Перспективы развития финансового лизинга в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Рыночные преобразования в экономике России, необходимость ускорения научно-технического прогресса, подъема различных отраслей экономики, в том числе, оборонно-промышленного комплекса условиях резкого ограничения финансовых средств, – все это требует поиска и внедрения новых методов обновления основных фондов. Одним из таких нетрадиционных и достаточно эффективных финансовых инструментов служит лизинг, представляющий собой альтернативу традиционным формам инвестирования. Особенно интересным с этой точки зрения является финансовый лизинг, который за определенную пл

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

Один из основных вопросов, вокруг которого продолжаются жаркие дебаты, – чем считать лизинг: одной из разновидностей аренды или формой инвестиционной деятельности. Проблема эта отнюдь не теоретическая, как может показаться на первый взгляд. Речь идет о принципах формирования налогооблагаемой базы. Другими словами, если лизинг признать инвестиционной деятельностью, то на него должны распространяться все соответствующие льготы, включая налоговые. Однако, с другой стороны, в Гражданском кодексе лизинг используется как синоним понятия "финансовая аренда", что позволяет трактовать его как один из видов аренды. Понятно, что большинство представителей лизингового бизнеса склонны считать лизинг именно инвестиционной деятельностью. Это действительно так, если за ворохом формальных предлогов не замечать экономической сути лизинга.

В настоящее  время в Налоговый кодекс внесены  изменения, учитывающие интересы лизинга. Тем не менее, по моему мнению, необходимо будет решать еще одну сложную  проблему – совершенствовать таможенное законодательство в отношении оборудования, поставляемого по лизингу. Уже сейчас понятно, что легко эта проблема не решится. Таможенники сегодня просто отказываются выполнять положения Закона о лизинге, указывая на их противоречие другим нормативным актам. Сейчас идет работа над новым Таможенным кодексом. Там принципиально важно определить статус ввоза оборудования по лизингу, ввести особый режим уплаты НДС и таможенных пошлин, который будет способствовать ввозу оборудования. На сегодняшний день на границе задержано и простаивает оборудования более чем на миллиард долларов, поскольку компании не могут заплатить пошлины и НДС. Было предложение рассрочить уплату таможенных пошлин на срок договора лизинга и использовать это оборудование, которое сегодня лежит на складах под арестом. Однако оно не прошло, поскольку большинство депутатов Госдумы защищает интересы наших промышленных гигантов, а не малые и средние предприятия.

Необходимо еще  вносить изменения и в Закон  о лизинге, и в Гражданский  кодекс. В частности, сейчас и в  ГК, и в законе говорится о возможности использования предмета лизинга только для предпринимательских целей. Это исключает предоставление лизинговых услуг физическим лицам и препятствует развитию лизинга в России. Кроме того, законом предусмотрено, что для осуществления лизинговой деятельности лизинговые компании имеют право привлекать денежные средства только юридических лиц, – это означает, что физические лица не могут кредитовать лизинговые сделки. Снятие данных ограничений позволило бы ежегодно привлекать значительные средства населения, например, в лизинг автомобилей. Таким образом, объем инвестиций в реальный сектор экономики мог бы увеличиться.

Сейчас в лизинговом сообществе существует две точки  зрения на пути совершенствования лизингового  законодательства. Ассоциация "Рослизинг", которая разработала крайне неудачный первый вариант Закона о лизинге, добивается, чтобы в соответствие с этим законом были приведены Налоговый, Таможенный, Гражданский кодексы и все другие законы, имеющие отношение к лизингу. Более здравомыслящие представители лизингового бизнеса выступают за приведение закона в соответствие с другими нормативными актами. Однако, на мой взгляд, наиболее разумным был бы третий путь. И Закон о лизинге, и Гражданский кодекс нужно приводить в соответствие с международной Конвенцией о лизинге. Она регламентирует все вопросы лизинговой деятельности. Тем более что Россия присоединилась к этой конвенции, а у нас международные договоры имеют приоритет над национальным законодательством. Есть и еще один аргумент в пользу того, чтобы взять за основу всего лизингового законодательства конвенцию. Почти все крупные лизинговые компании работают на иностранном оборудовании, и им чрезвычайно важно, чтобы отечественное законодательство соответствовало международным стандартам и правилам.

Создание цивилизованной, непротиворечивой, стимулирующей развитие лизингового бизнеса нормативной  базы могло бы существенно оживить  отечественный инвестиционный климат. Поэтому очевидно, что урегулирование правовых вопросов и установление экономически выгодных условий для осуществления лизинговых операций, несомненно, будут способствовать активному развитию лизинга в России, особенно принимая во внимание общее старение основных фондов и острую необходимость в их замене. И урегулирование всех вопросов должно основываться на международном опыте, накопленном, прежде всего индустриально развитыми странами и Российском опыте, накопленном за минувшие десять лет

Надеюсь, что  на вершине государственного управления будут поддерживаться тенденции, стимулирования и упорядочения лизинговой деятельности, что поможет стратегическому развитию российской экономики. Зеленый свет для лизинга – это сигнал к быстрому техническому перевооружению многих товаропроизводителей, созданию новых рабочих мест, а, значит, к ускоренному расширению базы налогообложения, пополнению доходной части бюджета, увеличению прибыли предприятий.

Информация о работе Перспективы развития финансового лизинга в Российской Федерации