Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 21:41, реферат
Сначала план Маршалла вовсе и не был планом, и, как считают многие его инициаторы, так никогда им и не стал. Заместитель руководителя программы реализации этого "плана" Харлан Кливленд назвал его "серией импровизаций и непрерывным международным действием". По существу эта была программа восстановления разрушенной войной Европы, которая более известна под названием "План Маршалла", и она вошла в историю как самый успешный американский внешнеполитический проект послевоенного времени.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Рождение идеи 4
2. Приведение плана в действие 7
3. Предложение плана получателям помощи 9
4. Эволюция плана 10
5. Влияние Корейской войны 12
6. Итоги 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
ЛИТЕРАТУРА
В то же время программа восстановления Европы явно была мощным оружием в холодной войне. Ее главный представитель в Европе, посол Гарриман, в 1949 году даже охарактеризовал весь проект как "огнестрельную операцию". Преемник Маршалла на посту государственного секретаря Дин Ачесон, человек, который, по его собственным словам, "наверное, произнес самое большое число речей и ответил на самое большое число вопросов о плане Маршалла, чем кто-либо на земле", вспоминал, что "в конечном счете американцы и конгрессмены всегда хотели знать, как действует план Маршалла для блокирования расширения советской мощи и принятия коммунистической экономической и политической организации и структуры".
Плану
действительно противостояли
Более того, с самого начала специалисты по планированию из Управления экономического сотрудничества знали, что преодоление вероятных политических препятствий потребует прямого обращения к европейской общественности через голову местных правящих элит. Импровизируя на ходу, журналисты и кинорежиссеры начали информационную кампанию в рамках программы восстановления Европы и превратили ее к концу 1949 года в крупнейшую пропагандистскую операцию, которую одно государство когда-либо осуществляло по отношению к другим в мирное время.
Первые годы плана Маршалла, с июня 1948 до начала Корейской войны в июне 1950 года, все, кто был к нему причастен, вспоминали как золотую эпоху, когда усилия в чисто экономической области, приносили плоды. Эксперты указывали на рост почти на четверть общего производства товаров и услуг в странах-участницах программы с 1947 по 1949 год. Они утверждали, что "общий индекс производства, основанный на показателях 1938 года, возрос до 115 в 1949 году по сравнению с 77 в 1946 и 87 в 1947 году". Было восстановлено и сельское хозяйство, а успех на фронте инфляции считался "хотя и неровным, но явно обнадеживающим". Внешняя торговля государств-членов вернулась на довоенный уровень, но самой примечательной особенностью была смена ее направленности. Больше не ориентируясь на старые европейские империи, торговля быстрее росла внутри Западной Европы, между самими участниками программы. Опыт покажет, что это был долгосрочный структурный сдвиг в экономике континента, который в течение нескольких лет стимулировал политические потребности в европейской интеграции.
Между
тем, к концу 1949 года выяснилось, что
представления стран-партнеров
Британцы
усиленно сопротивлялись экономической
интеграции с остальной Европой,
что было одним их условий предоставления
помощи по плану Маршалла. Голландцы
противились давлению начать пересмотр
своего доминирующего положения
в торговле во имя свободной торговли.
Австрийцы категорически
К началу
1950 года приобретенный опыт и широкие
опросы общественного мнения внесли
существенную корректировку в общие
представления американцев о
европейцах. Вынужденные признать,
что европейцы предпочитают некоммунистические
государства с развитыми
Неожиданный и внушавший опасения поворот событий в Азии в 1950 году вскоре поставил под сомнение само существование плана Маршалла. Резко усилившаяся конфронтация холодной войны, начавшаяся с северокорейского вторжения на Юг в июне, сократила проект по времени и радикально трансформировала его, отчасти используя помощь по плану Маршалла как инструмент, обеспечивающий общее перевооружение Западной Европы во имя "взаимной безопасности". Поправки, внесенные Конгрессом в 1951 и 1952 годах в первоначальный Закон о восстановлении Европы, предусматривали дополнительное выделение 400 млн. долларов продолжать работу и постараться убедить европейских работодателей и работников "принять американское определение социальных и экономических целей (sic) повышения продуктивности", но теперь так, чтобы военное производство для укрепления национальной обороны против советской угрозы можно было увеличивать одновременно с увеличением производства потребительских товаров. Ожидалось, что каждая страна больше сделает для общих усилий (отсюда укрепление НАТО) и таким образом перестроит свои вооруженные силы, значительно сократившиеся по окончании Второй мировой войны. Группы Управления экономического сотрудничества на местах быстро решили, что нет никакого противоречия между требованием Америки об общем перевооружении и традиционными целями программы: вопрос лишь в привязке существующих политических целей к новым потребностям.
В таком контексте успешная Информационная кампания в рамках плана Маршалла вскоре активизировались, превратившись в нечто напоминающее "психологическую войну", причем промышленность и организованный труд определялся как передовой фронт идеологической холодной войны против коммунизма. Как пояснял Ричард М. Бисселл, один из самых влиятельных умов, работавших над программой восстановления Европы, в статье, опубликованной в апреле 1951 года в ведущем американском журнале по международным отношениям "Форин аффейерз", Соединенные Штаты могут вести эту войну в Европе наиболее эффективно силой своего экономического примера и большой привлекательности своей потребительской экономики для европейцев всех регионов и социальных классов:
"Кока-кола"
и голливудские фильмы могут
считаться двумя продуктами
В конечном счете, каждой стране-участнице удалось осуществить свою особую версию мирной революции Бриселла. В экономическом смысле план Маршалла имел гораздо большее значение в Греции, Франции, Австрии и Нидерландах, чем в Ирландии, Норвегии или Бельгии. Для некоторых стран, например, для Италии, он был действительно решающим, пожалуй, всего в течение одного года, но для других поток льгот продолжался несколько лет.
Каждая страна по-своему использовала заданный планом экономический импульс. Датчане получили сырье и энергию. Другие народы, в том числе в оккупационных зонах Германии, больше всего оценили продовольствие, поставляемое по плану Маршалла. В Италии и Греции наибольшую долгосрочную пользу принесла помощь в восстановлении железных и автомобильных дорог и линий энергоснабжения. Во Франции на первый план вышли промышленные инвестиции; в Великобритании Встречный фонд был почти полностью использован на погашение долгов военного времени и укрепление фунта стерлингов.
И Австрия, и Швеция, каждая на свой лад, считают, что их успешное подключение к Западу берет начало с плана Маршалла. Хотя в Италии и Франции продолжали расти коммунистические партии, они, по крайней мере, не захватили власть, и с продолжением холодной войны эти страны сохранили ориентацию на Запад. Пожалуй, в целом наибольший выигрыш получила Германия, поскольку динамика европейской интеграции, задуманной и стимулированной планом Маршалла, позволила новой Федеративной Республике набрать силу и обрести респектабельность, успокоив подозрения своих соседей. Ожидавшаяся революция во франко-германских отношениях действительно произошла. Какими бы ни были ее непосредственные причины в контексте холодной войны, ни одна политическая перемена не продемонстрировала так ярко контраст с эпохой после Первой мировой войны.
Через пятьдесят лет после этого важного опыта, Джим Уоррен, работавший над планом Маршалла в Греции, радовался:
"У
нас была цель, в нас горел
огонь, мы работали как
В течение
короткого времени новое
В Европе
в результате столкновения заимствованных
и местных моделей образовался
заряд, положивший начало великому буму
1950-х. Программа восстановления Европы
была искрой, которая вызвала цепную
реакцию. В 1957 году появился Римский
договор о создании Европейского
экономического сообщества. Хотя эта
схема формирующейся
Что же
касается американцев, то после неуклюжего
вступления в Первую мировую войну в качестве
международной державы они, наконец, выработали
внешнюю политику и общую стратегию, "созвучную
их новым обязанностям главного кредитора,
главного производителя и главного потребителя
20-го века", как сформулировала это в
1950 году Вера Мичелс Дин в книге под названием
"Европа и Соединенные Штаты". Они
также обрели новый национальный имидж
Америки как державы, способной успешно
сочетать военное, политическое и экономическое
лидерство международного масштаба, имидж,
призванный вновь появляться всякий раз,
когда страны отворачиваются от войн,
стараются уйти от лишений и двигаться
вперед к новому, более перспективному
будущему.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После
Второй мировой войны экономическое положение
стран Европы включая и СССР значительно
ухудшилось. Следовательно, внешняя политика
США также обострилась. В связи с этим
США выдвинули план спасения европейских
стран, получивший название «План Маршалла».
Политика направлена против голода, нищеты,
отчаяния и хаоса. Ее целью должно стать
возрождение в мире работающей экономики,
что позволит создать политические и социальные
условия для существования свободных
институтов. «План Маршалла» сразу приняли
Париж и Лондон. Советский союз был против
этой программы. Вместо этого они предлагали
сформировать отдельные ответы, касающиеся
каждой страны. Молотов пытался заставить
англичан и французов отказаться от участия
в «плане Маршалла». Но все Западные страны,
которые участвовали в торговых отношениях,
на условиях обмена товаром между ними
согласились. Это Австрия, Бельгия, Дания,
Греция, Исландия, Ирландия, Италия, Люксембург,
Норвегия, Нидерланды, Португалия, Швеция,
Швейцария и Турция, Франция и Великобритания.
А страны Восточной Европы, которые были
под влиянием СССР отказались, так как
это выглядело бы как намерение направленного
на изоляцию Советского Союза. Помощь
странам предоставлялась безвозмездно.
План Маршалла оправдал себя во всех участвующих
странах, везде стал наблюдаться экономический
рост.
США желали распространить во всем мире
американские принцепы социально – экономических
отношений. План сопровождался активной
пропагандой в пользу свободного предпринимательства,
восхвалением его духа, эффективности
и конкуренции - типичные элементы рыночной
экономики, составляющие стимулы ее роста.
В плане была изложена концепция производительности
труда как самодостаточной экономической
цели и как косвенного средства смягчения
классовой борьбы.
Кроме этого американское вмешательство
содействовало распространению в Европе
стремления к сотрудничеству в решении
проблем, что служило альтернативой конфликтам,
а также отражало возможность преодоления
вековых барьеров, которые негативно влияли
на жизнь европейцев и продолжали сдерживать
развитие континента. Ныне, когда основной
мировой потенциал сместился за пределы
Старого Света, анахроничными представлялись
конфликты типа противостояния Франции
и Западной Германии. США добивались того,
чтобы Западная Европа рассматривала
подобные конфликты как внутренние проблемы
собственной системы и искала бы решения,
отвечающие взаимозависимости, которую
пытались создать институты типа Европейского
платежного союза и Организации европейского
экономического сотрудничества. Кстати,
пример Германии был более чем очевиден.
Но столь же очевиден был и тот факт, что
план Маршалла оказал решающее влияние
на углубление характера конфликта, который
разделил страну на два государства, что
осложнило поиски решения германского
вопроса.