Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:23, контрольная работа
Целью данной работы является исследование перспектив развития зон научно-промышленного типа в России.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить основные типы зон научно-промышленного типа.
2. Рассмотреть районы России, имеющие предпосылки для развития зон научно-промышленного типа.
3. Определить проблемы и перспективы развития зон научно-промышленного типа в России.
Введение
1. Основные типы зон научно-промышленного типа
2. Районы России, имеющие предпосылки для развития зон научно-промышленного типа
3. Проблемы и перспективы развития зон научно-промышленного типа в России
Заключение
Список использованных источников
Территории ФГУП «Плодово-ягодная
станция», Дальневосточная
Всероссийская станция растениеводства
им. Вавилова обозначены на «Плане современного использования» как
функциональные зоны научно-производственного
назначения в соответствии с их специализацией.
В проектном решении предусмотрено изменение
их функционального назначения в жилые
и рекреационные зоны
Имеющийся потенциал
академической, вузовской и прикладной
науки, сосредоточенный во Владивостоке,
наличие в нём высококвалифицированных
научно-педагогических кадров позволяют
создать крупный международный центр
университетского образования для всего
Азиатско-Тихоокеанского региона. С этой
целью на Русском острове намечено размещение
Международного учебного центра для студентов
стран АТР и российского Дальнего Востока
для совместного обучения и расширения
контактов учащейся молодёжи.
Международный учебный
центр располагается на кратчайшем расстоянии
от города Владивостока на участке завершения
мостового перехода Назимова - Новосильцева.
Остальные образовательные
и научно-производственные зоны размещаются
в соответствии с ранее произведенными
отводами участков :
- в поселке Рында -
учебные территории ДВГТУ и МГУ им. Невельского;
- в районе п. Подножье
(ДВГУ);
-в районе мыса Мелководного
- учебные территории ДВГТУ.
3. Проблемы и перспективы
развития зон научно-промышленного типа
в России
Отсутствие в России
в течение долгого времени единого законодательства
и четкого правового регулирования зон
научно-промышленного типа, базирующегося
на продуманной концепции их создания
и развития, которая строилась бы на основе
апробированных мировой практикой подходах,
привело к тому, что процесс формирования
зон научно-промышленного типа в России
изначально не достиг желаемых результатов.
При создании и функционировании зон научно-промышленного
типа в России выявились следующие проблемы:
- отсутствие четкого
понимания реальных целей и задач зон
научно-промышленного типа;
- огромность отводимых
территорий для зон научно-промышленного
типа;
- массовая раздача
льгот и привилегий зонам и лоббирование
их интересов в правительстве РФ;
- стремление местных
властей к суверенитету через создание
зон научно-промышленного типа.
Утрата государством
руководящей роли в создании сложного
экономического института свободных зон
привела к тому, что разные виды зон научно-промышленного
типа создавались нормативными актами
различной юридической силы (решения Совета
Министров РСФСР, распоряжения Верховного
Совета РСФСР, постановления Правительства
РФ, указы Президента РФ, федеральные законы
РФ). Несмотря на кажущееся многообразие
видов зон научно-промышленного типа,
созданных в РФ, их деятельность не принесла
ожидаемого эффекта. К основным проблемам,
мешающим эффективному развитию зон научно-промышленного
типа в стране, можно отнести следующие:
- существующие нормативные
документы не обеспечивали достаточно
благоприятных условий для создания и
функционирования зон научно-промышленного
типа;
- имело место дублирование
контролирующих функций различными ведомствами;
- в ряде случаев применялись
излишне жесткие нормативные требования
к проектированию, созданию и функционированию
зон научно-промышленного типа и др.
Эффективное функционирование
НПЗ России сдерживается отсутствием
существенной поддержки со стороны государства,
надёжной правовой основы для их создания
и развития. Необходимо отметить, что наиболее
успешно технопарки развиваются в тех
странах, где государство поддерживает
развитие научно-технической революции
и где во главу этой политики поставлена
задача оптимизации хозяйственной системы
и восприимчивости к достижениям научно-технического
прогресса, где для привлечения как местных,
так и иностранных инвестиций правительство
в законодательном порядке вводит финансовые
и налоговые льготы. Из существующего
ряда проблем результативности деятельности
большинства НПЗ России, прежде всего,
можно выделить:
1) неразвитость системы
коммертизации технологий. Зачастую технологическая
цепочка «наука
- разработки - массовое производство» прерывается.
То есть должна быть устойчивая эффективная
взаимосвязь между разработками высокотехнологичных
продуктов и их внедрением в массовое
производство;
2) недостаток обустроенных
под нужды технопарка площадей. Как правило,
вузы выделяют технопарку на правах пользования
здание или строение, реконструкция и
переоборудование которых не производится.
Как правило, технопарки не получают в
распоряжение площади земли под застройку,
что принципиально ограничивает потенциал
их развития;
3) недостаточно ресурсов
для самостоятельной разработки современных
способов ведения высокотехнологичного
бизнеса. Поэтому одна из главных функций
НПЗ - приход брендов крупных международных
компаний, работающих в сфере высоких
технологий, которые могут поделиться
опытом ведения бизнеса в этой сфере;
4) проблема нехватки
квалифицированных кадров при комплектовании
технико-внедренческих зон, технопарков,
бизнес-инкубаторов, отвечающих за коммертизацию
технологий, в том числе правовую защиту
интеллектуальной собственности.
Заключение
Тенденция развития
наукоемких отраслей нашла отражение
и в процессе трансформации функционального
предназначения специальных экономических
зон и появлении зон, специализирующихся
на разработке и выпуске наукоемкой продукции,
которые получили название научно-промышленные
парки (НПП), технопарки, технополисы, которые
мы относим к зональным структурам третьего
поколения.
Принципы организации
технопарков очень схожи с порядком образования
экспортно-производственных зон - та же
территориальная и экономическая обособленность,
государственная поддержка в виде валютных
ассигнований, финансовых и налоговых
льгот, экспортная ориентация.Основное,
но очень важное отличие научно-промышленных
парков от ЭПЗ заключается в характере
производства. Если в ЭПЗ создавалось
в основном крупносерийное, трудоёмкое
производство, то в технополисах осуществляется
разработка принципиально новых изделий
и технологий, материалов и товаров, осуществляется
экспериментальное, мелкосерийное производство
наукоемкой продукции.
При получении положительных
результатов маркетинговых исследований
о перспективах сбыта новых товаров может
быть налажено промышленное производство
конкурентоспособной продукции, предназначенной
преимущественно для экспорта.
Наконец, если экспортно-производственные
зоны создавались вблизи крупных морских
портов или аэропортов, то технопарки
организуются рядом с университетами,
колледжами или научными центрами.
За сравнительно короткий
период времени с середины текущего столетия
до настоящего времени в мире создано
свыше 400 научно-промышленных парков. Они
размещены в основном в Америке, Европе
и Азии. По состоянию на середину 1995 г.
в США насчитывалось около 100 технопарков,
в Германии - свыше 60, Китае - 52, Великобритании
- 40, Франции - 30, России - 27, Японии - 20, Южной
Корее - 10, Сингапуре - 10. Сейчас (к 2010 году)
их количество возросло в 2,5-3 раза.
Научно-промышленные
парки являются прообразами будущих технополисов
- городов передовых технологий, научных
исследований и проектно-конструкторских
разработок. Для большинства развивающихся
государств и стран с переходной экономикой
стратегия приоритетного развития научно-промышленных
парков - это прорыв в новые сферы деятельности
на основе развития сети региональных
центров высшего технологического уровня,
интеллектуализации всего национального
хозяйства. В технополисах гармонично
сочетаются наука, высокие технологии,
традиционные национальные культуры и
создаётся новая общность творческих
и всесторонне развитых людей.
Необходимо отметить
ещё одну важную функцию технопарков -
сдерживание "утечки мозгов", что
весьма актуально для современной России,
которая превращается в мирового лидера
в этой сфере. В настоящее время большинство
российских молодых талантливых учёных,
уезжающих за рубеж на учёбу или по контрактам,
остаётся там на постоянное жительство,
что обусловлено разрушением научно-технического
потенциала России и отсутствием спроса
на высококвалифицированных учёных и
специалистов.
Развитие сети технопарков,
где создаются благоприятные условия
для научной и коммерческой деятельности,
могло бы затормозить этот процесс, а также
открыть реальную возможность для приложения
сил возвращающихся на родину ученых,
накопивших опыт работы в ведущих западных
научно-исследовательских центрах.
научный промышленный
перспектива
Список использованных
источников
1. Об особых экономических
зонах в Российской Федерации: ФЗ № 116-ФЗ
от 22 июля 2005 г. (в ред. № 240-ФЗ от 30.10.2007 г.)
// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
2. Архипов
А., Павлов П. Экономические зоны : достоинства
и недостатки // Экономист. 2006. № 11. С. 28
- 34.
3. Гурьева М. Зоны свободного
внимания // Дальневосточный капитал. 2005.
№ 12. С. 24 - 29.
4. Дорохов Р. Микрочипы
за 500 млн евро // Ведомости. 2006. 28 марта.
С. 2.
5. Ивченко В. В., Хасанов
А. Г. Закон об ОЭЗ и развитие малого предпринимательства
в регионе // ЭКО. 2006. № 12. С. 108 - 114.
6. Имамутдинов И., Медовников
Д. НЭП для инноваторов // Эксперт. 2006. №
6. С. 13 - 17.
7. Петрунин В. В. Особенности
создания и налогообложения свободных
экономических зон в России // Финансовые
и бухгалтерские консультации. 2007. № 7.
С. 9 - 15.
8. Соловьева Ж. Совершенствование
техновнедренческих зон в России // Международная
экономика. 2007. № 1. С. 74 - 79.
Информация о работе Перспективы развития зон научно-промышленного типа