Перспективы развития налоговой системы в Республике Беларусь (РБ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 22:57, реферат

Описание работы

Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства.

Работа содержит 1 файл

Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы.docx

— 17.85 Кб (Скачать)

Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства. Основным принципом формирования налоговой системы Республики Беларусь является  принцип равенства и справедливости по отношению к налогоплательщикам. Это декларируется в Законе Республики Беларусь «О налогах и сборах взимаемых в бюджет Республики Беларусь». В целях обеспечения наибольших сборов налогов белорусские законодатели выбрали в качестве главных объектов налогообложения выручку от реализации продукции, работ и услуг, и заработную плату. Общее число налогов и сборов в Беларуси на данный момент более 20. Наиболее значительным является налог на добавленную стоимость, система исчисления и уплаты которого в целом близка к системе, существующей в странах Европейского Союза, а также в Российской Федерации. Однако имеются значительные отличия, например, в части вычета сумм НДС при экспорте товара и в обложении налогом вводимых в действие зданий (сооружений), которые значительно ухудшают условия инвестиционной деятельности. В 2003 году отменен ряд льгот, в частности, для предприятий, торгующих лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, предприятий, в которых работают инвалиды, и т.д. В последнее время наблюдается стремление к увеличению налога на недвижимость и земельного налога. Ставки земельного налога дифференцируются в том числе и от того, строится либо уже построено возводимое на земле здание (сооружение). Следует отметить, что при аренде земельного участка уплачивается арендная плата, которая заменяет земельный налог. Но арендная плата может превышать ставки земельного налога, причем значительно. В 2003 -2004 гг. произошел значительный рост указанных налогов. Следует отметить, что для пополнения местных бюджетов местные органы при выдаче разрешений на строительство практически всегда обуславливают данные разрешения внесением денежных средств на нужды благоустройства соответствующих территорий. Эти суммы не относятся к налогам и размер устанавливает орган, выдающий разрешение на строительство. Заработная плата на предприятиях в Республике Беларусь облагается пятью видами платежей: чрезвычайный чернобыльский налог (4%), отчисления в фонд социальной защиты населения (35%), отчисления в фонд содействия занятости (1%), отчисления во внебюджетный местный фонд содержания детских дошкольных учреждений (в г. Минске – 5 %), подоходный налог с граждан. В общей сложности предприятия включают в себестоимость продукции, работ, услуг на каждые 100 рублей начисленной заработной платы еще 45 рублей налогов и отчислений. Основным правовым актом, который регламентирует деятельность налоговой системы Республики Беларуси является НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, который был принят  Палатой представителей 15 ноября 2002 года.Кодекс устанавливает систему всех налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь. Декларирует основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин). Объясняет отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов. Устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.В статье 2 Кодекса регламентируются основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, согласно которым каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком. Предусматривается то, что налоги, сборы (пошлины), или иные взносы и платежи не предусмотренные Кодексом либо принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь не уплачиваются.Кодексом не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности. Кодексом допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством.Налоговое законодательство Республики Беларусь - система принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает:•    Налоговый Кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;•    Декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;•    Постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение настоящего Кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента Республики Беларусь;•    Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.Положения нормативных правовых актов, принимаемых на основании Кодекса, не могут противоречить его положениям, выходить за пределы содержания этих положений или предоставленных ими соответствующему органу полномочий. Исключением из этого правила являются акты Президента Республики Беларусь, изданные в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с Налоговым Кодексом или другим законом, регулирующим вопросы налогообложения, верховенство остается за кодексом если полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.Налоговая система Республики Беларусь представляет собой динамически развивающуюся структуру, с сформировавшейся нормативно правовой базой, но наряду с этим существует ряд недостатков.В первую очередь это нескончаемый поток дополнений и изменений в порядке осуществления основных операций. Многочисленные методические указания, письма, разъяснения перегружены ненужными деталями, запутывающими методику, написаны тяжелым для понимания языком, и не всегда вовремя доходят до своего адресата – юридического лица, физические лица как правило вообще не вникают в суть взимаемых с них сборов. Сложность налоговых инструкций и их множество привело к тому, что для правильного начисления платежей требуется высочайшая квалификация, которую имеют лишь некоторые опытные аудиторы. Рядовые бухгалтеры не в состоянии овладеть всем объемом налоговой информации, уследить за ее изменениями и потому допускают ошибки, чреватые немалыми финансовыми потерями для предприятий. Многочисленные изменения правил уплаты, практикующиеся в Республике Беларусь, вызывают негативную реакцию, уменьшают доверие к государству, не способствуют росту инвестиций в национальную экономику.Важной задачей является минимизация бюрократических процессов по взиманию налогов является одним из важнейших критериев в формировании налоговых систем экономически развитых государств. Руководствуясь этим критерием в Республике Беларусь рассматривается пересмотр процедур уплаты налогов и представления налоговой отчетности в соответствии объемам платежей и дифференциации ежемесячных и годовых сроков сдачи налоговых деклараций и перечислений платежей в бюджет. Большое значение в стимулировании предпринимательских инициатив в нужном для национальной экономики направлении имеет правильный выбор инструментов налогового регулирования. Одним из способов государственного воздействия на экономику являются налоговые льготы. В последнее время льготное налогообложение позволило наладить производство на крупнейших предприятиях Республики Беларусь, в агропромышленном комплексе. Именно налоговые льготы позволяют государству направить предпринимательскую активность и динамику инвестиций в нужное для общества русло. Перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь были определены Палатой Представителей Парламента. 4 октября Палата Представителей одобрила в первом чтении изменения и дополнения в законодательстве, регулирующем особенности налогообложения в 2005г. В выступлении перед депутатами, министр финансов Николай Корбут отметил намечаемые изменения в шести законодательных актах, предполагающих как налоговые послабления, так и увеличение отдельных видов налогов.К первой категории изменений относится освобождение физических лиц, ведущих личные подсобные хозяйства, от уплаты НДС по работам и услугам, порядок и перечень которых определяется правительством. Реализация данной нормы, приведет к уменьшению поступлений в бюджет в размере около 100 млн. рублей.Менее значительные потери - 900 млн. рублей - бюджет понесет за счет отмены земельного налога с участков, занятых спортбазами, используемыми для подготовки национальных и сборных команд. Значительная прибавка в доходной части бюджета - 10,5 млрд. рублей - ожидается за счет отмены действия льготной 10-процентной ставки НДС для товаров, производимых с применением новых и высоких технологий.Что касается иностранных инвесторов,  Правительство реализовало план по выравниванию условий работы местных производителей и предприятий с иностранным капиталом. С 1 января 2005г. отменяются налоговые льготы на прибыль для вновь образованных организаций с иностранными инвестициями. Эта норма добавит в следующем году в бюджет 104 млрд. рублей.Для владельцев автомобилей предусматривается повышение ставки отчислений с продажи автомобильного топлива с 20 до 25%. На этом планируется заработать 6,5 млрд. рублей. Кроме того, увеличивается экологический налог на величину сбора за транспортировку по территории РБ нефти и нефтепродуктов.Данные меры четко определили представление о перспективах развития налоговой системы в Беларуси: ü    налоговая нагрузка с сегодняшних 43% к ВВП возрастет значительно. Это связано с обязательствами Президента и Правительства о росте материального благосостояния населения. С помощью изменения в налоговом законодательстве пройдет своеобразное перераспределение доходов с бизнеса на социальные программы.ü    Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития, к 2020г., налоговая нагрузка на экономику должна уменьшиться на 7,5-8,5%. Значительные снижения  намечены с 2006г. по 2010г., поскольку на 2011-20гг. намечено снижать уровень налогообложения только на 2-4%.ü    Интеграционные перспективы Беларуси прямо увязываются с необходимостью ежегодного снижения республиканского уровня налогообложения с целью его приведения к российским стандартам, где уже сегодня доля налогов в ВВП меньше белорусского уровня на 9%. Такая разница составляет опасность для введения единой с Россией валюты. Литература1.    Закон  «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» // Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., N 4, ст.75; 1993 г., N 3, ст.27; 1994 г., N 3, 2.    НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ принят 19 декабря 2002 г. 3.    Эффект налогового гуманизма / Белорусский Рынок №26, 7 - 14 июля 2003 4.    Жбанов С. Налогов еще хватит / Белорусская газета № 40, 11 декабря 2004

Информация о работе Перспективы развития налоговой системы в Республике Беларусь (РБ)