Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:24, статья
Азербайджан и Казахстан, после распада СССР, как и другие бывшие союзные республики, в начале 1990-х годов пытались формировать свои национальные стратегии развития государственности и модели экономического развития. В этих странах проводились экономические реформы и происходили интеграционные процессы по вхождению в мирохозяйственную систему. С воздействием трансформации административно-командной системы управления секторами экономики стран, в этих республиках усилились работы по развитию приоритетных направлений экономической политики в региональном и международном контексте.
УДК 330.3 (1-664) “713”;339.97 (1-664) “713”
Ш.Т.Алиев,
кандидат экономических наук,
докторант Государственного
Экономического Университета
Перспективы усиления
стратегического партнерства
Азербайджан и Казахстан, после распада СССР, как и другие бывшие союзные республики, в начале 1990-х годов пытались формировать свои национальные стратегии развития государственности и модели экономического развития. В этих странах проводились экономические реформы и происходили интеграционные процессы по вхождению в мирохозяйственную систему. С воздействием трансформации административно-командной системы управления секторами экономики стран, в этих республиках усилились работы по развитию приоритетных направлений экономической политики в региональном и международном контексте. В числе характерных факторов экономического развития в Азербайджане и Казахстане выделяются следующие:
Следует отметить, что в условиях полноценного перехода к рыночным отношениям и инновационной экономике Азербайджану и Казахстану предстоит еще решить ряд важных стратегических задач. В их числе особенно выделяется обеспечение высокого научно-технического уровня и эффективности не только добывающих отраслей (нефти, газа, других полезных ископаемых и др.), но и в то же время всех реальных секторов экономики страны в контексте адекватности мировым рыночным отношениям. Кроме того, в современных условиях развития мировой экономики (особенно, когда мировую экономику лихорадят финансовые кризисы и экономические спады), необходимо повысить конкурентоспособность производимых товаров с применением новейших технологий, обеспечить внедрение ключевых функций инновационной экономики, чтобы придать особый иммунитет в укрепление на мировом экономическом пространстве. В целом, конкурентоспособность – совокупность потребительских свойств производимой продукции, особенно влияет на деловую активность и способствует имиджу страны. Более того, как важнейшие факторы конкурентоспособности преимущественно характеризуются элементы технического уровня и качество продукции, ориентированное на продвижение на внутренних и мировых рынках при сопоставлении этих стратегических задач в экономическом развитии Азербайджана и Казахстана. Прослеживается необходимость повышения уровня и модернизации промышленных и производственных мощностей, создание современных капиталоемких и инновационных промышленных предприятий по усилению конкурентоспособности среди стран мира. Нельзя забывать, что страны СНГ отсутствуют в числе самых конкурентоспособных 50-ти стран, где Казахстан и Азербайджан занимает соответственно : 66-е и 69-е места. В этом списке, из числа стран СНГ, их опередила только Россия, которая заняла 51-е место.
Несмотря на то, что Азербайджан
и Казахстан в числе
Следует отметить, что Казахстан - одна из наиболее выделяющихся сбалансированной геополитикой и геоэкономикой страна в СНГ. В стране созданы системообразующие органы – государственная система управления республикой, законадательство, финансовая система – национальная валюта и банки, транспортная и энергетическая системы, обновленная система образования и прочие [1]. По мнению экспертов, в Казахстане комплексно осуществляется кластерное развитие реальных секторов экономики страны в виде приоритетных направлений: нефтегазовое машиностроение, металлургия, пищевая и текстильная промышленности, производство строительных материалов, транспортнологистические услуги и туризм. Казахстан по уровню ВВП превысил 100 миллиардную (долларов США) планку, а в пересчете на душу населения, ВВП среди стран СНГ отстает только от России. Страна по темпам экономического развития превысила гораздо раньше, чем другие страны СНГ по сравнению с 1991 годом [2]. Начиная с 2000 года, ВВП страны увеличилось в среднегодовом выражении на 9-10 процентов.
Следует подчеркнуть,
что и Азербайджан по
Пользуясь выгодным географическим местонахождением на стыке Европы и Азии, Азербайджан стал инициатором крупных региональных и транзитных проектов. Уже реализованы проекты по нефтепроводу Баку- Тбилиси –Джейхан (Турция) и газопроводу Баку –Тбилиси – Эрзурум (Турция). Независимо от финансовых кризисов мира, наблюдается решительность, направленная на успешную реализацию железнодорожного проекта Баку- Тбилиси- Карс(Турция), который обеспечит, наравне с северным железнодорожным коридором Азербайджана (через Россию), доставку грузов в Европейские страны, а также в ряд стран Азии.
Следует подчеркнуть, что в Азербайджане предпринимается немало мер, направленных на улучшение благосостояния людей, усиление занятости, снижения уровня безработицы и бедности. Только по официальным данным за 2003-2008 годы в Азербайджане создано 766 тысяч рабочих мест и особенно привлекательно, что эти рабочие места преимущественно созданы в разных регионах страны. По итогам осуществляемых эффективных социально-экономических реформ в Азербайджане, уровень бедности от 49 % в 2003 году снизился до 13,2 % в 2008 году. Уровень безработицы за этот период снизился до 4,3 % и в 2008 году, в целом, этот показатель составил 6,4 %.
Однако, стоит отметить, что эти достижения и значительные успехи произошли в те годы, когда в мире стремительно росли цены на энергоносители и продукцию добывающих отраслей. В связи с финансовым (экономическим) кризисом в мире и падением цены на нефть, усилением влияния последствий финансового кризиса на процессы экономического развития Азербайджана и Казахстана, назрела острая необходимость диверсификации многих основных макроэкономических показателей страны, в том числе структуру ВВП, доходные части бюджета и, особенно, структуру внешнеторгового оборота. Необходимость принятия этих мер больше всего связана с обеспечением продолжения проведения экономических реформ и недопущения спада экономики до критического состояния. Как правило, финансовые и экономические кризисы в мире наряду с негативными последствиями, сопровождаются рядом положительных факторов, таких как, испытание модели экономического развития страны на прочность, вынужденная диверсификация экономических субъектов и отраслей, совершенствование межстрановых интеграционных процессов и, безусловно, твердое определение стратегических партнеров с точки зрения геополитики и геоэкономики, отвечающих национальным интересам этих стран-партнеров. На наш взгляд, Азербайджан и Казахстан могли бы быть примерами в регионе и мире по стратегическому партнерству и созданию оптимальной модели торгово-экономического межстранового сотрудничества с расширением интеграционных процессов в третие страны и, в целом, в мирохозяйственную систему. Это объясняется следующими особенностями:
Следует подчеркнуть, что
между Азербайджаном и
Эти страны после распада СССР уже имели дипломатические отношения в субъекте независимых государств и тесно сотрудничали не только в двухстороннем формате, но и в рамках СНГ, ОЭС, ТРАСЕКА, ОНК, ОБСЕ и прочих. Между Азербайджаном и Казахстаном намечен и осуществляется широкий спектр приоритетных направлений сотрудничества в рамках договора «О стратегическом партнерстве и союзнических отношениях» (2005 год), в котором просматривается развитие ряда перспективных направлений по торгово-экономическому, научно-техническому сотрудничеству [5]. Особо стоит отметить, что в 2003-2008 годах стали динамично развиваться торгово-экономические связи между двумя странами (Таблица).
Таблица*
Динамика внешнеторгового оборота между Азербайджаном и Казахстаном
в 2003-2008 годах
млн.долл.США
Годы |
Внешнеторговый оборот |
В том числе: | ||
импорт |
экспорт |
сальдо± | ||
2003 |
148,84 |
138,71 |
10,13 |
-128,58 |
2004 |
246,16 |
236,74 |
9,42 |
-227,32 |
2005 |
112,51 |
95,35 |
17,17 |
-78,18 |
2006 |
232,91 |
127,25 |
105,66 |
-21,59 |
2007 |
349,9 |
222,3 |
127,6 |
-94,7 |
2008 |
490,3 |
200,0 |
290,3 |
90,2 |
*Таблица составлена по материалам Министерства Экономического Развития Азербайджанской Республики
Стоит отметить, что, несмотря на ежегодный рост внешнеторгового оборота между двумя странами, во внешнеторговом обороте Азербайджана доля Казахстана не превысила 3% . Так, в 2007 году внешнеторговый оборот составил 349,9 млн.долл.США, из них на долю импорта приходилось -222,3 млн.долларов США (3,89% в общем импорте Азербайджана) и экспорт составил 127,6 млн.долл.США (2,1% в общем экспорта Азербайджана). По сравнению с 2007 годом внешнеторговый оборот между двумя странами возрос на 50,2%, в том числе импорт-74,7% и экспорт – 20,8%. В 2008 году во внешнеторговом обороте Азербайджана доля Казахстана составила лишь около 1-го %, при этом рост уровня внешнеторгового оборота по сравнению с 2003 годом составил 3,3 раза и впервые за последние 6 лет внешнеторговое сальдо зафиксировано в пользу Азербайджана на сумму 90,2 млн.долл.США. Стоит отметить, что в структуре внешнеторгового оборота между Азербайджаном и Казахстаном преимущественную долю занимают зерновые культуры (мука, черные металлы и металлопрокат, сера и прочие). В структуре импорта доля зерновых культур составляет около 90 процентов всего объема импорта Азербайджана из Казахстана. В структуре экспорта в Казахстан преобладают такие изделия, как корабли, лодки, плавающие конструкции, продукции нефтепереработки, изделий черного металла и т.д.
В Бакинском порту Говсаны уже действует терминал для ввоза казахстанской пшеницы, осуществляется совместный проект по проведению волоконно-оптической линии связи по дну Каспийского моря, который станет важнейшим узлом Трансазиатско-Европейской волоконно-оптической линии. Кроме того, диверсификация транспортировки углеводородов на мировые рынки усиливает сотрудничество между двумя странами в транспортировке энергоресурсов. Казахстанская нефть транспортируется из Актау в танкерах в Баку и отсюда, по железной дороге, отправляется в порты Черного моря (Грузия) для дальнейшей поставки по адресу покупателей-стран. Кроме того, желание Казахстана присоединиться к основному нефтепроводу из Каспийского бассейна к мировым океанам – трубопроводу Баку- Тбилиси- Джейхан (Турция) не вызывает сомнения и находится в процессе согласования. Подключение Казахстана к нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (Турция) отвечает обоюдным интересам Азербайджан и Казахстана, и даже больше всего на общие интересы туркоязычных государств во главе с Турцией.
Информация о работе Перспективы усиления стратегического партнерства Азербайджана с Казахстаном