Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:25, контрольная работа
Первый этап в развитии человечества первобытнообщинный строй занимает огромный период времени с момента выделения человека из животного царства (около 35 млн. лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н.э.). Его периодизация основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (археологическая периодизация).
В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяются три периода:
каменный век (от возникновения человека до III тыс. до н.э.),
бронзовый век (с конца IV до начала 1 тыс. до н.э.),
железный век (с 1 тыс. до н.э.).
Общая характеристика первобытной эпохи и ее хронологические рамки………………………………………………………………………..3
Хозяйственная жизнь первобытного общества…………………………..5
Технические достижения. Фазы эволюции. Хозяйственно-технические достижения…………………………………………………………………7
Хозяйство эпохи среднего и позднего палеолита………………………..9
Экономическое развитие мезолитических племен……………………..10
Неолитическая революция……………………………………………….13
Особенности первобытной экономики у восточных славян…………...15
Список использованной литературы…………………………………….17
Неолитическая
революция. Переход от присваивающего
хозяйства к производящему
Лидером неолитической революции был
Ближний Восток (Передняя Азия). Отсюда
произошли многие окультуренные злаки
и овощи, многие породы одомашненного
скота.
Переход от присваивающего хозяйства к производящему
коренным образом изменил
Основными признаками неолитической революции стали:
возделыванию злаков и выращиванию
животных;
второе (после разделения земледелия и
скотоводства) разделение труда
предшественников городов;
деятельности;
администрации, власти вождя;
собственности, например индивидуальной собственности на землю;
особенно в районах орошаемого земледелия; расширение военных столкновений между ними;
племенных богов, формирование политеизма
(многобожия).
В результате
неолитической революции возникло имущественное
и социальное неравенство, выделилась
особая группа знатных и богатых людей,
которые сосредоточили в своих руках власть
над общиной, племенем, группой племен.
Такое положение закрепляли обычаи, правила
поведения. Этот элитарный слой стал основой
формирования будущей аристократии. Принадлежность
к нему закреплялась авторитетом, которым
человек пользовался у своих соплеменников.
Особую
роль в приобретении высокого статуса
играло богатство. Следует, однако, учитывать,
что в неолитическом обществе отношение
к богатству было иным, чем наше, современное.
Богатство ценилось не столько само по
себе, сколько как средство достижения
престижа — особого уважения, почета.
Чтобы достичь высокого положения, человек
должен был постоянно проявлять щедрость,
делиться с членами своего рода, общины,
племени, устраивать общественные пиры,
раздачи даров. С помощью дара устанавливались
особые отношения между людьми. Человек
дарящий занимал в сознании людей более
высокое положение, чем тот, кто принимал
дар. Каждый дар должен быть вознагражден
ответно, но далеко не у каждого была возможность
ответить достойным даром на дар. Равноправные
отношения устанавливались тогда, когда
осуществлялся равный обмен дарами. Неравенство
в дарах приводило к установлению зависимости
одних людей от других. В борьбу за престиж
были включены все члены общины или племени,
все ее материальные ресурсы. Такую экономику
ЭТНОЛОГИ называют престижной.
Руководство
общиной, племенем попадало в руки не только
умелого, мудрого, но и самого щедрого
человека, обладавшего наивысшим престижем.
От него ожидали, что он будет заботиться
о благе всей общины, раздавать свое имущество.
Для того чтобы было что раздавать, необходимо
накопление богатства. Члены общины стали
делать регулярные подношения вождю, которые
постепенно превратились в обязательные.
Вождь сосредоточивал в своих руках не
только власть, но и значительную часть
общего богатства. Он стал преследовать
свои собственные интересы, которые сводились
не столько к личному обогащению, сколько
к по лучению абсолютного права распоряжаться
богатством и распределять его. Это оптимальный
путь укрепления власти вождя, превращения
ее в жесткую систему администрации, которая
в перспективе может перерасти во власть
государственную.
На пути к государству
ученые выделяют две стадии - племя и вождество.
Племя является
объединением, в котором еще сильны кровно
родственные связи, еще существуют общность
хозяйственной жил ни, экономическое и
социальное равенство. Вырабатывается
само сознание племени, в котором обозначается
четкое разделение па «своих» и «чужих»,
определение своей территории, своих богов.
На мужчин племени возлагается его защита
от врагов. Управление осуществляется
через совет племени. Глава племени вождь
— приобретает свой статус прежде всего
благодаря личным достоинствам — мудрости,
смелости, щедрости.
На стадии вождества
положение вождя становится наследственным.
Вождь осуществляет распределение, а впоследствии
и пере распределение богатства племени.
В сознании соплеменником укрепляются
сакральные представления о вожде. Формируется
социальное неравенство, создается градация
статусов, возникает аристократия. Это
прежде всего военное окружение вождя,
дружина. В функции управленческой верхушки
входит регулирование ясна ни племени,
организация и использование общественного
груда членов племени. Социальное неравенство
связано с экономической дифференциацией
внутри племенного объединения, развивается
институт собственности. На стадии вождества
возникают первые протогосударственные
образования.
Появление протогосударственных
образований знаменует собой окончание
эпохи первобытности.
Появление излишков продукции способствовало активному обмену, а позже появлению и развитию торговли, которая шла в основном по многочисленным рекам и их притокам. Особенно активно использовали великие водные пути – «из варяг в греки» и по Волге к Каспийскому морю – «из варяг в персы».
Путем «из варяг в греки» активно
пользовались скандинавские народы,
которых славяне называли варяг
Главными предметами внешней торговли были меха, воск, мед, челядь (рабы). С Востока и Византии шли шелка, серебряные и золотые изделия, предметы роскоши, благовония, оружие, пряности.
Успехам торговли способствовало распространение по южнорусским степям кочевого тюркского племени хазаров. В отличие от других азиатских народов хазары вскоре стали оседать на земле. Они заняли степи по берегам Волги и Днепра, создали свое государство, центром которого стал город Итиль на Нижней Волге. Хазары подчинили себе восточнославянские племена полян, северян, вятичей, с которых брали дань. В то же время славяне использовали протекавшие по территории хазар Дон и Волгу для торговли. В.О. Ключевский, ссылаясь на арабские источники, писал, что русские купцы возят товары из отдаленных краев страны к Черному морю в греческие города, где византийский император берет с них торговую пошлину – десятину. По Волге купцы спускаются к хазарской столице, выходят в Каспийское море, проникают на его юго-восточные берега и даже провозят свои товары на верблюдах до Багдада. Найденные археологам клады арабских монет в районе Днепра свидетельствуют, что эта торговля велась с конца VII-VIII вв.
С развитием торговли связано у славян появлении городов. Большинство городов возникало по водному пути Днепр – Волхов. Чаще при слиянии двух рек появлялось место обмена товарами, куда сходились звероловы и бортники для торговли, как тогда говорили для гостьбы. На их месте, сложились будущие русские города. Города служили торговыми центрами и главными складскими пунктами, где хранились товары.
В «Повести временных лет» уже называются города Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Псков, Полоцк, Витебск, Ростов, Суздаль, Муром и др. Всего к IX в. насчитывалось около 24 крупных городов. Поэтому варяжские пришельцы называли славянскую землю Гардарикой – страной городов.
Летописи донесли до нас предание о возникновении Киева. Кий, его братья Щек и Хорив и сестра их Лыбедь основали на трех холмах на Днепре свои городища (дворы). Потом они объединились в один город, который и назвали Киевом в честь Кия.
Появились первые княжества. Из арабских
источников VIII в. мы узнаем, что в
то время у восточных славян существовали
такие княжества: Куявия (Куяба –
вокруг Киева), Славия (в районе озера
Ильмень с центром в Новгороде)
и Артания. Появление таких центров
свидетельствовало о
Список использованной литературы
Информация о работе Первобытное хозяйство: основные этапы развития, черты и особенности