путем приоритетного развития экспортных отраслей и ориентацией на мировой рынок.

     В концептуальном плане программа  предполагала: ориентацию индустриального развития на всемерное укрепление связей с рынками ведущих промышленно развитых стран; включение экспортного сектора экономики в систему международного разделения труда; приоритетное инвестирование конкурентоспособных отраслей экономики; поддержание внутреннего потребления на минимальном уровне; контроль государства над   производством.

     Программой  предусматривалось последовательно выполнить четыре пятилетних плана (1962—1966, 1967—1971, 1972—1976, 1977 — 1981 года).

     Основным  направлением первой пятилетки (1962—1966) провозглашалось создание независимой экономики через индустриализацию страны на основе рационального распределения капиталов и совершенствования промышленной структуры. При этом предполагалось решить следующие задачи: увеличить доходы крестьян путем повышения продуктивности сельского хозяйства; повысить степень обеспеченности страны источниками анергии (в том числе электроэнергией и каменным углем); развивать ключевые отрасли промышленности и инфраструктуры, а также импортозамещающее производство; повысить занятость населения; обеспечить освоение и сохранность природных ресурсов; улучшить состояние платежного баланса страны, в первую очередь за счет расширения экспорта.

     Второй  пятилетний план экономического и социального развития (1967— 1971) был ориентирован на расширение экспорта потребительских товаров, значительный рост национального дохода, на достижение более высокого уровня самообеспеченности развития отраслей тяжелой промышленности. Особое внимание уделялось повышению производительности труда в сельском хозяйстве. Достижение этих целей предусматривалось путем динамичного роста экспорта, повышения нормы накопления, борьбы с инфляцией.

     Главными  задачами, сформулированными в третьем пятилетнем плане (1972—1976), были: содействие сбалансированному росту экономики, стимулирование развития регионов, повышение уровня доходов населения в сельской местности, расширение стоимостного объема экспорта почти в 2 раза, строительство предприятий тяжелой промышленности.

     Основным  итогом третьей пятилетки можно  считать быстрое развитие отраслей тяжелой промышленности. Фактически в этот период был осуществлен переход от трудоемкого к капиталоемкому производству.

     Экономическое развитие в период четвертого пятилетнего плана (1977— 1981) было нацелено на то, чтобы в первую очередь повысить степень самообеспеченности экономики путем структурных преобразований. Особый упор делался на создание фундамента собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, на базе которых предстояло провести технологическую модернизацию промышленности и заложить основу для выпуска отечественной электронно-вычислительной техники.

     Среди приоритетных отраслей промышленности выделялись металлургическая, машиностроительная, электронная, судостроительная, нефтеперерабатывающая и химическая. Сохранялась экспортная ориентация промышленного производства, однако планировались изменения в структуре экспорта за счет увеличения доли продукции тяжелой промышленности и электроники.

     В качестве первостепенных задач нового плана провозглашалось: сокращение внешней задолженности, улучшение состояния платежного баланса за счет увеличения экспорта машинотехнической продукции и наукоемких изделий. В целях ослабления внешней задолженности проводились меры по дальнейшему ужесточению кредитно-финансовой политики, более строгому контролю за краткосрочной задолженностью, переходу на плавающий валютный курс по либерализации внешнеэкономической деятельности.

     Шестой  пятилетний план (1987— 1991) основной целью  провозглашал дальнейшее развитие экспортного  потенциала страны, за счет которого планировалось обеспечить до 50% ежегодного прироста ВВП. Кроме того, в плане декларировалось достижение более сбалансированного социально-экономического развития на основе структурной перестройки экономики, внедрения современной технологии, улучшения регионального развития производственного комплекса, повышение жизненного уровня населения.

     Основными приоритетами седьмого пятилетнего плана (1992—1996) являются развитие наукоемких отраслей и повышение конкурентоспособности экспортной продукции, повышение степени открытости национальной экономики.

     Анализ  основных целей планов экономического развития Южной Кореи, механизма их реализации и итогов выполнения позволяет констатировать, что планирование стало важным составным элементом процесса создания в стране динамичной рыночной экономики.

     На  первоначальном этапе (конец 50-х —  начало 60-х годов) государство проводило политику стимулирования развития импортозамещающих отраслей, которая предусматривает создание собственного производства недостающих товаров и постепенное уменьшение количества и ассортимента импортных товаров. В этих целях государство ввело высокие импортные пошлины на широкий круг промышленных и продовольственных товаров.

     Курс  на импортозамещение дал сравнительно сильный импульс индустриальному развитию Южной Кореи. Произошли определенные изменения в структуре промышленного производства. Увеличился выпуск потребительских товаров и продукции производственного назначения. Расширились производственные мощности предприятий, что способствовало увеличению занятости. Возросла норма накопления, и соответственно увеличился приток капитала в промышленное производство. Значительно увеличилась емкость внутреннего рынка.

     Однако  эта стратегия имела свои объективные  пределы, прежде всего достаточно узкий внутренний рынок. Высокие издержки производства ограничивали объем потребления на внутреннем рынке. Высокий уровень таможенных пошлин, защищающий местных производителей, привел к определенному нарушению народнохозяйственных пропорций. Ориентация на внутренний рынок объективно снижала конкурентоспособность местных товаров.

Информация о работе Планирование и прогнозирование в Южной Корее